ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Петрушова Л.А.,
МБОУ «Гимназия №1 имени К.И.Щёлкина»
г.Белогорска Республики Крым
Данный урок является завершающим в разделе программы «системы счисления». Следующим уроком можно проводить контрольную работу по данной теме.
Урок построен на деятельной основе с применением элементов игровой технологии, что обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся, стимулирует их интерес к изучению возможностей современных компьютерных технологий и их применению в обучении. Интерес к изучению предмета подкреплен историческими вопросами и творческими заданиями. Применение элементов игровой и проблемной технологий способствует развитию познавательной деятельности учащихся, дает им возможность проявить себя, делает процесс обучения более интересным, что стимулирует умственную активность.
Структуру урока составляют 6 основных этапов: оргмомент, актуализация опорных знаний и решение задач (работа в тетрадях), работа в малых группах (за компьютером), физкультминутка, работа над проектом, подведение итогов урока, выполнение творческих заданий. Каждый этап логически завершен, подведен итог урока.
Дидактический материал доступен для понимания и усвоения, связан с практикой. Содержание заданий составлено на основе различных сборников для проведения ЕГЭ и ГИА.
Санитарно-гигиенические нормы работы с компьютером соблюдены, смена умственной деятельности чередуется с работой за ПК.
Описание разработки:
Цели мероприятия:
Стимулировать познавательный интерес учащихся к предмету «Информатика».
Формировать чувства здорового соперничества, умение отстаивать свои взгляды.
Развивать умственную деятельность, память, умение логически мыслить.
Тип мероприятия: обобщающий урок-игра.
Технология: групповая и индивидуальная работа.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.
1. Актуализация знаний. Ребята разбиваются на две команды: 10 класс и 6 класс. Ученикам будет представлено поле из 25 ячеек, которое им откроют на несколько секунд. В ячейках спрятаны по восемь вопросов трех категорий (задания для 6 класса отмечены красными квадратиками, задания для 10 класса отмечены желтыми квадратиками, а также 9 вопросов из категории «Общие знания по информатике» отмечены синими квадратиками). За правильный ответ в общих знаниях учащиеся получают 1 балл, в своей категории - 2 балла, а в категории противника - 3 балла. Оценки учащиеся самостоятельно заносят в свои листы оценки знаний, по результатам которого в конце урока будет выставлена итоговая оценка (Приложение 1).
2. Распределение по командам (Работа в тетрадях). Каждый получает карточку с заданием. Ответ записывается на этой карточке в нужные квадратики. Выделенный – это номер компьютера, за которым ученик будет работать. Таким образом, все ученики распределяются на малые группы (пары) и садятся за свой компьютер (Приложение 2).
3. Работа в малых группах (работа в тетрадях и за компьютером). Каждая группа получает по 2 задания. 10 класс выполняет его на листах, а 6 – частично в тетрадях, частично с помощью калькулятора. Затем взаимопроверка. В конце дети получают в свои листы баллы (Приложение 3).
4. Физкультминутка.
5. Работа над проектом. (Дети переводят свое число в двоичную систему счисления, затем выходят к доске, закрашивают соответствующие клетки таблицы, которая проецируется на экран. После выполнения работы на экране появится определенная картинка) (Приложение 4).
6. Подведение итогов. Объявление оценок.
7. Творческие задания. Учащиеся выполняют задания в группах за компьютером, используя программу «Инженерный калькулятор». Работа каждой команды проверяется и оценивается учителем. Помощник учителя заносит результаты в итоговую таблицу и объявляет суммы баллов каждой команды за выполненные задания (Приложение 5).
Приложение 1
Актуализация знаний. При щелчке мышкой квадратик меняет сой цвет, который соответствует выбранной категории: Вопросы для 6 класса, Вопросы для 10 класса, Общие знания по информатике.
Вопросы для 6 класса.
Способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков. Система счисления
Какая основная система счисления используется в компьютере? Двоичная
Записать десятичное число 2 в двоичной системе счисления. 10
Какому числу соответствует запись XXI и в какой системе счисления? 21 (римская)
Эквивалентом десятичного числа 50 в римской системе счисления является цифра L
Алфавит десятичной системы счисления 0-9
Наименьшее основание позиционной системы счисления 2
Что такое основание системы счисления? Количество цифр
Вопросы для 10 класса
Какие народности использовали непозиционные системы счисления? Древние египтяне, греки, римляне
Как записывается римское число 1000? М
Основание Вавилонской системы счисления. 60
Число 1201 может принадлежать перечисленным позиционным системам счисления, кроме 1) двоичной 2) восьмеричной 3) десятичной 4) шестнадцатеричной
Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях («включено» или «выключено»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно бы было передать 200 разных сигналов? 8
Сколько различных последовательностей длиной в 7 символов можно составить из цифр 0 и 1? 128
Какое количество информации будет получено вторым игроком в игре «Крестики-нолики» на поле 4x4 после первого хода первого игрока?
