Урок №4. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные геометрические фигуры»
(к учебнику Геометрия 7 класс, Г.П. Бевз, Киев, 2007.)
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания по теме;
Развивать умение рассуждать и доказывать, внимание.
Развивать геометрическую интуицию, газомер.
Воспитывать познавательный интерес к предмету и аккуратность.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос «Дальше, дальше…»
Что такое геометрия?
Что такое планиметрия?
Приведите примеры плоских и неплоских фигур.
Опишите понятие точка.
Опишите понятие прямая.
Опишите понятие плоскость.
Что означает запись А
, В
?
Сформулируйте основное свойство расположения точки на прямой.
Что такое луч?
Как обозначается луч?
Какие лучи называются дополнительными?
Что такое отрезок?
Что такое концы отрезка?
В каких единицах измеряется отрезок?
Сформулируйте основное свойство измерения отрезков.
Что такое середина отрезка?
Что такое расстояние между двумя точками?
какая фигура называется углом?
Как обозначаются углы?
В каких единицах измеряются углы?
Какой угол называется острым?
Какой угол называется прямым?
Какой угол называется тупым?
Какой угол называется развернутым?
Сформулируйте основное свойство измерения углов.
Что такое биссектриса угла?
Какие углы называются равными?
3. Обобщение и систематизация знаний.
Решить №1, 2 и 3 варианта 3 с. 27.
Решение заданий по рисункам 3а, 3б с.26.
4. Геометрическая пауза из истории транспортира.
С древнейших времен люди сталкивались с необходимостью измерять. Понятие градуса и появление первых инструментов для измерения углов связывают с развитием цивилизации в древнем Вавилоне, хотя само слово градус имеет латинское происхождение(градус– от лат. gradus- “шаг, ступень”). Градус получится, если, разделить окружность на 360 частей. Возникает вопрос – а почему древние вавилоняне делили именно на 360 частей. Дело в то, что в Вавилоне была принята шестидесятиричная система счисления. Более то, число 60 считалось священным. Поэтому все вычисления были связаны с числом 60(календарь вавилонян включал 360 дней).
Кроме градуса, были введены такие единицы измерения, как минута( часть градуса) и секунда( часть минуты). Названия “минута ” и “секунда” произошли от partes minutae primae и partes minutae sekundae, что в переводе означает "части меньшие первые" и "части меньшие вторые". В истории науки эти единицы измерения сохранились благодаря Клавдию Птолемею, жившему во II веке.
История не сохранила имя ученого, который изобрел транспортир – возможно в древности этот инструмент имел совсем другое название. Современное название происходит от французского слова ”ТRANSPORTER”, что означает “переносить”. Предположительно, транспортир изобрели в древнем Вавилоне.
Но древние ученые производили измерения не только транспортиром – ведь этот инструмент был неудобен для измерений на местности и решения задач прикладного характера. А именно прикладные задачи и являлись главным предметом интереса древних геометров. Изобретение первого инструмента, позволяющего измерять углы на местности, связывают с именем древнегреческого ученого Герона Александрийского(I в. до.н.э). Он описал инструмент “диоптр”, позволяющий измерять углы на местности и решать множество прикладных задач.
Таким образом, можно говорить о возникновении геодезии - системы наук об определении формы и размеров Земли и об измерениях на земной поверхности для отображения ее на планах и картах. Геодезия связана с астрономией, геофизикой, космонавтикой, картографией и др., широко используется при проектировании и строительстве сооружений, судоходных каналов, дорог.
Транспорти́р (фр. transporteur, от лат. transporto «переношу») — инструмент для построения и измерения углов. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделённого на градусы от 0 до 180°. В некоторых моделях — от 0 до 360°.
Транспортиры изготавливаются из стали, пластмассы, дерева и других материалов. Точность транспортира прямо пропорциональна его размеру.
Разновидности транспортиров
Полукруговые (180 градусов) — наиболее простые и древние транспортиры.
5. Самостоятельная работа.
Выполнить тестовые задания №1 с. 28.
6 . Итоги урока. Рефлексия.
7. Домашнее задание:
Повторить п. 1-3.
Выполнить домашнюю самостоятельную работу:
вариант 2 и 4 с. 27.