СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по теме самообразования: «Развитие техники чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме самообразования: «Развитие техники чтения»»









Обобщение опыта

по теме

самообразования:


«Развитие техники чтения»





Учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 13»

Вдовина Ирина Юрьевна









Развитие техники чтения



Можно жить и быть счастливым, не

овладев математикой. Но нельзя

быть счастливым не умея читать.

Тот, кому недоступно искусство

чтения, - невоспитанный человек,

нравственный невежда.

В.А.Сухомлинский



Образование всегда связано с обществом, в котором мы живём. Современное общество поставило перед школой задачу развития активной, творческой, самостоятельной конкурентно способной личности. Растущий человек включается в культурологический процесс.

Чтение – это неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности учащегося. Оно несёт в себе огромный развивающий потенциал, влияя на формирование эмоционально-ценностных отношений, развитие у детей творческого воображения, ассоциативности мышления, обогащение личного опыта, интеллекта ребёнка.

Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьёзной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость.

Некоторые люди считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо. Но опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы, зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.


Всё это и обусловлено актуальностью выбранной темы.


Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время необходимо обращать внимание на значение слов.

Обучение процессу чтения нельзя свести к технике чтения. Это процесс двусторонний, включающий технику чтения и понимание прочитанного.


Первым продуктивным способом чтения является плавное слоговое чтение. Успешному формированию этого способа чтения способствует игровой материал.


1. «Последний слог в слове за тобой»


Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.

Например: ко… (- ни, - зы, - тик).


«Цепочка слогов»


Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.

Например: Мама пошла в мага…(зин) Таня учит уро…(ки) Птицы вьют гнёз…(да)


«Эхо»


Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.

Например: школа – шко, дорога – ро.


2. Исходным материалом в процессе формирования навыка чтения является анализ звучащей речи. Наименьшими единицами речи являются звуки. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы ребёнок ясно слышал, точно выделял и правильно произносил звуки. Игры на выделение и распознавание звуков при их регулярном использовании на уроках помогут довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также обеспечивает возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении.


«А – а – а!» – плачет ребёнок;

«У – у – у!» – воет волк, гудит паровоз;

«Р – р – р!» - рычит собака;

«З – з – з!» - звенит комар.


«Пять слов»


Вызванный ученик по сигналу учителя делает пять шагов вперёд, называя на каждый шаг слово, которое начинается с нового звука.


«Запрещённый звук»


Учитель последовательно называет слова, дети повторяют только те из них, в которых отсутствует названный учителем звук.


«Звук заблудился»


Учитель читает стихотворный текст. В каком-то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искажённое слово и назвать звук, который «заблудился» - попал не в своё слово.


На глазах у детворы

Крышу (крысу) красят маляры.


Упражнения на развитие фонематического слуха


  1. Игра – звукоподражания

- Ты слышал, как жужжат пчёлы? Попробуй пожужжать так: ЖЖЖ.

- А теперь давай поговорим на пчелином языке, будто мы пчёлки.

Вот так: - Давай дружжжжжжить?

- Где ты жжжжжжживёшь?

Я жжжживу в этом жжжжжилище.



  1. Игра «Магазин»

На прилавке разложены разнообразные предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши, пуговицы и т.д.

- Что выбрал?

- Ложку.

- За эту ложку надо заплатить первым звуком этого слова.


3) Игра «Доктор звуков»

Чтобы лечить больного, доктор прописал ему 10 слов на (ррр).

Какая болезнь у больного?



3. Хорошо известно, как ребёнку тяжело учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в их распознавании, соотнесении с конкретными звуками. В моей копилке огромное количество игр, которые настраивают ученика всматриваться в графический облик, анализировать её конфигурацию.

«Найди лишнюю букву»


На доске записываются несколько строчек одной и той же буквы

(по 4 в каждой строке). Среди четырёх букв есть одна, которая отличается от остальных размером, цветом или графикой.

По вызову учителя ученик выходит к доске, анализирует буквенный материал, находит лишнюю букву, объясняет, почему она лишняя, обводит её кружочком.