Где зародилась десятичная система счисления? в Индии
Как называлось на Руси число 1050 ? Колода
Организованный набор данных, имеющий имя, хранящийся в долговременной памяти. Файл
Назовите расширение текстового документа. .doc
Назовите знак, переводящий буквы кириллицы в цифры. Титло
Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации. Информатика
Перечень файлов. Каталог
Специальный индикатор, указывающий позицию на экране. Курсор
Какое изображение при масштабировании не теряет качества? Векторное
Приложение 2.
Задания для распределения по группам. Выделенная цифра – это номер компьютера.
Задания для 6 класса:
Переведите числа в десятичную систему счисления. В ответ запишите последние цифры новых чисел.
100101012, 1010111012, 1111011102 – 14910, 34910, 49410, (994)
1101012, 1010012, 111100002 - 5310, 4110, 21010, (310)
101011112, 10100012, 111100002 - 17510, 8110, 21010, (182)
111112, 10000012, 101010102 - 3110, 6510, 17010, (361)
1012, 1010112, 110011012 – 510, 4310, 20510,(542)
100011002, 100111012, 110012, - 14010, 15710, 2510, (112)
11011012, 1112, 101012 – 10910, 710, 2110, (172)
10000000102, 112, 10011012 - 102410, 310, 7710, (137)
1010112, 101112, 10112, – 4310, 2310, 1110, (421)
10012, 1101102, 10101012 – 910, 5410, 8510, (958)
Задания для 10 класса:
Найдите равные числа и запишите их значение в ответ:
1016, 102, 405, 28 - 102, 28, (2)
A16, 1010, 112, 225. - A16, 1010, (10)
1110002, 3408, 7010, 3816. - 1110002, 3816.(56)
Сколько единиц содержит двоичная запись числа? Ответ запишите в соответствующие клетки по порядку.
102410, 51410, 14010 - 10, 8,5 (1085)
14910, 34910, 49410, - 4, 3, 2 (432)
5310, 4110, 21010, - 2, 3, 4 (234)
Выполните действия. Ответ запишите в десятичной системе счисления:
(11102+1012)*1002=1001102 – 76
(110012-1112)*1012= 10110102– 90
(3238+428)*138= 52078– 2695
(4318-758)*118= 36748– 1980
Приложение 3.
10 класс.
Задание 1. Докажите тождества. (Задание оценивается 2-мя баллами.)
Докажите, что:
1,5,9 к) 225338 = 100101010110112
2,6,10 к) 10010101111002 = 12BC16
3,7 к) 101010100111002 = 252348
4,8 к) 1C6316 = 11100011000112
Задание 2. Решение неравенств. (Задание оценивается 2-мя баллами.)
Поставьте вместо знака ? знак или =.
1,5,9 к) 28510 ? 11D16 (Ответ: 28510 = 28510 )
2,6,10 к) 1111112 ? 11118 (Ответ: 6310 10 )
3,7 к) 6С16 ? 1010012 (Ответ: 10810 4110 )
4,8 к) 5516 ? 1258 (Ответ: 8510 = 8510 )
Задание 3. Числовые последовательности. (Задание оценивается 4-мя баллами.)
Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:
1,5,9 к) 3510, 368, 3А16, 1001012, 1304 (Ответ: 1304 , 368, 3510, 1001012, 3А16 )
2,6,10 к) 1110012, 648, 9Е16, 2510, 2103 (Ответ: 2103, 2510, 648, 1110012, 9Е16 )
3,7 к) 728, 15610, 1010012, 8В16, 2325 (Ответ: 1010012, 728, 2325, 8В16, 15610 )
4,8 к) 12D16, 788, 1000112, 54110, 1245 (Ответ: 1000112, 1245, 788, 12D16, 54110)
6 класс
Задания для 1, 5, 9 к.
Выполнить предложенные действия в указанной последовательности. Вычисления выполнять в тетради. Результат первого действия должен совпасть с результатом последнего.
Найти произведение чисел: 111002*1012 (воспользоваться Калькулятором).
Результат первого действия перевести в десятичную систему счисления.
Результат второго действия перевести в восьмеричную систему счисления (воспользоваться Калькулятором).
