Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 1 «Айгуль»
г. Белебея муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
Обобщение опыта
по теме «Нравственное воспитание
старших дошкольников
по средством художественной литературы с использованием ИКТ»
Воспитатель: Волкова А.А.
2022 г.
«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, либо чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
В.А.Сухомлинский.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность, поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.
Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый стиль, доступный и понятный. Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе.
Мы часто говорим: «В каждой книжке свой секрет и не нужных книжек нет». Читая книгу детям, они знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства, поступки ребёнка. Слово может окрылить, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Самыми доступными средствами для нравственного развития ребёнка является сказка.
В дошкольном возрасте ребёнок приобщается к миру общественных ценностей, формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).
Нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное, педагогическое воздействие по ознакомлению ребёнка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием: Ян Амос Коменский, Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой, Антон Семёнович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский и в своих работах они освящают вопрос сущности нравственного воспитания.
Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать «Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.
Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры, поэтому свою работу по нравственному воспитанию я начала с возрождения интереса у детей к художественной литературе.
В основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Николай Евгеньевич Веракса принцип воспитания гуманистической направленности через приобщение к общечеловеческим ценностям во всех видах его деятельности выдвинут как ведущий.
В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы.
Наметила этапы работы:
1. Изучение и анализ условий в группе для нравственного воспитания детей.
2. Постановка цели и задач.
3. Организация работы по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы.
4. Определение эффективности работы с детьми.
Цель: создание условий для формирования жизненных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы.
Планируя работу, ставила перед собой следующие задачи:
Обучающие:
Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
Знакомить детей с художественной литературой.
Расширять представления об окружающем мире.
Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.
Развивающие:
Содействовать развитию речи детей.
Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.
Воспитательные:
Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.
Приобщить детей к истокам народной культуры.
Воспитывать эстетический и художественный вкус.
Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.
С целью выявления уровня знаний детей о нравственном поведении, в начале учебного года мной была проведена педагогическая диагностика детей по всем образовательным областям, особое внимание уделила речевому развитию, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
Итоги диагностики на начало учебного года были таковы: достаточно сформировано - 50 %, на стадии формирования - 50 %.
Исходя из этого, наметила план работы, изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу.
Для формирования нравственных качеств личности дошкольника использовала следующие принципы:
В течение года знакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: читали книги с иллюстрациями, рассказывали сказки, показывали настольные кукольные театры, теневой театр, проводили драматизацию. Формировала у детей умение воспринимать литературное произведение, развивала умения анализировать произведение, выделять и характеризировать его героев, давать нравственную оценку их поступкам.
Важнейшими методами в данной работе, использовала беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера. В совместной беседе дети учились справедливо оценивать поступки героев художественной литературы, своих сверстников, понимать, что хорошо, что плохо.
Так же включала детей в различные виды детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисуют по мотивам сказок, рассказов, стихов, а потом детские работы оформлялись на выставки для родителей.
В работе с детьми использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывали её сюжет, овладевали способами исполнения ролей в инсценировке, принимая на себя роли сказочных героев, действуя в их образе.
Большое внимание уделяла использованию методов стимулирования и мотивационной деятельности – это поощрение, благодарность, похвала.
С их помощью ребёнок начинал верить в собственные силы и возможности, у него повышалась самооценка.
Большая роль была отведена и работе с родителями, где были установлены контакты с семьёй для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. Использовались такие формы работы как:
групповое собрание
консультации
анкетирование
изготовление книжного уголка
оформление папки-передвижки
Таким образом, вовлечение родителей в образовательный процесс способствует повышению их педагогической компетентности, соблюдению преемственности в воспитании детей.
Анализируя полученные данные, я пришла к выводу, что проделанная работа по нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу имеет свои положительные результаты. Они свидетельствуют о том, что к концу года удалось повысить уровень детей. На конец учебного года полностью сформировано - 51,6 % (12 детей) детей имеют высокий уровень освоения программы, достаточно сформировано - 21,5 % (5 детей), на стадии формирования - 21, 5 % (5 детей), не сформировано - 4,3 % (1 ребенок).
Подводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребёнка к литературе способствует положительному развитию нравственного воспитания. У детей выражен интерес к чтению художественной литературы, они проявляют сочувствие к героям произведений, чувства долга, уважения к родителям, умения поделиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
Итак, можно сказать, что система работы по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы является целенаправленной и носит индивидуально - дифференцированный характер.
Используемая литература:
Ельцова О. М., Прокопьева Л. В. «Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой. – СПБ. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТО – ПРЕС», 2018г. Малова В.В. Занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русских народных былин. Мет. п., Владос, 2019. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников, Сфера, 2013 г. Нравственное воспитание в детском саду /Н.А. Ветлугина и др. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М: Просвещение, 1989. Пономаренко Т.О. Положительная предвосхищающая оценка как одно из средств нравственного воспитания // Дошкольное воспитание, 1996. с. 15-19. Сенько Т.В. Успех и признание в группе: старший дошкольный возраст. Минск: Нара света, 1991.
Тимофеева И. Н. «Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением», СПБ, «Издательство Российской национальной библиотеки», 2000г.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту Советы психолога родителям: Просвещение: АО «Учебн. лит-ра», 1996.
Интернет-ресурсы: М.В. Сизова «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».