СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта Тема: «Воспитание нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста через трудовую деятельность».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудовое воспитание является одной из актуальных сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта Тема: «Воспитание нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста через трудовую деятельность».»

33



Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10» комбинированного вида г. Карабаша





Обобщение опыта

Тема: «Воспитание нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста через трудовую деятельность».

Подготовила воспитатель: И.С. Фролова



2019 г.


Оглавление

1. Пояснительная записка 3

2. Цель и задачи 9

3. Ожидаемый результат 10

4. Этапы реализации педагогического опыта 11

5. Формы взаимодействия с родителями по вопросам трудового воспитания 17

6. Значение трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств ребенка дошкольника 21

Заключение 31

Приложение 33

Список литературы 137


















1. Пояснительная записка


Актуальность педагогического опыта.

Трудовое воспитание является одной из актуальных сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. На основе этих первичных обобщений, можно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Наблюдения за воспитанниками показали, что не все дошкольники трудолюбивы, многие из них относятся скептически к трудовым поручениям взрослых и воспринимают их, как одну из форм наказания за провинность. Дети слабо знают или не знают совсем о труде взрослых людей различных профессий. У дошкольников не сформированы нравственно-волевые качества (настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до логического завершения, уважение к труженикам и бережное отношение к результатам труда).

Именно поэтому мной была выбрана тема:

«Воспитание нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста через трудовую деятельность».
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Причем основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включиться в производство, а формирование активной, целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Научная обоснованность. 
Значение труда исследовали многие педагоги и психологи, начиная со средневековья и по настоящее время. Алишер Навои – поэт и мыслитель, говорил фразу, актуальную по сей день: «Труд украшает человека, благодаря труду, человек совершенствуется».
Значение труда, как фактора развития личности ребенка, нашло отражение и в истории отечественной педагогики организации труда.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». 
До введения ФГОС закономерностью была тенденция увеличения времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера стояли в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально сегодня. Это привело к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях. 
Если мы обратимся к ФГТ, то «Труд» являлся относительно новой образовательной областью и вызвал у педагогов немало вопросов. 
Конечно же, трудовая деятельность является важной составляющей дошкольного образования, но во ФГОС она не выделена в отдельную образовательную область. Наличие трудовой деятельности в дошкольном образовании признается не всеми, так как результатом «настоящего» труда должен являться определенный продукт, который дошкольники в силу своего возраста произвести просто неспособны. То есть труд – это, прежде всего, деятельность взрослых. Тем не менее, в силу особенностей развития нашего общества трудовая деятельность (трудовое воспитание) стала частью образования. Отметим, что в большинстве стран термин «труд» по отношению к дошкольникам не применяется, хотя они участвуют и в уходе за растениями, и знакомятся с разными профессиями, и приобретают навыки самообслуживания. 
Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными для дошкольного воспитания в целом. Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не всегда придают значение трудовому воспитанию в развитии ребенка. 
Считаю, для того, чтобы ребенок захотел трудиться, должны быть созданы необходимые условия:
- создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;
- подбор материалов и оборудования для труда;
- создание мотивации трудовой деятельности;
- систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;
- создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление 
к полезным делам;
- учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;
- поощрения в процессе и по результатам труда. 
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: 

- самообслуживание, 

- хозяйственно-бытовой труд, 

- труд в природе, 

- ручной и художественный труд. 
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание - раздевание, прием пищи, культурно - гигиенические процедуры).
Хозяйственно - бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. 
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и др. 
Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. 
Мотив к реализации педагогического опыта я вижу в следующем:
- Снижение у детей интереса к труду. 
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы, помочь, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет. 
- Отсутствие у дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности. 
Нередко воспитатели в группах, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы. А детям достаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу. 
При этом мне необходимо воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости, помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желания и потребности в получении трудовых умений и навыков. 
- Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста наблюдается при отсутствии планомерности и систематичности в организации труда детей или участии детей в труде от случая к случаю. 
- В практике семейного воспитания часто распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем: угроза наказания за плохое отношение к труду, наказание трудом за плохое поведение, недовольство неумением ребёнка. 
Положительных результатов можно достичь при условии согласования действий педагогов и семьи. Вовлечение родителей в совместную трудовую деятельность в детском саду (посадка цветов, участие в акции «Чистый участок») их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимы для успешного развития ребенка. 
Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе воспитания я определила цель своей работы - воспитание устойчивого и положительного отношения к труду с использованием современных технологий. 
Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта. 
Новизна опыта заключается в изучении и применении современных технологий:
- использование информационных технологий в ознакомлении детей с трудом;
- использование сказкотерапии;
- разработка и использование операционных схем для трудовой деятельности;
- внесение героя – персонажа (старика-Трудовика); 

- использование социо-игровых технологий.


