«Полу буковка»


Учитель показывает половину буквы. Дети называют букву.


«Не проморгай»


Каждый ученик получает карточку с одинаковым печатным текстом. Он должен подсчитать, сколько раз в тексте встретилась определённая буква.



«Глаз – фотограф»


На наборном полотне устанавливаются 4 – 5 карточек с буквами. Учитель показывает детям наборное полотно 2 – 3 сек. и убирает полотно. Детям предлагается назвать буквы в том же порядке.


«Найди слог»


Учитель спрашивает: «Какой слог находится между слогами НИ и НЯ?» Дети отыскивают нужный слог. Вызванный ученик показывает слог и читает его.


«С кочки на кочку»


Учитель, передвигая указку по таблице, показывает разные слоги. Дети хором читают указанные слоги.


«Договори слово»


Учитель показывает слог на таблице. Дети хором читают его, придумывают слова, начинающиеся с него. Затем эти слова набирают из слогов из кассы букв.


Во 2 – 4-х классах навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств я использую в своей практической работе специальные упражнения, которые включаю в уроки чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.


Все упражнения разделены на четыре группы:


  • для сознательного чтения (логические упражнения и игры по составлению слов);

  • для формирования правильного чтения (упражнения, направленные на развитие внимания, памяти);

  • для развития беглости чтения (упражнения для расширения поля зрения и активации органов речи);

  • для развития выразительности чтения –


предлагаю следующие упражнения:


  1. Что общего в словах и чем они отличаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.


  1. Назови одним словом:

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Картофель, свёкла, капуста, лук.


  1. Найди слово в слове:

Гроза, газета, ярмарка, поднос, шутка.


  1. Раздели слова на группы:

Корова, шкаф, стул, коза, диван, овца.


  1. Опиши предмет: (показать рисунок и убрать).


  1. Повтори скороговорку, предложение, текст.


  1. Заучивание четверостиший.


  1. Назови по порядку:


беда буря плач

несчастье вьюга рёв

горе позёмка слёзы

печаль метель рыдания


В зависимости от того, как развита техника чтения, всех читателей можно разделить на три типа.

Первый тип – читающие ушами – они видят, проговаривают и слушают себя при чтении. Это самый медленный тип чтения. В начальной школе преобладает именно такой тип читателя. Максимальная скорость чтения такого типа – 90-100 слов в минуту.

Второй тип - читающие глазами – это те, кто читает без проговаривания, скорость их чтения достигает 600 слов в минуту.

Третий тип – читающие носом, нюхом, умом, они как бы угадывают основное содержание текста, воспринимают его целыми блоками. Это сверхбыстрый метод чтения: от 1000 до 10000 слов в минуту. Такое чтение называется динамическим. Это чтение не по буквам, слогам, словам, а чтение групп слов, предложений, блоков. Процесс чтения напоминает рассматривание картины, пейзажа. Слова воспринимаются как образы, символы. При этом текст запоминается с первого прочтения лучше.


Чтобы научить учащихся владеть методом быстрого чтения, важно знать причины медленного чтения.


Психологи выделяют 5 основных причин, тормозящих процесс чтения:


  1. Малое поле зрения при чтении.


При медленном чтении глаз читающего останавливается на каждом слове, а начинающий читать ребёнок видит 1-2 буквы в слове. Увеличение скорости чтения основано на охватывании взглядом сразу нескольких слов одним движением глаз. Дети читают быстрее, так как глаз останавливается реже, лучше понимают, потому что до сознания читающего сразу доходят целые смысловые понятия, а не отдельные слова, которые надо ещё соединить друг с другом.


  1. Регрессия глаз, то есть непроизвольное движение глаз к недопонятым фразам, словам, предложениям. Этот недостаток самый распространённый у детей, он резко снижает скорость чтения.


  1. Артикуляция при чтении.

Привычка проговаривать слова формируется в детстве, когда ребёнок учится читать, впоследствии она остаётся навсегда. Жужжание, шепотливость, проговаривание замедляет темп чтения, от этого вида чтения надо учить освобождаться, так как это будет преградой: ученик не сможет сразу схватить несколько слов, если при чтении каждого из них двигаются голосовые связки.


