Тема: Обобщение по теме «Глагол» Морфологический разбор глагола
Дата:19.05.21
Класс 4-а
Цель: развивать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов.
Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Какие слова называют сложными? (Те, которые состоят из двух или более корней.)
— Какое правило необходимо вспомнить, чтобы написать эти слова правильно? (В сложных словах пишутся соединительные гласные о и е.)
— Запишите слова под диктовку, подчеркните соединительные гласные.
Овощевод, баснописец, коневодство, сороконожка, змеевидный, великодушный, чужестранец, полководец, пешеход.
(Взаимопроверка, самооценка.)
III. Самоопределение к деятельности
— Составьте слово, которое будет ключевым на сегодняшнем уроке.
Первая буква обозначает парный согласный звук к звуку [к]. Вторая буква — глагольный суффикс прошедшего времени. Третья буква обозначает безударный гласный звук, который запоминаем в слове картина.
Четвёртую букву пишем на конце слова плуг.
Пятая буква — окончание глагола прошедшего времени в среднем роде.
Шестая буква обозначает непарный звонкий согласный звук.
Ответ: глагол.
— Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Обобщению изученного по теме «Глагол».)
— Какие орфограммы мы будем повторять, какие умения закреплять?
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 243 (с. 115).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Определите его главную мысль. (Главная мысль заключена в последнем предложении.)
— Какое это предложение по интонации и цели высказывания? (Восклицательное по интонации, побудительное по цели высказывания.)
— Найдите в тесте глаголы. Поставьте к ним вопросы.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.Самооценка) 1 ученик у доски
— Как вы написали глаголы с частицей не? (Раздельно.)
— Какие ещё орфограммы встретились в глаголах?
Упр. 244 (с. 115).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Самооценка.) 1 ученик у доски
— Какие глаголы вы записали в первую группу? (Глаголы в неопределённой форме.)
— Назовите их. (Почитать и почитать.)
— Что вы можете сказать об этих глаголах? (Они одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение.)
— Объясните, что означают эти слова.
— Какие глаголы изменяются по лицам и числам? (В настоящем и будущем времени.)
— Назовите их. (Получает — настоящее время.)
— Какие глаголы в единственном числе изменяются по родам? (В прошедшем времени.)
— Назовите их. (Привыкла - женский род.)
— Разберите первое предложение по членам. (Один ученик работает у доски.)
Упр. 245 (с. 116).
— Рассмотрите первую схему.
— Что вы можете сказать об этом глаголе? (Это глагол Спряжения, настоящего или будущего времени, 3-го лица, множественного числа.)
(Остальные схемы разбираются по аналогии. Далее учащиеся самостоятельно подбирают слова к каждой схеме и записывают их. Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа в группах
3 группы
Заадние 1 группе
Заполни таблицу
1.Что такое глагол. Запиши определение | Глагол- |
2.Начальная форма глагола | ! |
3.Морфологические признаки | |
2 группа
Заполни таблицу
Постоянные признаки глагола | |
|
3 группа
Представление группами результатов своей работы
Вывод:
-Для чего повторяли?
Морфологический разбор глагола
Работа по памятке (1 ученик у доски)
Закрепление
1в: видели
2в: кричат
2 ученика у доски(самопроверка, самооценка)
VII. Рефлексия Работа по учебнику
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы повторяли сегодня на уроке?
— Какое задание было самым интересным?
— Что показалось вам трудным?
— С чем вы легко справились?
Домашнее задание
Стр. 118 упр. 252(рассказ по картинке)