2. Цель:

Формирование навыков самостоятельного и последовательного выполнения трудовых действий, соблюдая целостность трудового процесса.


Задачи:

- Обучать детей трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование;
- Воспитывать у детей интерес к труду, трудолюбию, ответственности, самостоятельности;
- Познакомить с трудом взрослых, воспитывать уважение к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь;
- Формировать взаимоотношения и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива)

















3. Ожидаемый результат: У детей сформируются представления о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; ценностном отношении к собственному труду, труду других людей и его результатам.



























4. Этапы реализации опыта работы:

Первый этап

Подготовительный

- Изучение методической литературы;

- Сбор материала, необходимого для этапа реализации опыта работы;

- Разработка конспектов, мероприятий, по ознакомлению и привлечению детей к труду;

- Изготовление пособий подготовка необходимого материала для трудовой деятельности.

Второй этап

Основной:
Практическая деятельность по реализации опыта работы:
Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте в центре социально – коммуникативного развития созданы условия для трудового воспитания детей.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду является самообслуживание. С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки.

При формировании навыков самообслуживания целесообразно проводить:
Дидактические игры и упражнения: (приложение № 1)

«Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать»,

«Убери со стола», «Кукла заболела», «Вымой ручки», «Фонтанчики».

Игры на внимание: (приложение № 2)

«Что лишнее». «Найди и назови»

Сюжетно-ролевая игра: (приложение № 3)

«Парикмахерская».

Чтение художественной литературы: (приложение № 4)

В.Берестов «Новый бант»,

З. Александрова «Что взяла, клади на место».

Для работы с родителями представлена:

Консультация: (приложение № 5)

«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»

Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей детского сада, он постоянен и необходим, хотя результаты его нередко не так заметны, как в других видах труда. Так, сделанная руками ребенка игрушка долго может напоминать о затраченных усилиях, выращенное растение наглядно свидетельствует о результатах труда. А на протертые полки, или выстиранное кукольное белье дети могут и не обратить

внимания.
Развитие трудовой деятельности осуществляется последовательно, начиная с совместного труда и поручений. Лишь, когда поручения и дежурства станут систематическими, постоянными формами организации труда в группе в течение первого полугодия, следует переходить к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду (второе полугодие).

В ходе трудовой деятельности применяются игры: (приложение № 6)

«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»

«Помогаем няне»

«Стирка кукольной одежды»

(приложение № 7)

Неизгладимое впечатление производят на детей образы героев из произведений Б.Заходер «Портниха», «Строители». С. Маршака- пожарника Кузьмы ("Пожар"), почтальона ("Почта"), С Михалкова - дяди Степы-милиционера и др. (приложение № 7)

Пословицы, поговорки о труде (приложение № 8)

Используя «золотые» правила социо-игровой технологии, дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.

Развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры будет успешным через использование социо-игровых технологий: (приложение № 9)

Игры-задания для рабочего настроя.

Игровые разминки

Задания для творческого самоутверждения

В регламентируемой деятельности прививать детям практические навыки и расширять представления о труде взрослых помогают занятия:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по трудовому воспитанию для детей средней группы.

«Мы помощники»; (приложение №10)

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в средней группе.

«Дети помогают взрослым» (приложение №11)

Вне регламентируемой деятельности:

Организуется совместный, коллективный труд: стирка платочков, стирка платьица, мытье игрушечной посуды, вытирание пыли на игрушечной кухне, в спальне, мастерской парикмахера и т.д.

Дети средней группы с удовольствием помогают воспитателю ремонтировать книги, подклеивать коробки.

Для взаимодействия с родителями предоставлены консультации: (приложение № 12)

«Игры на кухне»,

«Игры с тестом».