Полученное восьмеричное число сложить с числом 1111102 в двоичной системе счисления (воспользоваться Калькулятором).
Результат перевести в десятичную систему счисления.
Результат пятого действия перевести в шестнадцатеричную систему счисления (воспользоваться Калькулятором).
От полученного результата вычесть число 1111102 в двоичной системе счисления (воспользоваться Калькулятором).
Задания для 2, 6,10 к.
Выполнить предложенные действия в указанной последовательности. Вычисления выполнять в тетради. Результат первого действия должен совпасть с результатом последнего.
Число 7810 перевести в двоичную систему счисления.
От числа, полученного в первом действии вычесть число 101012 (воспользоваться Калькулятором).
Результат второго действия перевести в десятичную систему счисления.
Результат третьего действия перевести в восьмеричную систему счисления (воспользоваться Калькулятором).
Полученное восьмеричное число умножить на 1102 в двоичной системе счисления (воспользоваться Калькулятором).
Результат пятого действия перевести в шестнадцатеричную систему счисления (воспользоваться Калькулятором).
От полученного результата вычесть число 1001011012 в двоичной системе счисления (воспользоваться Калькулятором).
Результат сложить с числом 1001012 в двоичной системе счисления (воспользоваться Калькулятором)
Задания для 3, 7 к.
Выполнить предложенные действия в указанной последовательности. Вычисления выполнять в тетради. Результат первого действия должен совпасть с результатом последнего.
Число 728 перевести в двоичную систему счисления (воспользоваться Калькулятором).
Результат первого действия умножить на 112 в двоичной системе счисления (воспользоваться Калькулятором).
Результат второго действия перевести в десятичную систему счисления.
Полученное десятичное число перевести в шестнадцатеричную систему счисления (воспользоваться Калькулятором).
Результат сложить с числом 101112 в двоичной системе счисления (воспользоваться Калькулятором).
Результат пятого действия перевести в десятичную систему счисления.
Полученный результат представить в восьмеричной системе счисления (воспользоваться Калькулятором).
От полученного результата вычесть число 100010112 в двоичной системе счисления (воспользоваться Калькулятором).
Задания для 4, 8 к.
Выполнить предложенные действия в указанной последовательности. Вычисления выполнять в тетради. Результат первого действия должен совпасть с результатом последнего.
Число 14410 перевести в двоичную систему счисления.
Результат первого действия разделить на 1102 (воспользоваться Калькулятором).
Результат первого действия сложить с результатом второго действия (воспользоваться Калькулятором).
Результат третьего действия перевести в десятичную систему счисления.
Результат четвёртого действия перевести в шестнадцатеричную систему счисления (воспользоваться Калькулятором).
Число 2410 перевести в восьмеричную систему счисления (воспользоваться Калькулятором).
Полученное восьмеричное число вычесть из числа 101010002 в двоичной системе счисления (воспользоваться Калькулятором).
Приложение 4
Задание. Восстановите рисунок по его десятичному коду. Каждая строчка рисунка состоит из четырех десятичных чисел. Необходимо представить имеющиеся десятичные числа в двоичном коде и закрасить клеточки, соответствующие цифре 1.
№ строки | 1-е значение | 2-е значение | 3-е значение | 4-е значение |
| 0 | 0 | 7 | 0 |
| 0 | 0 | 15 | 12 |
| 0 | 0 | 15 | 7 |
| 0 | 0 | 15 | 15 |
| 8 | 0 | 7 | 8 |
| 12 | 0 | 6 | 0 |
| 12 | 0 | 7 | 0 |
| 15 | 15 | 15 | 8 |
| 15 | 15 | 13 | 8 |
| 15 | 15 | 3 | 8 |
| 8 | 14 | 7 | 8 |
| 14 | 0 | 15 | 0 |
| 7 | 15 | 14 | 0 |
| 15 | 15 | 15 | 15 |
| 3 | 3 | 3 | 3 |
| 12 | 12 | 12 | 12 |
Приложение 5.
Задание1. Русская поговорка. (Задание оценивается 5-ю баллами.)
Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.
(Ответ: ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ)
Задание2. Рождение цветка. (Задание оценивается 5-ю баллами.)
Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.
(Ответ: 100100012=145 дней)
Задание10. Числовой лабиринт. (Задание оценивается 10-ю баллами.)
Переведите числа, записанные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления; затем полученные после вычисления числа замените буквами русского алфавита, которые имеют соответствующие порядковые номера; запишите полученное слово.
(Ответ: ДИСКОВОД)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | | | | | | | |
16 | | | | | | | | | | | | | | | | |