СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы:"Развитие творческих способностей на занятиях по художественной росписи ткани - батик".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития творческих способностей является одной из главных в обучении технологии и изобразительного искусства.Поэтому широкий простор для  развития творческих способностей открывает возможность использования новых, интересных технологий, как на уроках, так и во внеклассной работе.Художественная роспись ткани, как вид декоративно-прикладного искусства способствуют  формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и развитию его творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы:"Развитие творческих способностей на занятиях по художественной росписи ткани - батик".»

ГУ « Карабалыкская средняя школа имени Абая Кунанбаева отдела образования акиматаКарабалыкского района»














Развитие творческих способностейучащихся

на занятиях по художественной

росписи ткани – батик.



Автор опыта: Ярошенко Ольга Петровна























Тема педагогического опыта:«Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по художественной росписи ткани – батик».

«Детское сердце чутко к призыву

творить красоту…

Важно только, чтобы за

призывами следовал труд».

Б.Н.Сухомлинский

Актуальность опыта:

Проблема развития творческих способностей является одной из главных в обучении технологии и изобразительного искусства. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую изюминку в любом деле, увлечься любой работой. Сегодняшний человек существует в насыщенном, постоянно меняющемся пространстве. Знакомство с искусством у большинства детей происходит не в музеях, а на экранах кино и телевидения, со страниц интернета. Зрительные образы обступают человека со всех сторон, активно формируя его сознание и духовный мир, неся с собой не только искусство, но и антиискусство, антигуманность, безвкусицу. Задача учителя – помочь ребенку войти в этот мир духовно и эстетически подготовленным, умеющим противостоять этому потоку, выделить в нем достойное и художественное.Задача педагога научить понимать детей истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. И самое главное, подвести детей к тому, чтобы они не только могли любоваться красотой, но и сами могли творить её. Красота нужна детям как крылья птице, она главный эмоциональный импульс в их творчестве.

Имея 20 летний опыт работы, в настоящее время я столкнулась с тем, что для развития творческих способностей обучающихся, их реализации, так необходимых в любой сфере человеческой деятельности, недостаточно 1 часа в неделю изобразительного искусства и технологии. Поэтому широкий простор для эстетического воспитания, развития творческих способностей открывает возможность использования новых, интересных технологий, как на уроках, так и во внеклассной работе.

Вторая, не менее важная проблема, которая существовала всегда,как известно, каждый ребенок по-своему талантлив и природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться.Задача же взрослого человека – будь то родители, педагоги, помочь маленькому человеку талант
в себе открыть, научить его беречь, развивать. Единственное, что нужно для реализации природных творческих способностей ребенка - это уметь развить способности, разбудить фантазию и творчество. Но каждый из нас знает, что развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей. С раннего детства дети по-разному проявляют свою творческую активность и фантазию, не осознавая, что способностями от природы награждены не все, но это их никогда не останавливает и уверенность что следующее произведение будет лучше, заставляет их творить ещё и ещё. Взрослея, дети начинают понимать, что замыслы, которые по сложности, серьезности, превышают возможности (в данном случае – изобразительные) они уже не могут реализовать. Лишь небольшая часть детей продолжает проявлять интерес к творчеству, реализуя себя через художественную деятельность, поэтому к 6-7 классу возникает проблема «подросткового кризиса». Творческая активность снижается, а иногда и угасает совсем. Большая же часть подростков, даже имея средние природные способности, лишают себя возможности для самореализации, в то время как при создании благоприятных условий и эти дети могут достичь успехов в творческой деятельности. Ведь не секрет, что успех – это результат кропотливой работы над собой, а не только природная одаренность, поэтому каждому ребенку необходимо дать возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Для меня, учителя технологии и изобразительного искусства, развитие творческой индивидуальности ребенка не менее важная задача, как и привитие навыков практической работы с художественными материалами, внедрение и использование новых технологий обработки материалов, а так же знаний академических основ рисунка и живописи.