Не каждый общий и даже не каждый совместный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд – общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.
Особое значение имеет труд в природе для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения к живому, любви к природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Содержанием такого труда являются не только уход за комнатными растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и формирование первичных представлений о труде взрослых, о простых, понятных профессиях. 
Каждый год в марте дети начинают наблюдать за огородом на окне и луковицами. В совместной деятельности с детьми занимаемся посадкой цветов. Обязательно заполняем дневник наблюдений. Затем подросшую, окрепшую рассаду высаживаем на участок детского сада, а перья лука периодически относим на кухню поварам. 
Каждый год в зимний период дети и родители принимают участие в конкурсе кормушек для птиц. 
Формируя элементарные экологические представления, ведутся ежедневные наблюдения за живой и неживой природой, за трудом взрослых.

В регламентированной деятельности проводятся занятия:

Конспект НОД по окружающему миру в средней группе.

«Петрушка идет трудиться» (приложение № 13)

При организации экскурсий по детскому саду в кабинет медсестры, к поварам, в прачечную, дети знакомятся с оборудованием, инструментами, техникой их назначением. Так у детей формируется уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам их труда.
Также организованы совместные с родителями экологические акции «Трудовой инвентарь своими руками», «Высади цветок». Родители всегда принимают участие в ежегодных месячниках по благоустройству территории сада. 

Ручной и художественный труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее), направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Этот труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, пуговиц, нитей и другого подручного материала. Любая поделка, выполненная руками ребенка бесценна. Дети с большой радостью откликаются на призыв сделать что-нибудь необычное. Также изготовление таких поделок, участие в тематических выставках позволяет расширять представления детей о праздниках, традициях своего народа. 

Совместно с родителями дети принимают участие в выставках:

«Осенние фантазии» (поделки из природного материала - с родителями),

«Укрась новогоднюю игрушку» (поделки из бросового материала с родителями).

Для развития творчества, интереса к изобразительной деятельности способствуют занятия с использованием нетрадиционных техник (ватные палочки, мятая бумага, пальчики):

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе.

«Снег идет» (приложение № 14)
Считаю, что работа по формированию и развитию трудовой деятельности детей должна быть неразрывно связана с творчеством и порывом, мастерски, педагогически точно направляемым взрослым, педагогом. 
























5. Формы взаимодействия с родителями по вопросам трудового воспитания


Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй. 
Без данной взаимосвязи невозможно гармоничное развитие ребёнка, ведь оно происходит не только на основе физического, нравственного, умственного, эстетического, но и обязательно трудового воспитания. 
Сущность трудового воспитания заключается в приобщении дошкольников к доступной форме трудовой деятельности, а так же к положительному отношению к труду взрослых. 
Для того чтобы ребёнок проявлял желание и активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки, умения и стремление трудиться самостоятельно. 
Формы взаимодействия с родителями по вопросам трудового воспитания. 
Педагогический всеобуч.

В своей работе использую виды всеобуча: тематические, консультации, собеседования, родительские собрания.

Основные вопросы: педагогические, психологические, правовые. Материалы всеобуча размещаются, в родительских уголках. 

- На родительском собрании, была продемонстрирована деловая игра «Знакомим детей с миром профессий» (приложение №16)

Совместно с родителями проведен круглый стол, где мамы воспитанников рассказывали о своей профессии.

Наиболее более допустимая форма установления связи педагога с семьей, это консультации, памятки.

- В уголке для родителей представлены консультации и статьи по трудовому воспитанию

Статья: (приложение № 17)

«Трудовое воспитание в семье»,

Статья:

«Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания».

А также начинаем практиковать в группе:

- Дни открытых дверей. Форма, позволяющая родителям познакомиться с ДОУ, его традициями, правилами. Задачами воспитательного и образовательного процесса, а так же показать, что в учреждении создана педагогически грамотная среда для воспитания, развития и укрепления здоровья детей. 
- Совместно с родителями происходит подготовка и проведение праздников, досугов которое позволяет развивать взаимоотношения между родителями и детьми через эмоциональное общение, посредством включения взрослых в совместную деятельность. 
- Оформление фотовыставок. Такое взаимодействие дает возможность увидеть родителям, какая работа проводится с детьми в ДОУ, а так же делиться собственным опытом семейного воспитания. 

