СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол". Урок обобщения знаний в разрезе требований ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Глагол"»

Конспект урока русского языка в 6 классе. Тема: Обобщение изученного по теме «Глагол»

Вид урока: обобщающий урок 
Цель урока: обобщить знания о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов;

Задачи:
обучающие: закрепить и обобщить знания о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов;
развивающие: совершенствовать умение анализировать языковой материал при разрешении учебных проблемных ситуаций;
воспитательные: развивать коммуникативную культуру учащихся, воспитывать интерес к предмету.
Формы работы учащихся: в парах, индивидуальная, фронтальная
Педагогические технологии: игровые (цель использования – повышают эффективности урока, создают ситуации успеха, развивают интерес к предмету), информационно-коммуникативные (цель использования – наглядность позволяет сформулировать тему урока, облегчает повторение объёмного теоретического материала, дает возможность проверить усвоенные учащимися знания, повышает мотивацию учащихся), технология дифференцированного обучения (цель – повышает мотивацию к обучению, дает возможность реализоваться всем учащимся), здоровьесберегающие технологии. 
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал


Ход урока

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, садитесь. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. А сейчас обратите внимание на доску, прочитайте про себя стихотворение. Его нам расскажет Понкратова Екатерина

II. Объявление темы и задач урока.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.
(П.Чесноков)
- О какой части речи идёт речь? Какая тема урока сегодня? Сформулируем цели урока.
- Сегодня мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой мы занимались на протяжении многих уроков – о глаголе. Повторим грамматические признаки глагола, правописание. Итак, отправимся в путешествие.

III. Актуализация опорных знаний

а) -Знаете ли вы, что….(Остановка этимологическая).

-Почему она так называется «этимологическая»? Что такое этимология?

Этимология


-и, ж. 1. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Происхождение того или иного слова или выражения. Установить этимологию слова. * Народная этимология (спец.) — переделка заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка на основе ассоциации значений (напр. у Лескова: мелкоскоп вместо микроскоп). прил. этимологический, -ая, -ое. Э. словарь.


По частоте употребления занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
-А знаете ли вы, ребята, откуда у нас появилось это странное слово – «глагол»? Слово глагол: означало по-старославянски слово, существовало и слово глаголати. У Пушкина: «И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». Буква Г в азбуке называлась «глаголь».
б) Глаголы нужно уметь употреблять в речи, поэтому начнём мы урок с орфоэпического диктанта. 
(остановка Орфоэпическая)

-Наша задача? Чему учимся?

-И конечно же нам пригодится это на экзамене
Задание на карточках (в паре):
 поставить ударение. Приготовиться к проверке.
Звонит, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит. 

Самопроверка

IV. Повторение изученного (остановка Долина Теории)

Фронтальный опрос. Игра «Древо знаний». 
(Изображение дерева с ветками, но без листьев и плодов выдаётся учащимся в качестве раздаточного материала, изображения плодов и листьев также выдаются во время ответов учащихся и наклеиваются ими на ветки дерева).
-На сегодняшнем уроке наше «древо знаний» готово «обзавестись плодами», а вот какие это плоды, будет зависеть от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы. Таким образом, чтобы на нашем дереве появились плоды, нужно ответить на вопросы. Каждый ответ, полученный на вопрос, превратится в красное яблоко, если вы ответили на «5», в желтую грушу, если вы ответили на «4», зеленый листочек – при ответе на «3», а вот неправильный ответ принесет дереву коричневый жухлый лист. (Дерево может быть общим, можно выдать каждой паре, работа фронтальная или в парах- тогда вопросы на листах ромашки)

Одновременно одаренные дети работают по карточкам.

-Вам предстоит исследовательская работа с текстом Гоголя «Шинель».
• Дайте определение глагола.
• Что такое инфинитив глагола?
• Почему начальная форма глагола называется неопределённой?
• Сколько видов у глагола? Назовите их.
Назовите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются? (рассказывает ученица у доски)
• Как образуются возвратные глаголы?
• Расскажите о переходности глаголов.
• Сколько наклонений у глагола? Назовите их.
• Как образуется форма условного наклонения?
• В чём особенность безличных глаголов?
• В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

- Молодцы! Итак, повторили теорию и вы уверенно сможете применить в практике
Физкультминутка. 

-Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.
Игра «Кто быстрее».
Раздаются карточки

-Посмотрите на «Древо знаний». Как оно красиво! Сколько на нем плодов! Это говорит о том, что вы прочно усвоили теоретический материал. Но теория без практики – ничто. Так что перейдем к практике. Поэтому следующая остановка «Практическая».

V. Выполнение тренировочных упражнений на повторение.

Задание 1. Работа в группах. Из предложений выбрать и записать глаголы 
I вариант - изъявительного, II вариант -условного, III вариант - повелительного наклонений. Взаимопроверка.
1.Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам.
2.Без смелости не возьмёшь и крепости.
3.Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
4.Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
5.Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде Февраля.
6.С людьми советуйся, а ума не теряй.
7.Время упустишь - часом не нагонишь.
8.Не ленился бы, всему научился бы.
9.Что посеешь, то и пожнёшь.
10.Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
Проверка
Задание 2.«Исправь ошибки в образовании форм глаголов».
1) Он всегда ложит локти на стол.
2) Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.
3) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.
Задание 3. Игра «Составь слово».
От глагола размешать взять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание, от глагола поскользнуться– второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.) 
Какие морфологические признаки можно определить у этого глагола?
Задание 4. «Четвёртый лишний».
Завид…вать, рассказ…вать, совет…вать, танц…вать.
Задание 5. Перед вами слова с пропущенными гласными:
Держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, стро…мся, пиш…м, помо…шь, вытр…шь, рису…м. 
Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение. Один из глаголов разберите морфологически.
Проверка по цепочке.
Задание 6.Продолжите пословицы, определите наклонение глаголов:
1.Сам пропадай...
2.По одежке встречают...
3.Семь раз отмерь...
4.Глаза страшатся...
5.Грамоте учиться...
6.Любишь кататься...
7.Не зная броду...
8.Что посеешь...
Взаимопроверка.
Задание 7. Укажите предложения с переходными глаголами.
А) Люблю родную сторону во всем ее наряде скромном.
Б) Мужество рождается в борьбе.
В) Красота спасет мир.
Г) Верить в победу добра и справедливости.

VI. Домашнее задание

- Я уверена, что теперь вы успешно справитесь дома с творческой работой: сочинить лингвистическую сказку «Жил-был Глагол…», «Три брата» (о наклонениях глагола) или на другие темы по вашему выбору.

VII.Станция «Конечная». Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Синквейн

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Составление синквейна

Пример синквейна на тему «глагол»:

Глагол.

Возвратный, совершенный.

Описывает действие, спрягается, повелевает.

В предложении обычно бывает сказуемым.

Часть речи.

-Ребята, вы сегодня хорошо и плодотворно поработали, а теперь оцените свою работу на уроке.

(Перед каждым учеником лежит листок с «Лестницей успеха». Оценивая свою работу на уроке, ученик рисует человечка на определенной ступеньке: на первой ступеньке –ничего не понял, не запомнил, сделал не все, что мог; на второй –понял , усвоил частично, кое-что вызвало затруднения; на третьей – со всем справился, сделал все, что в моих силах).

Без глагола бы, друзья,

Скучной жизнь наша была!

Ни читать и ни писать, ни гулять, ни танцевать

Не смогли б ни ты, ни я

Грустен стал и одинок день без действия, дружок!




Николай Гоголь

ШИНЕЛЬ

В департаменте... но лучше не называть, в каком департаменте. Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякий частный человек считает в лице своем оскорбленным все общество. Говорят, весьма недавно поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города, в которой он излагает ясно, что гибнут государственные постановления и что священное имя его произносится решительно всуе. А в доказательство приложил к просьбе преогромнейший том какого-то романтического сочинения, где чрез каждые десять страниц является капитан-исправник, местами даже совершенно в пьяном виде. Итак, во избежание всяких неприятностей, лучше департамент, о котором идет дело, мы назовем одним департаментом.