Работая над темой по самообразованию: «Комплексный подход по реализации творческих способностей на уроках изобразительного искусства и внеклассных мероприятиях» и поиск решения описанных выше проблем привел к необходимости применения необычных, ранее неизвестных и на первый взгляд недоступных техник на уроках технологии и организации кружковой работы по батику, искусству росписи ткани.Художественная роспись ткани, как вид декоративно-прикладного искусства способствуют формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и формированию нравственных принципов. Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор.

На практике я убедилась, что использование художественной росписи ткани на уроках технологии и в кружковой работе дает хорошие результаты. Работы получаются даже у того, кто не проявляет особых способностей к изобразительному искусству. С помощью таких работ дети начинают успешно рисовать. В данном случае все проведенные занятия, в различных возрастных группах рассчитаны не только на одаренных и способных детей, чья будущая профессия, возможно, будет связана створчеством, но и ребят, не имеющих одаренности в изобразительной деятельности.Одним из самых важных моментов поддержания интереса ребёнка является его творческая активность на уроках. В результате ребята приобретают необходимые для творчества предпосылки: умение мыслить самостоятельно и оригинально, проблемно подходить к действительности, способность доводить решение полученных задач до конца, желание экспериментировать и накапливать все новый и новый опыт. Чем шире диапазон приобретенного на уроке практического и теоретического опыта, тем больше условий для возникновения у детей воображения, фантазии, ассоциативного мышления, а значит и творчества. Творчество – это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, принятие оригинального, нового, неповторимого.

Практическое применение опыта.

Не так давно в календарных планах появился такой вид деятельности как занятия по росписи ткани. Меня эта техника заинтересовала сразу, так как небольшой опыт уменя уже был в стенах института, когда эта техника только начала развиваться в Казахстане. Первым учителем, который поделился своими уроками в этой технике для меня был Виталий Шаповалов, художник. чьи работы в технике батик известны не только в России, так как он проживает в настоящее время там, но и у нас в республике, в частности в городе Костанае, где этим летом презентовались его работы с личным участием.

В настоящее время стали доступны в большом ассортименте материалы необходимые для занятий батиком, несмотря на то, что многие преподаватели отмечают их дороговизну, я не разделяю их точку зрения, потому что многие принадлежности к урокам, дополнительные материалы и т.д. имеют цену не меньшую. Надо учитывать, что и благосостояние общества повысилось, и многие родители в состоянии купить необходимые материалы для учебной деятельности. Конечно, на первом этапе я всегда предлагаю свою помощь, краски, трубочки, рамки. Но в дальнейшем многие ребята и родители сами предлагают свою помощь, наблюдая, как этот процесс захватывает детей.

Использование вторичных материалов, может и приводит к развитию экономии у детей, но всегда хотелось подняться на ступень выше вместе с детьми и не думать что из чего слепить, а работать с новыми интересными материалами и техниками, ведь мы живем в стремительно меняющемся мире, где надо учиться создавать вещи, которые возможно помогут в будущем выбрать профессию, открыть свой бизнес, а не сидеть дома и от безысходности что-то из чего-то придумывать.

Работая по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по росписи ткани – батику», я разработала и провела серию уроков с целью изучения техники росписи, в том числе открытых уроков, как внутри школы, так и на районном семинаре учителей трудового обучения.Врамках семинарабыл проведенобучающий урок«Волшебный мир батика», по изучению техники батик как для детей, так и для учителей района. Гости школы познакомились с выставкой работ учащихся выполненных под моим руководством. Участвуя в районном конкурсе «Учитель года 2012», мною был разработан урок технологии: "Батик: основные сведения. Технология изготовления батика. Изделия, выполненные по технологии «батик»". И в одном из конкурсов презентовано моё хобби, использование росписи ткани в одежде. Зрителям была предоставлена небольшая коллекция моих работ выполненных в технике батик, так как я считаю, что лучший способ для учителя воспитывать творчество в детях — это самому быть творческой личностью.