- Ведется работа с родительским комитетом. Родительский комитет является активным помощником воспитателя, обеспечивает постоянную и систематическую связь между ДОУ и родителями, содействуют педагогической пропаганде для успешного решения задач всестороннего развития детей. 
- Оформление родительских уголков. В родительских уголках помещается информация о направлениях работы ДОУ, годовом плане, целях и задачах группы, отражает работу с детьми в соответствии с требованиями программы. 
- Периодически происходит смена папок - передвижек. Папки – передвижки служат для информации, которая обновляется, но которую необходимо донести до сведения родителей. 
В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает процесс труда, видит, как работают взрослые. Поэтому в работе с семьёй используются разнообразные формы и методы. 
Одним из таких методов, является анкетирование родителей, по результатам анкетирования, знакомимся с тем, какие трудовые навыки у ребёнка сложены. 
Анкета для родителей: (приложение № 18)

«Любит ли Ваш ребенок трудиться»? 
Сильным фактором воспитания, является личный пример взрослых, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Здесь возможны различные пути:
первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения;
второй путь — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада)

- В совместной деятельности взрослых и детей (занимаемся благоустройством участка детского сада, изготавливаем и ремонтируем скворечники и кормушки для птиц, шитье кукольной одежды).
Такая форма работы поможет сделать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса;
- формировать у детей понятие «трудовая деятельность»;
- показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
- даст возможность накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;
- развивает монологическую и диалогическую речь;
- способствует усвоению детьми нравственных и этикетных норм. 




Третий этап

Заключительный:
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны (приложение № 15)


















6. Значение трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств ребенка дошкольника.

В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ. В настоящее время определено место труда в педагогичес-ком процессе детского сада, разработано его содержание. 
Труд – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека духовно богатым, развивает его физически. 

В труде детей младшего дошкольного возраста ярко обнаруживается связь с игрой. Включая в образовательную деятельность игровые ситуации иллюстрации с алгоритмом одевания и т. п. Ребенок овладевает по подражанию способами действий, начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т. п.). Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание - своего рода открытие ребенком личных возможностей. Оно побуждает детей к самостоятельным действиям («Я сам»). Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, проявлять интерес и инициативность. 
Во 2 младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду. В особый вид труда здесь можно выделить труд в природе. С помощью взрослых дети поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют семена цветов на рассаду. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Проявляют интерес к жизни растений и животных. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Труд в природе имеет свои особенности. Одно из условий – правильная организация труда. Широко распространённая форма работы с детьми – игра-занятие. Работая вместе с детьми, ставится задача, намечается, какой они получат результат, по мере надобности демонстрируются нужные приёмы (полив, рыхление земли, обтирание листьев, опрыскивание растений, давала информацию, всё это я делаю по ходу выполнения работы). Наиболее приемлемые формы, которые используются в работе – индивидуальные и групповые поручения. Результатом этого труда был материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им растение и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых. 
Начиная, со среднего возраста вводится знакомство детей с трудом взрослых, формируется у них представление об общественной значимости труда.
Мы готовим ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким бы нам оно ни казалось — мог смело вступить в самостоятельную жизнь.

Значит, важно, чтобы ребенок:
- понимал, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;
- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;
- познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;
- был готов трудиться сам; 
- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками. 
В детском труде ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции (стирка белья для кукол, приготовление пищи, мытьё кукольной посуды, ремонт книг для детской библиотеки). Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых. Но не только этим, исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. 
Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, дети стремятся подражать взрослым, охотно принимают на себя роли врача, продавца, учителя, спасателя и других знакомых им профессий. Принимая на себя роли взрослого, они проникаются эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожатся за больного, оказывают внимание пассажирам. Они испытывают эмоциональный подъем, волнение, радость, их чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями. 
При ознакомлении с трудом взрослых очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Здесь возможны разные средства. Например, иллюстративный и картинный материал, альбом «Все работы хороши», помогает в ознакомлении с профессиями; дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии», «Кому, что нужно для работы» закрепили знания детей об инструментах необходимых в трудовой деятельности; выставка фотографий родителей на тему «Кем быть? » - так у детей формируется положительное отношение к труду родителей; рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых, экскурсии (на кухню детского сада, медицинский кабинет, в прачечную) где у некоторых воспитанников работают родители - всё это углубляет, расширяет и закрепляет знания детей. Для заинтересованности детей разработала презентационный материал (использовала ИК технологию) по ознакомлению детей с трудом взрослых. 
У детей сформируется положительное отношение к труду, они станут понимать смысл труда, видеть его результаты. 
Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Хозяйственно-бытовой труд, который планируется в среднем возрасте, разнообразен по своему содержанию. Это труд, как в группе, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, используются следующие виды труда: наведение порядка в групповой (уборка игрушек, умывальной (мытьё стаканчиков, развешивание полотенец). Наиболее успешные формы работы – поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники (тряпочки, ведра, веники, совки, лейки и т. д.). 
Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. Виден результат работы за все прошедшие года. Одни из распространённых видов хозяйственно-бытового труда на участке: наведение порядка на веранде (весной, летом, осенью подметали пол веником, зимой – очищали от снега лопатами; осенью – уборка листвы, летом – сбор мусора). При постановке задачи перед детьми следует добиваться понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, важно заинтересовать ребёнка, чтобы он выполнял это дело с желанием. В группе был создан график трудовой деятельности, где вместе с детьми ежедневно отмечали кто, где и когда дежурил, в конце дежурства обсуждали с детьми качество выполненной работы и оценивали результат.

