Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»
Цели урока:
Образовательные:
-обобщить и систематизировать сведения учащихся о деепричастии;
-совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;
-отработать умение правильно использовать деепричастия в речи.
Развивающие:
-развивать у учащихся речь, мышление, внимание, воображение, восприятие;
-развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать;
Воспитательные:
-воспитывать чувство товарищества;
-воспитывать чувство прекрасного
- обеспечить эмоциональный настрой через различные педагогические технологии.
IVТип урока: обобщение и систематизация знаний или урок общеметодологической направленности.
V Межпредметные связи: русский язык и литература.
VI Оборудование:
- компьютер;
- медиапроектор и экран для компьютерной презентации.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Итак, ребята, раздел «Деепричастия» нами пройден, и сегодня мы занимаемся обобщением по теме
- Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока : «Обобщение по теме «Деепричастие».
Работа по теме урока
2. Фронтальный опрос.
3. Игра «Сигнальные карточки» (если верное утверждение – зеленая карточка, если неверное –красная)
Деепричастие имеет окончание.
Деепричастие состоит только из основы.
Деепричастие объединяет признаки глагола и прилагательного.
Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос Что сделав?
Деепричастия в предложении являются обстоятельствами
Деепричастия могут иметь краткую форму
Деепричастный оборот в предложении зависит от сказуемого
Оцените свою работу
Эпиграфом нашего урока являются слова лингвиста Алексея Югова : « Деепричастие – самая живая форма глагола. В нем струится самая свежая кровь языка»
Как вы думаете, что имел в виду переводчик Югов?
Ответ: Он имел в виду , что деепричастия очень выразительны при своей краткости
Давайте вспомним строки великих русских поэтов. Я читаю вам начало строки, а вы восстанавливаете, называете автора и произведение
«Буря мглою небо кроет / вихри снежные крутя (А. С .Пушкин «Зимний вечер»)
«Под голубыми небесами великолепными коврами … / блестя на солнце , снег лежит» / (А.С. Пушкин «Зимнее утро »)
«На ель Ворона, / взгромоздясь, позавтракать уж было собралась» / (И.А. Крылов «Ворона и Лисица»)
«Мой грустный товарищ…/ махая крылом / кровавую пищу клюет под окном». / (А.С. Пушкин «Узник»)
«Что в том Коперник прав я правду докажу… / на Солнце не бывав» / (М.В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…»)
«Утром в путь она умчалась рано…/ по лазури весело играя» ( М. Ю. Лермонтов «Ночевала тучка золотая»
- Что использовали поэты для создания динамичности в своих стихах? Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Обратите внимание на то, что все второстепенные члены данного предложения – обстоятельства. ( Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом)
Взаимопроверка
4. “Найди пару”
- Ребята, теперь обратите внимание на предложенные фразеологизмы. Что особенного в них? Со временем отдельные слова в деепричастном обороте обретают обобщенное значение, превращая его во фразеологизм .
Так как деепричастия близки к наречиям, вы должны соотнести по значениям данные фразеологизмы и наречия :
| |
Засучив рукава | Честно |
Не покладая рук | Упорно, терпеливо |
Спустя рукава | Безрезультатно |
Стиснув зубы | Старательно |
Положа руку на сердце | Усердно |
Несолоно хлебавши | Небрежно |
Слесарь сунул руку в трубу, засучив рукава.
Отряд принялся за дело засучив рукава.
В каком из данных предложений следует поставить запятую, почему?
5. Минутка здоровья.
6. Игра «Редактор» (На доске)
- А сейчас я каждому из вас предлагаю побыть в роли редактора.
- Что означает это слово? (Тот, кто обрабатывает и готовит текст к печати или оформляет издание.)
- Иногда при употреблении деепричастий и деепричастных оборотов ребята совершают ошибки.
-Перед вами предложения. Исследуйте их. Объясните в чем ошибка? Отредактируйте их
Приступая к сочинению, тема показалась мне очень трудной.
Наклеивая обои, стена оказалась неровной.
Переписывая сочинение, у меня сломалась ручка.
Покидая помещение, служащим отключается свет.
- Объясните, что нужно помнить, чтобы не допускать таких ошибок? (О едином действующем лице и предмете. И глагол, и деепричастие относятся к одному лицу.)
- Будьте внимательны и избегайте подобных ошибок!
7. Работа с карточками Упражнение 1 К каждому глаголу подобрать видовую пару, образовать от обоих глаголов деепричастия, указать вид. Образец : обойти – обходить; обойдя - обходя
Рассмотреть , рассказать, ответить, объяснить, рассыпать (ударение на ы), увлечься, собрать, найти, залить, осветить
8. Рефлексия. Обобщающее слово учителя.
- Сегодня мы постарались вспомнить все о деепричастии.
-Что вам понравилось, запомнилось на уроке?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?
-Какие из тем вы бы хотели еще повторить?
- Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в устной и письменной речи?
(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной, дорисовывая основное действие).
- Посмотрите на свои оценочные листы, проанализируйте их.
-Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему?
Домашнее задание. Упр 187 и выписать предложения с деепричастиями из литературы. (по выбору). Готовиться к контрольной работе