СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Колебания.Волны.Звук"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок – это интегрированный урок повторение и обобщение с элементами практической ориентации воспитания учащихся.

           Главный акцент на уроке был сделан на такие понятия, как характеристики колебательных и волновых процессов.

Познавательная активность школьников обеспечивалась индивидуальной работой в ходе выступления и эксперимента.

Был приведен пример использования физиотерапевтического аппарата "Витафон"

Просмотр содержимого документа
«обобщение и систематизация конспект»

Остаева Е.В., учитель физики, МКОУ «СОШ с.Фарн»

Конспект урока по физике в 9 классе. Тема:Обобщающий урок по теме «Механические колебания и волны» Цель: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме через повторение, обобщение и систематизацию знаний, совершенствование умения логически мыслить, умения применять знания в различных ситуациях при решении качественных, экспериментальных, вычислительных задач.

Задачи: - повторить, обобщить и систематизировать основные теоретические вопросы темы;

- продолжить развитие интереса к предмету; 
- развивать логическое мышление, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, анализировать;
- умение работать в группах, прислушиваться к мнению других, развивать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, доска. УМК: 1. Перышкин А. В., Е.М. Гутник Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2016.

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

1 «Организационный»

(1 мин)


Приветствует учащихся


Приветствуют учителя

Формирование КУ:

Взаимное приветствие учащихся

2 «Проверка домашнего задания»

(10 мин)

Проверяет знания учащихся по теме «колебания и волны»

Вопросы:

1. Какое движение называется колебательным?

2.Какие величины характеризуют колебательное движение?

3. Что называют волной?

4. Величины, характеризующие волны:

5. Какие  виды  волн  вам  известны?

6. Что  называют  поперечной  волной? Продольной?  Примеры.

7. В каких средах могут распространяться продольные волны? Поперечные?

8. Что такое звук? Что называют ультразвуком? Инфразвуком?

9. Каким физическим явлением объясняется восприятие звука человеком?

10.Как человек определяет направление звука?

11. В каких средах распространяется звук? Скорость звука в различных средах

12. . Происходит ли перенос вещества и энергии при распространении звуковых волн в упругой среде?

13 Назовите характеристики звука.

14. Что называют резонансом? акустическим резонансом?

15. Что называют эхом? Как определяют расстояние до преграды?


Дают ответы на поставленные вопросы.

Формирование ПУ, КУ:

Актуализация знаний учащихся по теме «колебания и волны»

3 «Постановка цели и задач урока. Мотивация»

(4 мин)

Вводит в тему урока, формулирует цель и задачи урока.


Формулируют цель и задачи для себя.


Формирование КУ, РУ:

Мотивация учащихся.

Постановка «своих» целей и задач учащимися.

4 «Экспериментальное задание»

(10 мин)

Наблюдает, корректирует

Представляют презентацию с результатами лабораторных работ по изучению зависимости периода колебаний системы от ее свойств

Формирование КУ, ПУ:

Выявление уровня усвоения.


5 «Применение знаний и умений в новой ситуации»

(15 мин)

Предлагает заполнить таблицу

Заполняют таблицу.


Формирование ПУ, КУ, РУ:

Включение в работу. Заполнение таблицы.


Явления

Величины, характеризую-щие эти явления

обозначение

единицы измерения

Формулы

Колеба-тельное движение

Амплитуда

Период

Частота




Волновое движение

Длина волны

Скорость




Звуковые колебания

Громкость


Высота


Тон

Тембр

От чего зависят?






6 «Контроль усвоения» (10 мин)

Осуществляет через решение задач:

Разбор задач с диска «Видеоуроки»

Решают упражнение в тетрадях и у доски.

Формирование КУ, ПУ:

Выявление уровня усвоения.

Решение задач по изученной теме.

7 «Домашнее задание»

(1 мин)

Комментирует домашнее задание:

написано на доске: таблицу выучить, упр.

Записывают в дневники.


упр. 28 (1-3), 30 (1, 2), 31 (1), 32 (1, 2, 4)

Первичное осмысление д/з.

При запасе времени

Рассказ о ВИТАФОНе

Слушают, делают заключение о метапредметных связях

Формирование метапредметных связей. пробудить у учащихся необходимость пополнения знаний о колебательных системах, существующих в природе с целью не просто знать, но и уметь применять для улучшения качества жизни человека, обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспорта, в быту, технике, связи, влияние на организм человека.

8 «Рефлексия»

(4 мин)

Ставит перед учащимися следующие вопросы:

-Достиг ли я поставленной цели?

-Что было трудно?