  1. Отсутствие гибкости стратегии при чтении.


Ведь та или иная скорость подчиняется, прежде всего, целям, задачам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ до автоматизма и определяет способность быстро читать.


  1. Отсутствие внимания при чтении.


Многочисленные наблюдения показали, что медленное чтение – чтение неряшливое, невнимательное. Так как внимание у читающего переключается на построение мысли и предметы, интерес к тексту снижен, смысл прочитанного не доходит до сознания.


Начиная работу по теме самообразования, я выделила основные направления, задачи реализация которых, обеспечит развитие беглого чтения:


  1. вести работу по развитию памяти, внимания, артикуляционного аппарата;

  2. развивать оперативное поле;

  3. сформировать умение чтения «про себя»;

  4. развивать гибкость и скорость чтения вслух и молча.


В качестве резервных зарядок можно использовать скороговорки и пословицы, чередуя через урок.

Скороговорка пишется на доске, объёмом – одна строчка. Сначала дети читают «глазками», потом вслух медленно, почти нараспев, затем в среднем темпе с чётким выделением звука, затем быстро. В дальнейшем, работу со скороговорками можно использовать и для развития памяти. Ребята читают скороговорку и при этом стараются её запомнить. По команде прикрывается начало или конец скороговорки, а детям нужно её восстановить и рассказать по памяти. Со временем предложение можно закрывается полностью.


Чтобы легче было запомнить скороговорки, необходимо обращать внимание ребят на построение:


  • Скороговорки, в которых повторяются слова с одним и тем же корнем или одинаковой частью.


Боронила борона по борованному полю.


  • Скороговорки, в которых переставляются одни и те же слова.


Осип охрип, Архип осип.


  • Скороговорки, в которых переставляются или меняются звуки в словах.


Макар да кошка, комар да мошка.


  • К некоторым скороговоркам можно применить графическую модель.


Похожи три брата: Кондрат на Марата, Марат на Панкрата, Панкрат на Кондрата.


Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и мудрости. Они легко запоминаются, так как эти маленькие поэтические произведения, полные ярких образов, нередко построены на чётких созвучиях и ритмах. Они украшают нашу речь, делают её образной и живой, поэтому приобщение к ним ребёнка является эффективным средством обогащения его речи, словарного запаса, развития выразительности. Работа с пословицами, в речевой разминке используется не только для развития речи, но и с целью воспитания нравственности учеников.


Для работы с пословицами можно использовать следующие упражнения:


  1. «Самая точная».


После прочтения какого-либо произведения предлагается детям прочитать написанные на доске 3-4 пословицы. Из них выбрать одну, наиболее точно передающую смысл данного текста. В этом задании отрабатывается беглость чтения, происходит развитие логического мышления, развитие понимания смысла прочитанного.


  1. «Найди лишнюю»


Предлагается 3-4 пословицы:

    • Хвастать – не косить, спина не болит.

    • Не спеши языком – торопись делом.

    • Язык до Киева доведёт.

    • От слова до дела сто перегонов.


Путём размышления над пониманием пословиц, нахождением общего и различного, выявляется «лишняя» пословица.


  1. «Общая тема»


Даны 3-4 пословицы. Сказать какой общей темой они объединены.


Чтобы развивать навык беглого чтения, нужно не забывать о таком важном факторе, как понимание. Поэтому необходимо систематически проводить словарную работу. В детях надо пробуждать любовь к чтению, в связи с этим постоянно обогащать их словарный запас, расширять кругозор. Когда дети понимают значение слов, им интересно читать.


При подготовке словарной работы:


- в тексте тщательно отбираются слова, которые требуют пояснения;

- используются слова «из рамочки» (выделенные), предоставленные автором учебника.

Если незнакомых слов много, то обязательно включать их в беседу, подводящую к новому материалу, чтобы при чтении текста сохранились его целостность, эмоциональность и художественность. Такую словарную работу, где незнакомые слова требуют подробного объяснения, необходимо проводить каждый раз при знакомстве с новым произведением. Словарь детей оскудел, так как изменился быт людей. Этот вид работы не только расширяет кругозор, но и развивает память, внимание.