Мною была разработана и опробована программа кружка «Вдохновение» по художественной росписи ткани.Занятия в кружке дают ребятам дополнительную возможность расширить и углубить знания и умения учащихся, полученных ими на уроках трудового обучения и изобразительного искусства. Кружковые занятия позволяют учащимся проявить свою индивидуальность, почувствовать себя художниками и создать своими руками прекрасные авторские, эксклюзивные вещи, а также пробуждают и укрепляют интерес и любовь к изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Развивают творческое воображение и мышление, совершенствуют изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, а также учат самой росписи по ткани.

Одной из основных задач в организации и проведении кружковых занятий входит воспитание эстетического и художественного восприятия. На занятиях особое внимание я уделяю развитию творческих умений и навыков. Дети овладевают различными приемами росписи и реализуют свои творческие замыслы. Более подробно знакомятся с различными техниками и материалами, которые используются в художественной росписи тканей.

Основной задачей для меня, как для руководителя кружка по росписи ткани «Вдохновение», является вовлечение в регулярную работу кружка как можно большего количества учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, учащиеся применяют при оформлении стенгазет к праздникам (Новый год, День святого Валентина, 8 Марта, Наурыз и др.), выполнении театральных декораций для школьных праздников, на занятиях по другим предметам, при организации различных оформительских работ в своем классе.

Практическое применение опыта.

Блок занятий предназначен для работы с детьми, подростками,как в системе общего, так и дополнительно образования. Рекомендуемый возраст для обучения с12 до 18 лет. В связи со спецификой технологии росписи, рекомендуемое количество детей в группе не должно превышать 8-10 человек.

Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 10 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.

Для ведения занятий по художественной росписи ткани мной было накоплено много дополнительного материала: эскизы, репродукции работ, свои работы, книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, образцы росписи ткани и др. материалы для показа их детям. В изготовлении рамок большую помощь оказал учитель технологии у мальчиков и сами родители. Бумагу, карандаши, краски, ткани и другие материалы для выполнения личных работ учащиеся приобретают сами.

Материально-техническое оснащение: ткань (ситец, репс, поплин), пяльцы или рамка (кнопки), краски для батика (акрил или специальные для батика), контуры, художественная кисть (мягкая для рисования, жесткая для воска), простой карандаш, воск, утюг, бумагу для снятия воска.



Цель педагогического опыта:создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества, что позволяет решить следующие задачи:

  • Обучающие:Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы в технике батика.

  • Развивающие:Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к новым технологиям росписи ткани и творческого потенциала учащихся;

  • Способствовать формированию и развитию практических навыков выполнения работы, технологическую культуру, умения применять знания и использовать необходимые инструменты на практике;

  • реализовать духовные, эстетические и творческие способности учащихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

  • Воспитывающие:Способствовать формированию качеств творческой личности обучающегося: художественному самовыражению, развитию чувства композиции, эстетической культуры, выполнению изделий для быта элементов украшения одежды.

  • воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

Организация педагогического процесса предполагает создание для воспитанников такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс основных методов:

  • объяснительно-иллюстративные (демонстрация наглядных пособий, поделок, иллюстраций.);

  • репродуктивные (работа по образцам);

  • частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

  • творческие (творческие задания, рисунки по воображению);

  • исследовательские (исследование свойств тканей, красок, а так же возможностей других материалов).

Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие, экскурсия, выставка (посещение и участие).

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение экспонатов выставки.

Исходя из психофизиологических особенностей детей подросткового возраста, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики:

- освоение знаний, умений и навыков идет с помощью активизации эмоциональной сферы – интереса, вызванного желанием освоить технологию понравившегося изделия;

- нацеленность на конечный результат – изделие, позволяет мобилизоваться, сконцентрировать усилия, развивать способность к самостоятельности;

- построение обучения от простого к сложному, что способствует созданию для каждого учащегося ситуации успеха;

- использование проблемного обучения, подразумевающего творческое индивидуальное решение посильных художественных задач.

От начала к концу обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. В соответствии и практические работы меняются от выполнения упражнений по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания. На первоначальном этапе знакомства с техникой дети, не имеющие навыков изобразительной деятельности или затрудняющиеся в выполнении эскизов пользуются, как правило, заготовками - это материал, который можно легко найти по всем темам в интернете по запросу «Детские раскраски».Это уже разрушает барьер между желанием заниматься творчеством и неумением рисовать. Ведь здесь есть возможность тоже проявить фантазию – поиграть цветом. На стадии же творческих занятий контроль педагога становится неуместным и должен перейти в наблюдение.Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением на доске графических работ. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде.