Учащиеся оценивают себя по пятиступенчатой лестнице:

1)Я ничего не достиг на уроке_______________

2) Я понял не все и мне нужно изучить материал самостоятельно________

3) Я понял не все и мне стоит подумать________

4) Я понял, но у меня были затруднения______

5) Я понял____________

Формирование РУ, КУ:

Осознание своей деятельности.


Просмотр содержимого презентации
«к уроку»

Обобщающий урок по теме «Механические колебания и волны»  9 класс  Учитель физики Остаева Е.В.

Обобщающий урок

по теме

«Механические колебания и волны»

9 класс

Учитель физики Остаева Е.В.

1. Какое движение называется колебательным? 2.Какие величины характеризуют колебательное движение?

1. Какое движение называется колебательным?

2.Какие величины характеризуют колебательное движение?

3. Что называют волной? 4. Величины, характеризующие волны: 5.Какие  виды  волн  вам  извест-ны?  6.Что  называют  поперечной   волной? Продольной?  Примеры.

3. Что называют волной?

4. Величины, характеризующие волны:

5.Какие  виды  волн  вам  извест-ны?

6.Что  называют  поперечной  

волной? Продольной?  Примеры.

7. В каких средах могут распространяться продольные волны? Поперечные?  8. Что такое звук? Что называют ультразвуком? Инфразвуком?

7. В каких средах могут распространяться продольные волны? Поперечные?

8. Что такое звук?

Что называют ультразвуком? Инфразвуком?

9. Каким физическим явлением объясняется восприятие звука человеком?  10.Как человек определяет направление звука?  11. В каких средах распространяется звук? Скорость звука в различных средах

9. Каким физическим явлением объясняется восприятие звука человеком?

10.Как человек определяет направление звука?

11. В каких средах распространяется звук? Скорость звука в различных средах

12. . Происходит ли перенос вещества и энергии при распространении  звуковых волн в упругой среде?  13 Назовите характеристики звука.

12. . Происходит ли перенос вещества и энергии при распространении звуковых волн в упругой среде?

13 Назовите характеристики звука.

14. Что называют резонансом? акустическим резонансом?  15. Что называют эхом? Как определяют расстояние до преграды?  16.Какие колебательные системы мы знаем и от чего зависит их поведение?

14. Что называют резонансом? акустическим резонансом?

15. Что называют эхом? Как определяют расстояние до преграды?

16.Какие колебательные системы мы знаем и от чего зависит их поведение?

Как мы исследовали колебательные системы

Как мы исследовали

колебательные системы

Опыт 1 Цель: выяснить зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза, сделать выводы. Оборудование: интерактивная модель пружинного маятника. Жесткость пружины не меняем Амплитуду колебаний не меняем Меняем массу груза

Опыт 1

Цель: выяснить зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза, сделать выводы.

Оборудование: интерактивная модель пружинного маятника.

Жесткость пружины не меняем

Амплитуду колебаний не меняем

Меняем массу груза

№ опыта k, Н/кг 1 10 А, м 2 3 0.1 10 m, кг n 0.1 0,1 10 10 0,2 0.1 t, с 0,3 10 Т, с 6,39 10 9,0 0.64 0,9 0.32 11,09 0.45 1,11 0.55

опыта

k, Н/кг

1

10

А, м

2

3

0.1

10

m, кг

n

0.1

0,1

10

10

0,2

0.1

t, с

0,3

10

Т, с

6,39

10

9,0

0.64

0,9

0.32

11,09

0.45

1,11

0.55

T=f ( ) Т, с 0,64 0,9 0.32 1,11 0.45 0.55

T=f ( )

Т, с

0,64

0,9

0.32

1,11

0.45

0.55

Опыт 2 Цель: выяснить зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины груза, сделать выводы. Оборудование: интерактивная модель пружинного маятника. Массу груза не меняем Амплитуду колебаний не меняем Меняем жесткость пружины

Опыт 2

Цель: выяснить зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины груза, сделать выводы.

Оборудование: интерактивная модель пружинного маятника.

Массу груза не меняем

Амплитуду колебаний не меняем

Меняем жесткость пружины

№ опыта K, Н/кг 1 А, м 10 2 0,1 M, кг 3 24 0.1 n 0,1 36 10 t, с 0,1 0.1 Т, с 6,39 10 0.1 0,64 10 4,15 3,1 3,39 0.42 4,9 0,34 6

опыта

K, Н/кг

1

А, м

10

2

0,1

M, кг

3

24

0.1

n

0,1

36

10

t, с

0,1

0.1

Т, с

6,39

10

0.1

0,64

10

4,15

3,1

3,39

0.42

4,9

0,34

6

T=f ( ) Т, с 0,64   0,42 3,1 0,34 4,9 6

T=f ( )

Т, с

0,64

 

0,42

3,1

0,34

4,9

6

Опыт 3 Цель: выяснить зависимость периода колебаний пружинного маятника от амплитуды колебаний, сделать выводы. Оборудование: интерактивная модель пружинного маятника. Массу груза не меняем Жесткость пружины не меняем Меняем амплитуду колебаний

Опыт 3

Цель: выяснить зависимость периода колебаний пружинного маятника от амплитуды колебаний, сделать выводы.

