СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и школы искусств в работе над развитием вокальных способностей ребенка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Эффективное использование различных современных методов развития певческого мастерства способствуют индивидуальному развитию ребенка, развитию культурного потенциала детского коллектива и формирует конструктивную жизненную стратегию с ориентацией на успех.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и школы искусств в работе над развитием вокальных способностей ребенка»

Моя педагогическая стратегия развития одаренности


Волошина Т.В., музыкальный руководитель

МАДОУ «Улыбка»



Человек, обладающий врождённым талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант.

Иоганн Вольфганг Гёте


Развитие одаренной личности ребенка в настоящее время становится одной из главных задач в системе образования. Связано это с потребностью общества в активной неординарной творческой личности, способной к нестандартному мышлению и постоянному саморазвитию. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. 

Изменения, произошедшие в связи с этим в образовании за последние годы, его переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к детям, проявляющим повышенные способности в различных видах деятельности, в том числе и в музыкальной.

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Оно способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

Выявление музыкально - одаренных детей и дальнейшее углубленное развитие их музыкальных способностей является одной из приоритетных задач в работе музыкального руководителя детского сада.

Чем раньше выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольника. Психолог Теплов Б.М. называл музыку «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке.

Музыкальной одаренностью психолог Теплов Б.М. называл сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью. Он выявляет три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Также в структуру музыкальности входят музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности, эмоциональная отзывчивость на музыку и др.

Можно сказать, что музыкальные способности ребенка - это, прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности.

Очевидна необходимость целостной системы работы с музыкально талантливыми детьми.

Моя работа в данном направлении построена таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить целенаправленную работу по дальнейшему развитию их способностей, объединяя усилия педагогов ДОО и родителей воспитанников.

Модель развития музыкально одаренного воспитанника

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно её интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением мониторинга развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание работы с ним. Опросы и анкетирование родителей и педагогов является также достаточно информативным методом выявления способных воспитанников.

По результатам диагностических исследований формируется и постоянно обновляется банк способных к музыкальной деятельности детей, включающий воспитанников 3-7 лет. С ними разрабатываются индивидуальные или подгрупповые, в зависимости от уровня способностей и индивидуальных особенностей, программы развития, которые включают в себя основные задачи, содержание и особенности организации образовательной деятельности.

В процессе развития музыкальных способностей воспитанников использую:

  • игровые технологии: компьютерные музыкально-дидактические игры, упражнения в игровой форме «Сочини песню», проговаривание и обыгрывание скороговорок, упражнения на умение владеть своим лицом и телом – мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство», «Мечтательность», «Страх», «Восторженность», «Удивление», воспитание мышечной свободы – этюды коллективной пантомимы: «В гостях», «Посадка в поезд», «На перемене», «На рыбалке», «Заводная кукла». Исполнение упражнений сопровождается выразительностью, мимикой, жестами, которые помогут развить сценическое движение и сценическую речь, раскрыть в детях творческое воображение, фантазию;

  • технологию проектной деятельности. С воспитанниками реализую краткосрочные и долгосрочные проекты. «Музыкальные сказки в жизни дошкольников», «Волшебные инструменты» и другие проекты по музыкально-театральной деятельности формируют у детей эстетические интересы, потребности, эстетический вкус, творческие способности, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщают его к духовным ценностям, позволяют ребёнку решать проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа;

  • метод импровизации и сценического движения, который помогает развивать умения держаться и двигаться на сцене, исполнять вокальное произведение, быть раскрепощенным перед зрителями и слушателями, формирует умение петь в ансамбле, совершенствует вокальную культуру исполнения и т.д.;

  • метод мысленного пения, который активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания, учит внутренней сосредоточенности в разучиваемом произведении, предохраняет голос от переутомления;

  • метод эмоционального тренинга, который развивает воображение и способность запоминать различные эмоциональные состояния, чтобы затем с помощью фантазии, оживлять их и включать в творческий процесс. Воспитанники тренируются произносить текст и петь музыкальные фразы с различным эмоциональным подтекстом (радости, горя, раздражительности и т.п.). При этом, очень хорошо развивается эмоциональная выразительность голоса, используются различные упражнения (пение распевов на гласные, слоги, пение отдельных мелодических фраз из знакомых произведений с различным эмоциональным подтекстом);

  • и многие другие.