После словарной работы, учитель читает новое произведение детям. Передача текста учителем более эмоциональная и грамотная. Не секрет, что дети в начальной школе «копируют» движения, манеру поведения и речь учителя, поэтому очень важно на уроке не только первичное, а вообще чтение учителя на должном уровне.


Для развития беглого чтения нужно развивать оперативное поле, для этого используются следующие приёмы и методы:


  1. «Убыстрение темпа чтения»


Убыстрение доводится постепенно до темпа скороговорки. Это позволяет фиксировать по 2-3 слова одновременно, предвосхищать дальнейшее содержание.


  1. «Переход на незнакомый текст» (В.Н.Зайцев)


После многократного прочтения текста с постепенным убыстрением темпа, дети читают следующую часть текста уже в повышенном темпе. Это упражнение помогает также в тренировке чтения текста в разных темпах.


  1. «Чтение с отрывом взгляда от текста»


При чтении вслух ребята отрывают взгляд от текста (например, смотрят в окно), затем возвращаются к чтению. Задача каждого ребёнка заключается в том, что он должен «схватывать глазами» следующее слово или группу слов. Это упражнение приучает ребят к быстрой ориентировке в тексте за счёт расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память.


4. «Пересказ с опорой на текст»


После многократного чтения ребёнком нужно пересказать содержание текста. Если возникают затруднения, можно подсматривать в учебник. Это упражнение способствует быстрому ориентированию в тексте, развитию угла зрения, кратковременной памяти.


5. «Выборочное чтение»


При ответе на вопрос, ученик должен вспомнить содержание произведения, определить в какой части текста находится, выбрать нужную строчку на целой странице. Этот приём можно использовать и для отработки выразительного чтения. Например, найденное предложение предложить прочитать с разной интонацией (смешливо, грустно, радостно, обидчиво и т.д.).


Работа по развитию гибкости и скорости чтения вслух и «про себя»


Существует две формы чтения: чтение вслух и «про себя».

Чтение вслух предназначено для слушателей. Это чёткое внятное чтение целыми словами, безошибочное и достаточно выразительное. Максимальная скорость чтения вслух – это темп разговорной речи, то есть 120 – 150 слов в минуту.

Чтение «про себя» - чтение «глазами» без внешних речедвижений. Это наиболее скоростная форма чтения, так как она предназначена «для себя» и требует большой мыслительной работы. По мнению В.А.Сухомлинского, уже в третьем классе дети должны читать со скоростью 300 слов в минуту «про себя».


Чтобы выработать у детей чёткое разграничение чтения «про себя» и вслух, а также избежать активного проговаривания, можно дать, в первое время, психологическую установку:

  • плотно сожмите губы;

  • приложите указательный палец левой руки к губам;

  • по моей команде начинаем читать «про себя».


Эта установка используется постоянно лишь первые 2 недели.


Затем переходим на следующие упражнения:


  1. «Молния»


Это упражнение используется на каждом уроке. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя: «Молния!». Тренировки проводятся по несколько раз, продолжительностью от 20 сек. (в начале) до 2 мин. (после усвоения упражнения).


  1. «Финиш»


Учитель называет определённую страницу учебника и название текста (как правило, это новое произведение) и указывает слово (а первое время словосочетания, группу слов), до которого дети должны будут как можно быстрее дочитать текст из второй половины текста «про себя». Подбираются такие слова, чтобы они встречались в данном тексте 1 раз. Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку, учитель проверяет выборочно правильность. Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, обязательно задавать вопросы по содержанию прочитанной части текста.


Наряду с развитием чтения «про себя» отрабатывается развитие навыка беглого чтения.


Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Недаром народная пословица гласи: «На азбуке осёкся – и цифра не далась». Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению, должен понимать какую ответственность он несёт перед учеником, его родителями, учителями средней школы. И действительно, слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено школы, будет если не тонуть, то захлёбываться в потоке информации.


Поэтому, чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем звене и подготовить всесторонне развитую личность, именно учителя начальных классов должны работать над скоростью, осознанностью чтения.