В результате коллективной деятельности и обмена опытом, начинает проявляться отношение сотрудничества между детьми. Ребята сравнивают успехи в другой подгруппе со своими, переживают, хотят передать свой опыт. Играя, дети подражают взрослым, принимают на себя роль учителя, воспитателя, врача, продавца, водителя и другие профессии. В процессе игровой деятельности у детей на примерах труда воспитываются положительные навыки трудового общения. Дети успешно выполняют несложные задания, ответственно относятся за порученное дело. Таким образом, у них прививается психологическая готовность к труду.


























Диагностика Хозяйственно-бытового труда.

Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает,  ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Анализируя отношение детей, определяю, к какой группе относится ребенок:

Низкий А - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

Средний Б - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера, качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

Высокий В - развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Диагностика  трудолюбия в разных видах дежурств

За детьми проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому  уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку.

В ходе этого исследования определяла:

-  хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;

-  каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;

-  хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей;

-  хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;

- хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.

Анализируя отношение детей к дежурству, определим, к какой группе относится ребенок:

Группа А (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.

Группа Б (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

Группа В (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке.

Таким образом, видно, что у детей трудолюбие сформировано так: дети трудятся без контроля, но только во время дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б) В этой группе большинство детей относится к группе Б , но также есть дети которые относятся к группе А и В. Эти дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль (группа А) .

Другие дети трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется внутреннее побуждение к трудовой деятельности (группа В) – 1 ребенок.

Вывод: анализируя результаты этого исследования видно, что у детей этой группы трудолюбие проявляется на среднем уровне.

Ручной труд.

- Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.

Раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.

При выполнении задания обращаю внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.

- Выявляю, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Анализируя отношение детей, определяю, к какой группе относится ребенок:

Низкий А - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

Средний Б - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. Качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

Высокий В - развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Анализируя результаты этого исследования, можно сделать общий вывод, что у детей средней группы уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне.

Автор составитель диагностики Бабенко С.В. Анализ, диагностика и планирование трудовой деятельности детей дошкольного возраста.


Диаграмма. Сформированность трудолюбия и отношения к труду.

1 – уровень показателей трудовых навыков;

2 – уровень показателей хозяйственно – бытового труда;

3 - уровень показателей ручного труда;

4 - уровень показателей труда в природе.


Опыт работы «Воспитание нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста через трудовую деятельность» может транслироваться на методическом совещании.


































Заключение


Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед ними раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действительности.

Знакомство дошкольников с трудом взрослых открывает возможности для расширения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе с взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.).

Моя практика показывает, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности - к учению - является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования личности дошкольника в трудовой деятельности позволил установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.



Перспектива развития в работе по трудовому воспитанию, на мой взгляд, могут стать следующие: углубление изучения проблемы, связанное с дальнейшей разработкой организации трудовой деятельности;

продолжать проводить с детьми ежедневные наблюдения по всем направлениям, знакомить с различными профессиями;

продолжать в игровой форме проводить занимательные беседы и игры по трудовому воспитанию,

расширить работу с родителями по данному вопросу.

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе с взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Я пришла к выводу, что систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.