Проект урока русского языка, 5 класс
Тема: «Обобщение знаний по теме имя существительное».
Тип урока: обобщение.
Цель урока:
предметные:
Организация повторения по теме «Имя существительное».
Организация обобщения и систематизации знаний по теме.
а) определение морфологических признаков
б) синтаксическая роль в предложении
личностные:
Воспитание самостоятельности:
а)умение брать ответственность на себя
б)нести ответственность за работу группы в целом
2. Воспитание уважения к труду, любви и бережному отношению к хлебу
метапредметные:
Развитие способности к анализу и обобщению.
Развитие речи учащихся.
Развитие творческих способностей
Развитие познавательного интереса учащихся.
- деятельностная: закрепить умения опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
- содержательная: закрепить знания о существительном как о части речи.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, мультимедийная презентация, карточки, цветные жетоны.
Ход урока
Организационный этап
Приветствие учеников.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что от нашего настроения зависит многое: счастливые лица окружающих, успешность в наших начинаниях. Давайте проверим, какое у вас настроение на сегодняшний урок (красный жетон – плохое, жёлтый –нормальное, зелёный – хорошее)
Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Вы готовы работать? Тогда начнём.
Актуализация знаний, формулирование темы, постановка цели
Учитель: Прослушайте стихотворение, в нём «спряталась» тема нашего урока:
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я имя ….. (дети хором называют часть речи)
существительное.
Учитель: Вы уже догадались, что мы сегодня будем делать на уроке и над чем работать?
Ученики: Да.
Учитель: Правильно. Сегодня мы с вами вспомним всё, что знаем об очень интересной и важной части речи «Имени существительном». Работать сегодня мы с вами будем в группах по три человека.
Учитель: Прежде чем начать работать, давайте вместе вспомним правила работы в группах?
Правила:
- Уважай своего товарища!
- Умей каждого выслушать!
- Не согласен – предлагай!
Учитель: Я предлагаю вам отправиться в заочное путешествие по стане которая называется «Имя существительное». Путешествие будет проходить в сельской местности, на полях где растет хлеб, в городах и селах страны где люди этот хлеб потребляют. Каждую из трех групп поведут мудрые капитаны.
Напомню, что в обязанности капитана входит то, что он должен распределить роли в группе: кто будет записывать информацию, кто отвечать у доски, кто работать с презентацией. Капитаны экипажей получают маршрутные листы, где участник самостоятельно оценивает свою работу на каждом этапе путешествия, затем капитан оценивает работу участника. В нашем путешествии за успешно и досрочно выполненное задание предусмотрены дополнительные баллы, которые учитываются при выставлении отметки, – это сноп колосьев пшеницы (Приложение 1).
А теперь мы отправимся в путь и перейдем к проверке домашнего задания. Нас ждет поле «Лексика».
Проверка домашнего задания будет проведена в форе немого диктанта «Узнай меня». Посмотрите на слайды и определите, что перед вами (демонстрируются квартирки с изображением: буханка, батон, калач, каравай, пирог, блины, булочка, пирожок, бублик, баранки, пряники). Каждый кто назовет слово первым получит дополнительный сноп пшеницы.
Ученик выполняю задание.
Учитель: Наше домашнее задание было основано на поисках лексических значений, названий хлебобулочных изделий. Я вижу, что вы не только хорошо справились с этим заданием, но и получили представление о том, чем буханка отличается от каравая, булки, батона, баранки от бубликов, пирожки от булочек и пирогов. Думаю, что это было не безынтересно.
Учитель: Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
Ученики: Повторить и обобщить знания об имени существительное.
Практическая часть
Учитель: Первой точкой нашего путешествия будет остановка перед «Школой юных хлеборобов», где мы вспомним теоретические сведения об имени существительном.
1.Род имён существительных. Ребята, Ребята, определите, пожалуйста, род записанных имён существительных? (на слайде: агроном, Саша, мельник, пекарь, хлебушек, сластена, поле, рожь, кукуруза).
2. Число имён существительных.
Рожь, кукуруза, блин, сливки, молоко, творог.
3. Склонение имён существительных.
Приведите примеры.
Ребята, определите склонение имён существительных: шоссе, какао, эскимо, кофе.
4. Падежи имён существительных.
Приведите примеры. Обратите внимание на окончание существительного пшеница в родительном и дательном падеже. Об орфографии мы поговорим на следующем уроке.
Физкультминутка
Учитель: А теперь мы поиграем. Я буду зачитывать загадки, а вы, если существительное одушевлённое, должны похлопать в ладони, если существительное неодушевлённое, то должны постучать ногами.
Что на сковородку наливаю
Да в четверо сгибают (блины, неодушевленное)
Кто из героев русской сказки сказал бы: «Купил печку. На «Жигули» денег не хватило»? (Емеля, одушевленное)
Корабль-великан
По земле идет.
Поле пройдет –
Урожай соберёт (комбайн, неодушевленное)
Кого обидел мальчик Филька из рассказа «Теплый хлеб» (лошадь или конь, одушевленное).
Кто автор этого рассказа (К.Г. Паустовский, одушевленное)?
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объедение (баранка или бублик, неодушевленное)
Учитель: Нас ожидает страна Текстуалия.
Чтобы попасть туда необходимо выполнить следующие задания:
1.Определить стиль текста.
2.Определить тип текста.
3.Определить основную мысль текста.
4.Групповое задание:
I группа – выписать собственные имена существительные;
II группа – выписать нарицательные имена существительные;
(Следует последующая самопроверка (презентация). (раздаются карточки по командам: Россия – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, бескрайние поля ржи, птицы, летящие в небе. Это и Москва, и моё родное село Александровское. Это имена людей, названия рек и озер, конечно же, наши родители).