В процессе работы с одаренными детьми с целью активизации их познавательного интереса применяю нетрадиционные формы организации образовательной деятельности: занятие-путешествие, занятие-сказка, викторины и т.д. Говоря о развитии и обучении музыкально одаренных детей, важно грамотно подбирать репертуар. Он должен быть интересным, ярким, соответствовать возрасту и уровню развития ребенка, при этом быть разнообразным, вариативным и оставлять место творчеству.

Одним из главных принципов в своей работе с детьми считаю создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Немаловажным является принцип положительной оценки, который способствует более высокой эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.

Важным направлением в работе по развитию музыкальной одаренности воспитанников считаю организацию совместной деятельности с учреждениями города. Музыкально одаренные воспитанники МАДОУ «Улыбка» являются постоянными участниками мероприятий, проводимых различными учреждениями города:

  • МАОУ ДШИ (совместные выступления обучающихся детской школы искусств и воспитанников МАДОУ «Улыбка» в рамках проведения различных мероприятий (городская спартакиада, мини-олимпиада «Ямальские звездочки» и др.), Организовано тесное взаимодействие в педагогами детской школы искусств в рамках реализации муниципального проекта «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития одарённых и талантливых детей города Лабытнанги («Талант и Успех»)» по развитию музыкальных способностей талантливых детей;

  • МАОУ СОШ № 1 (традиционное поздравление педагогов с «Днем учителя», участие детей с номерами в визитных карточках педагогов в конкурсе «Учитель года» и др.);

  • СОК «Снежный» (выступление детей с концертными номерами в рамках проведения городских спартакиад);

  • МАДОУ «Ромашка» (муниципальный фестиваль «Масленица», городской концерт для детей с особенностями в развитии», рождественские посиделки «Зимняя сказка», муниципальный фестиваль «День матери», «День защиты детей» и др.);

  • МАОУ ДО ЦДТ («День защиты детей», Поздравление с учреждение с юбилеем и др.);

  • ДК 30 лет Победы (взаимодействие с танцевальным коллективом «Палитра»).

Воспитанники также участвуют с концертными номерами в иных мероприятиях различного уровня (например, участие в Арктическом Форуме).

Традиционными мероприятиями с участием музыкально способных воспитанников в нашем учреждении являются:

- выступления с концертными поздравительными номерами перед ветеранами ВОВ;

-подготовка и показ музыкальных и театрализованных представлений к различным праздничным и памятным датам.

Еще одним важным условием успешности работы в данном направлении является взаимодействие музыкального руководителя и родителей воспитанников через:

  • театральную деятельность (участие родителей в театрализованных постановках при проведении развлечений, праздничных мероприятий и утренников);

  • постановку совместных танцевальных номеров;

  • подготовку совместных песенных номеров;

  • подготовку концертных и карнавальных костюмов, атрибутов, оформления музыкального зала к праздничным мероприятиям;

  • помощь родителей в подготовке видеороликов (при участии в дистанционных конкурсах и т.д.).

Собственная практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности, испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке творческих номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность и т.д.

Эффективность данной работы подтверждается результативностью участия воспитанников в конкурсах различного уровня и тем фактом, что выпускники детского сада продолжают обучение в детской школе искусств по различным направлениям: вокал, игра на музыкальных инструментах, хореография, а также занимаются в театральных студиях, организованных в школах.

Таким образом, работа с одаренными детьми — это сложный процесс. Он требует от педагога личностного роста, знаний в области психологии одаренных, а также тесного сотрудничества со специалистами ДОО, родителями воспитанников, организациями образования и культуры города.

Представленная система работы позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.