Обобщающий урок
по теме
«Механические колебания и волны»
9 класс
Учитель физики Остаева Е.В.
1. Какое движение называется колебательным?
2.Какие величины характеризуют колебательное движение?
3. Что называют волной?
4. Величины, характеризующие волны:
5.Какие виды волн вам извест-ны?
6.Что называют поперечной
волной? Продольной? Примеры.
7. В каких средах могут распространяться продольные волны? Поперечные?
8. Что такое звук?
Что называют ультразвуком? Инфразвуком?
9. Каким физическим явлением объясняется восприятие звука человеком?
10.Как человек определяет направление звука?
11. В каких средах распространяется звук? Скорость звука в различных средах
12. . Происходит ли перенос вещества и энергии при распространении звуковых волн в упругой среде?
13 Назовите характеристики звука.
14. Что называют резонансом? акустическим резонансом?
15. Что называют эхом? Как определяют расстояние до преграды?
16.Какие колебательные системы мы знаем и от чего зависит их поведение?
Как мы исследовали
колебательные системы
Опыт 1
Цель: выяснить зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза, сделать выводы.
Оборудование: интерактивная модель пружинного маятника.
Жесткость пружины не меняем
Амплитуду колебаний не меняем
Меняем массу груза
№ опыта
k, Н/кг
1
10
А, м
2
3
0.1
10
m, кг
n
0.1
0,1
10
10
0,2
0.1
t, с
0,3
10
Т, с
6,39
10
9,0
0.64
0,9
0.32
11,09
0.45
1,11
0.55
T=f ( )
Т, с
0,64
0,9
0.32
1,11
0.45
0.55
Опыт 2
Цель: выяснить зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины груза, сделать выводы.
Оборудование: интерактивная модель пружинного маятника.
Массу груза не меняем
Амплитуду колебаний не меняем
Меняем жесткость пружины
№ опыта
K, Н/кг
1
А, м
10
2
0,1
M, кг
3
24
0.1
n
0,1
36
10
t, с
0,1
0.1
Т, с
6,39
10
0.1
0,64
10
4,15
3,1
3,39
0.42
4,9
0,34
6
T=f ( )
Т, с
0,64
0,42
3,1
0,34
4,9
6
Опыт 3
Цель: выяснить зависимость периода колебаний пружинного маятника от амплитуды колебаний, сделать выводы.
Оборудование: интерактивная модель пружинного маятника.
Массу груза не меняем
Жесткость пружины не меняем
Меняем амплитуду колебаний
Т, с
0,8
А, м
0,8
0,2
0,8
0,4
0,6
№ опыта
k. Н/кг
1
А, м
2
10
m. кг
10
0,2
3
n
0.1
10
0,4
0.1
t. с
0,6
10
0.1
Т, с
6,39
10
6,39
10
0,64
0,64
6,39
0,64
Т, с
А, м
0,64
0,2
0,64
0,64
0,4
0,6
Период пружинного маятника не зависит от амплитуды колебаний.
Опыт 4
Цель: выяснить зависимость периода колебаний математического маятника от его длины, сделать выводы.
Оборудование: интерактивная модель пружинного маятника.
Меняем длину маятника
Т, с
0,8
√ L
1.0
4
1.1
5
5,5
T=f ( √L )
Явления
Величины, характеризую-щие эти явления
Колеба-тельное движение
Амплитуда
обозначение
Период
единицы измерения
Волновое движение
Частота
Формулы
Длина волны
Скорость
Звуковые колебания
Громкость
От чего зависят?
Высота
Тон
Тембр
по графику определите амплитуду, период и частоту колебаний
Найдите амплитуду, период и частоту колебаний груза на пружине жесткостью 40 Н/м, если график колебаний изображен на рисунке.
по графику определите амплитуду период и частоту колебаний.
Т – период (наименьшее время повторения)
Скорость, с которой распространяется возмущение в среде, называют скоростью волны
Расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду колебаний Т (или кратчайшее расстояние между двумя ближайшими точками, колеблющимися в одинаковой фазе), называют длинной волны λв:
Громкость звука определяется переносимой волной энергией , которая пропорциональна квадрату амплитуды колебания частиц.
Высота тона определяется частотой колебания частиц среды (чем больше частота колебания частиц, тем выше звук).
Д.З. упр. 28 (1, 3), 30 (1, 2), 31 (1), 32 (1)
-Достиг ли я поставленной цели?
-Что было трудно?
1)Я ничего не достиг на уроке
2) Я понял не все и мне нужно изучить материал самостоятельно
3) Я понял не все и мне стоит подумать
4) Я понял, но у меня были затруднения
5) Я понял