Учитель: Следующей остановкой будет страна Синтаксисландия.
Нередко одно существительное в предложении выполняет разную роль. Сейчас мы попробуем проанализировать этот вопрос. В предложениях необходимо найти существительные, определить их падеж и синтаксическую роль. Сноп колосьев пшеницы получит та команд, которая быстрее остальных справится с заданием. Помните, самое главное сделать это правильно.
Хлеб - всему голова.
Я взял хлеб и начал есть борщ.
Ученики выполняют задание и делают вывод, что одно и тоже существительное хлеб может быть подлежащим (1 предложение); дополнением (2 предложение). А еще имена существительные выполняют роли сказуемых (голова, 1 предложение).
Учитель: Ребята, какой раздел языкознания изучает синтаксическую роль частей речи в тексте?
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели имя существительное через призму разных разделов языкознания. Мы выстроили модель, записав всё то, что мы знаем об имени существительном. Продукт нашего урока морфологический разбор имени существительного) – результат совместной деятельности. Но каждый внёс свой вклад. Оцените свой вклад в рождение обобщения темы. Обратимся к маршрутным листам (Приложение 2)
Рефлексия
Учитель: Итак, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу.
Ребята, продолжите, пожалуйста, предложения:
-Сегодня на уроке я вспомнил…
-Мне было интересно…
-Особенно понравилось…
-А, может быть, осталось что-то, что вызывает у вас и сейчас затруднение?
-Я попрошу капитанов, посовещавшись в группе, дать отметку работе своей группы и озвучить их.
- В конце урока каждый из вас положит мне на стол фигурку того цвета, какую отметку он получил. (Красный – 5, синий – 4, зелёный – 3).
-Какое настроение у вас в конце урока? (Жетоны трёх цветов)
VI. Домашнее задание
Учитель: Я даю вам карточки с домашним заденем, в котором предлагаю прочитав первый текст ответить на вопрос: «Почему дети не знают, как появился хлеб?» (задание для всех уровней) (Приложение 3). Вторая часть задания представляет собой текст в котором вы должны найти имя существительное, определить их падеж, выделить орфограммы (базовый уровень) (Приложение 4). Используя полученную модель морфологического разбора, выполните разбор трех имен существительных разных склонений и падежей (повышенный уровень).
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Организационный. | - Приветствие. - Определение настроения учеников. - Запись числа в тетрадь | Работа с жетонами. Запись числа в тетрадь. | Личностные Регулятивные Коммуникативные |
II. Мотивация к учебной деятельности. | Чтение стихотворения, мотивирующее учеников к учебной деятельности | Слушают стихотворение. |
III.Актуализация знаний, формулирование темы, постановка цели. | - Учитель читает стихотворение и задает вопрос о теме урока. - Деление на группы, объяснение правил работы в группах. - Проверка домашнего задания. | Обучающиеся слушают учителя, формируют тему урока, ставят цели. (Отвечают на вопросы с места). Строят рассуждения, понятные для собеседника. Слушают выступление, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Высказывают предположения. Учатся формулировать собственную точку зрения и позицию. | Коммуникативные Познавательные Регулятивные Целеполагание Общеучебные Логические Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные |
VI.Практическая часть. Физкультминутка | -Учитель предлагает вспомнить теоретические сведения об имени существительном. Проведение физкультминутки Продолжается работа над практической частью. Повторение разделов: «Текст», «Синтаксис простого предложения». Схема морфологического разбора. Учитель сообщает, о выстроенной модели морфологического разбора существительного. | Выходят капитаны, вытягивают бумажку с вопросом. Обсуждение в группе, фиксация ответа на вопрос. Устный ответ представителя группы, работа с презентацией. Выполняют упражнения в тетради, обосновывая выбор морфологических признаков. Выполнение физкультминутки Высказывают своё мнение. Воспринимают ответы обучающихся. Осуществляют самоконтроль. Записывают предложения, обозначают падеж, подчеркивают члены предложения. Осуществляют самопроверку. Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы обучающихся. Осуществляют самоконтроль, самопроверку. | Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные |
V.Рефлексия. | Учитель формулирует конечный результат работы на уроке. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции материала на уроке и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему). | Личностные |
VI.Домашнее задание. | Учитель предлагает карточку с заданиями базового и повышенного уровня. | Записывают задание в дневник. | |
Приложение 1

Приложение 2
Фамилия, имя | Лексемус | Школа юного моряка | Текстуалия | Синтакляндия | Общая отметка | Отметка учителя |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Приложение 3
Диалог в детском саду
– В я думал, что батоны растут на поле, – сказал Саша.
– А я думал, что хлеб делают в магазине!
– А мне бабушка говорила, что булочки и баранки рождаются от батона.
– А я сама лепила из теста пирожки и пекла в духовке!
– Как же появился хлеб?
Вопрос:
- Почему дети не знают откуда хлеб появится?
Приложение 4
Откуда хлеб пришел
Сначала землю пашут. Потом в неё бросают зерна – сеют хлеб. Из зерен вырастаю колоски. В каждом колоске много новых зерен. Колоски жнут и обмолачиваю – вытряхиваю их них зернышки. Зерно везут на мельницу. Тап его растирают в муку – мелют. Муку отвозят в пекарню. В ней пекут буханки, булочки, батоны, караваи.
Хлеб готов. Его везут в магазины. Покупайте и кушайте! Помните, плох обед, когда хлеба нет. Берегите, хлеб!