Выполнение задания обычно проходят неравномерно: одни на середине работы, другие только начинают, поэтому индивидуальная работа очень важна. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, и только одно критическое замечание  лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому с критикой в отношении работы или обучающего нужно быть предельно аккуратно. Обучающиеся должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, лучше,  если по индивидуальному эскизу или это должна быть хорошо выполненная копия образца. 
Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Так просмотр можно устроить как временную выставку. Коллективные просмотры приучат объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
По мере необходимости проводятся консультации, обсуждения, советы, которые легче всего организовать во время итоговых занятий, выставок или конкурсов. Выставочная работа организуется по результатам работы, когда накапливается необходимое количество экспозиционного материала. Все работы отбираются с согласия авторов, затем по окончанию учебного года возвращаются учащимся.

В результате освоения техники росписи ткани повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом, активизируется социально – ориентированная деятельность, его профессионально творческий потенциал как комплекс социально-значимых личностных качеств, способствующих профессиональному самоопределению в условиях конкуренции рынка труда.

Учащиеся имеют возможность самореализоваться на трех уровнях: 1-й уровень – в творческом объединении (показ, обсуждение работ); 2-й уровень – внутри учреждения (конкурсы, авторские выставки); 3-й уровень – внеучрежденческий (районные, областные выставки).

Результативность использования данной технологии – индивидуального образовательного маршрута – оценивается как на уровне знаний и умений, так и личностной характеристики учащегося.

Новизна, инновационность опыта.

В процессе обучения используются современные художественные материалы и технологии декорирования ткани.

Учащиеся знакомятся с новыми инструментами необходимыми в работе, приёмами и правилами безопасной работы. Расширяют и углубляют знания по цветоведению, составлению эскизов декоративных композиций, разных способов и технологий выполнения росписи ткани.

Для реализации задач обучения используются новые материалы и технологии.

Использование художественной росписи ткани «Батик» может, является как структурной частьюобщеобразовательной программы, так и частью системы дополнительного образования, учреждения которой становятся центрами развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения. Этот вид деятельности изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его образа мира, развитие мотивации и способностей.

Умения и навыки, приобретённые после изучения технологиихудожественной росписи ткани «Батик» дают возможность развития творческой личности подростка, ее самореализации и самосовершенствования. Основное направление – реализация интересов и потребностей подростков в сфере свободного времени, обучение умению создать красивую вещь и одежду своими руками, подчеркивая свою индивидуальность.

Благо, даруемое нам искусством не в том, чему мы от него научаемся,
а в
том, какими мы, благодаря ему, становимся.

О.Уальд

















ЛИТЕРАТУРА.

  1. Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону, 2000.

  2. Барская Н. А. «Сюжеты и образы древнерусской живописи». М., 1993

  3. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999

  4. Гильман Р.А “Художественная роспись тканей” Москва “Владос” 2003.

  5. Давыдов С.П. “Батик” М. АСТ-Пресс Книга 2005.

  6. Дворкина И.А.Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Издательство “Радуга”, 2000.

  7. Ерошкин В.Ф. Принципы стилизации / метод, указания. – Омск, 1993.

  8. Масалова Е.В. “Батик в интерьере”. Ростов-на-Дону “Феникс” 2005.

  9. Программа. Основы народного и декоративного- прикладного искусства. Для школы с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 классы) / научный рук. Шпикалова Т.Я. – М., 1997

  10. Синеглазова М.А, Распишем ткань сами. – М.: Профиздат, 2000.

  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999. – С. 136-163, 192-194, 204-206, 260-261.

  12. Шорохов Е.В. Композиция. – М., 1985.

  13. Миловский А. «Народные промыслы» , М., 1994

  14. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»

15. Пушкина Л. А. Программа кружка «Батик».Центр дополнительного образования для детей «Истоки» г. Волгограда