МБОУ Маломамлеевская основная школа
учитель русского языка и литературы
Награждена Почётной грамотой Министерства Просвещения РФ, Грамотой Администрации Лукояновского района Нижегородской области
« Люби и изучай свой предмет так, чтобы его смогли полюбить и изучить твои ученики. А если они смогут сделать это лучше тебя - гордись ими!»
Тема:
- изучение и анализ литературы по психологии, педагогике, методической литературы по теме;
- изучение новых образовательных стандартов
- использование в работе педагогических технологий, способствующих развитию познавательного интереса к урокам русского языка
- постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся
- накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег
- Участие в работе методических объединений
- выступление на педагогическом совете
- проведение открытых уроков для педагогов школы
- публикация материала на сайте школы и на сайте http : //multiurok.ru/galinakuz
.
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем школьного образования.
Низкий уровень интереса учащихся к русскому языку
Проблемная ситуация – эффективная технология повышения познавательной активности обучающихся
Необходимы новые технологии, направленные на повышение познавательной деятельности обучаемых.
- Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения (А. Ю. Дейкина)
- Проблемная ситуация в мышлении и обучении( А. М. Матюшкин, М.И. Махмутов)
- Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся (Г. И. Щукина)
- Проблемное обучение. (И.Я.Лернер)
Проблемная ситуация -
«это
осознанное затруднение» И.Я.Лернер
«осознанное противоречие» М.И.Махмутов
«особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта» М.И.Матюшкин
Активизация познавательных процессов школьников на основе создания проблемных ситуаций на уроках русского языка
- изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по данной теме;
- содействовать развитию учебной мотивации учащихся на основе применения проблемных ситуаций
- подобрать приемы и методы применения проблемной ситуации на уроках
- внедрить проблемную ситуацию в учебный процесс
Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка при помощи различных педагогических технологий, повышение качества знаний учащихся
«Расскажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
вовлеки меня – и я пойму».
Китайская мудрость
пути
Яркое пятно
локомотив
экскаватор
Создание
проблемной
ситуации
Поиск решения
Выражение решения
Реализация продукта
Задания на сравнение, анализ , классификацию и вывод
Задания на соотнесение понятий, явлений с их названиями
Ситуация несоответствия личного опыта научным данным
Невыполнимые практические
задания
Задания с недостающими данными.
Сопоставление различных точек зрения на один и тот же вопрос
Микроисследования
Поисковые
задачи
Учитель:
- умение планировать, создавать проблемные ситуации и управлять этим процессом;
- формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания обучающимся на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
Обучающиеся:
- новая тема («открытие» новых знаний);
- умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
- умение определить область «незнания» в новой задаче;
- активная поисковая деятельность.
Новизна опыта заключается в создании системы проблемных задач и ситуаций, разработке алгоритма подачи нового материла
Обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения.
Повышается интерес к учебе.
Не допускается переутомление на уроке.
Обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика.
Результаты ГИА 2014:
к ачество знаний - 67%, средний балл - 4
Данный опыт работы может быть использован как учителями русского языка, так и другими учителями-предметниками в урочной и внеклассной деятельности.
выступление на педагогическом совете
разработка системы уроков с использованием проблемной ситуации
проведение открытых уроков с использованием различных приёмов работы по данной теме
публикация материала на сайте школы и на сайте http : //multiurok.ru/galinakuz
создание «копилки» дидактического материала
1.Мельникова Е.Л.ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА: МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
2.Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. – Ростов - на -Дону. , 1970.
3. Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М., 1974.
4.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе .М. Просещение, 1979
5.Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.
6.Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М ., 1980.
7.Поисковые познавательные задачи в обучении русскому языку - М. , 1969
[http://nsportal.ru/
http://rudocs.exdat.com/docs/index-455634.html ]
[http://evgenija-djachk.ucoz.ru /]