Оборудование: интерактивная модель пружинного маятника.

Массу груза не меняем

Жесткость пружины не меняем

Меняем амплитуду колебаний

Т, с 0,8 А, м 0,8 0,2 0,8 0,4 0,6 № опыта k. Н/кг 1 А, м 2 10 m. кг 10 0,2 3 n 0.1 10 0,4 0.1 t. с 0,6 10 0.1 Т, с 6,39 10 6,39 10 0,64 0,64 6,39 0,64

Т, с

0,8

А, м

0,8

0,2

0,8

0,4

0,6

опыта

k. Н/кг

1

А, м

2

10

m. кг

10

0,2

3

n

0.1

10

0,4

0.1

t. с

0,6

10

0.1

Т, с

6,39

10

6,39

10

0,64

0,64

6,39

0,64

Т, с А, м 0,64 0,2 0,64 0,64 0,4 0,6 Период пружинного маятника не зависит от амплитуды колебаний.

Т, с

А, м

0,64

0,2

0,64

0,64

0,4

0,6

Период пружинного маятника не зависит от амплитуды колебаний.

Опыт 4 Цель: выяснить зависимость периода колебаний математического маятника от его длины, сделать выводы. Оборудование: интерактивная модель пружинного маятника. Меняем длину маятника

Опыт 4

Цель: выяснить зависимость периода колебаний математического маятника от его длины, сделать выводы.

Оборудование: интерактивная модель пружинного маятника.

Меняем длину маятника

Т, с 0,8 √ L 1.0 4 1.1 5 5,5 T=f ( √L )

Т, с

0,8

L

1.0

4

1.1

5

5,5

T=f ( √L )

Явления Величины, характеризую-щие эти явления Колеба-тельное движение Амплитуда обозначение Период единицы измерения Волновое движение Частота Формулы Длина волны Скорость Звуковые колебания Громкость От чего зависят? Высота Тон Тембр

Явления

Величины, характеризую-щие эти явления

Колеба-тельное движение

Амплитуда

обозначение

Период

единицы измерения

Волновое движение

Частота

Формулы

Длина волны

Скорость

Звуковые колебания

Громкость

От чего зависят?

Высота

Тон

Тембр

по графику определите амплитуду, период и частоту колебаний

по графику определите амплитуду, период и частоту колебаний

Найдите амплитуду, период и частоту колебаний груза на пружине жесткостью 40 Н/м, если график колебаний изображен на рисунке.

Найдите амплитуду, период и частоту колебаний груза на пружине жесткостью 40 Н/м, если график колебаний изображен на рисунке.

по графику определите амплитуду период и частоту колебаний.

по графику определите амплитуду период и частоту колебаний.

Т –  период (наименьшее время повторения) Скорость, с которой распространяется возмущение в среде, называют скоростью волны Расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду колебаний Т (или кратчайшее расстояние между двумя ближайшими точками, колеблющимися в одинаковой фазе), называют длинной волны λв:

Т период (наименьшее время повторения)

Скорость, с которой распространяется возмущение в среде, называют скоростью волны

Расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду колебаний Т (или кратчайшее расстояние между двумя ближайшими точками, колеблющимися в одинаковой фазе), называют длинной волны λв:

Громкость  звука  определяется переносимой волной энергией , которая пропорциональна квадрату амплитуды  колебания частиц. Высота тона определяется частотой колебания частиц среды (чем больше частота колебания частиц, тем выше звук). Д.З. упр. 28 (1, 3), 30 (1, 2), 31 (1), 32 (1)

Громкость звука определяется переносимой волной энергией , которая пропорциональна квадрату амплитуды колебания частиц.

Высота тона определяется частотой колебания частиц среды (чем больше частота колебания частиц, тем выше звук).

Д.З. упр. 28 (1, 3), 30 (1, 2), 31 (1), 32 (1)

-Достиг ли я поставленной цели?  -Что было трудно?

-Достиг ли я поставленной цели?

-Что было трудно?

1)Я ничего не достиг на уроке  2) Я понял не все и мне нужно изучить материал самостоятельно  3) Я понял не все и мне стоит подумать  4) Я понял, но у меня были затруднения  5) Я понял

1)Я ничего не достиг на уроке

2) Я понял не все и мне нужно изучить материал самостоятельно

3) Я понял не все и мне стоит подумать

4) Я понял, но у меня были затруднения

5) Я понял