Языковое развитие школьника - важнейшая составляющая педагогического процесса.
Одна из важных проблем в школе - обогащение словарного запаса учащихся всегда рассматривается методической наукой как наиважнейшее направление в работе каждого учителя. При этом в словарном запасе школьника выделяются 2 части: активная и пассивная, различие между которыми заключается в уровне владения словом: «Владеть словом – это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно входит в активную часть его личного словарного запаса
Пассивная лексика часто знакома носителю, но не употребляема им в своем лексиконе.
Словарь личности накапливается в течение всей жизни. Рост активного словаря постепенно отстает от роста пассивного, особенно к старшим классам, где огромное количество слов усваивается, но редко употребляется в речи.
Безусловно, современный школьник расплачивается за невнимание к глубинным процессам формирования языковой культуры, он психологически «зажат», так как воспитан на низкой самооценке, он обладает «клиповым сознанием», так как узко подходит к получаемым знаниям (готовится только к тем предметам, которые будет сдавать), он не владеет «секретами» хорошей речи, потому что часто не имеет достойных образцов для подражания.
Приведу пример:
В десятом классе изучается роман И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Обучающимся 10 класса было предложено письменно объяснить (любым способом) значение некоторых подчеркнутых слов в небольших фрагментах из романа Отцы и дети», уже прочитанным десятиклассниками. Слова, выбранные для объяснения, можно разделить на две группы. Первую группу составляли слова устаревшие, историзмы, обозначающие реалии и понятия, характеризующие русскую жизнь середины 19 века. Эти слова помогают достаточно полно воспринять художественный текст.
Вторую группу составляли слова, принадлежащие к книжной, отвлеченной по своей семантике, но отнюдь не устаревшей лексике.
Вот эти фрагменты:
1). -Да, стану я баловать этих уездных аристократов.
-Ливрейский лакей отворял дверцы кареты; дама под черным вуалем, в черной мантилье выходила из нее.
2). «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил между тем Базаров, -подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов».
Аркадия покоробило от цинизма Базарова.
Ну, продолжал бы свое поприще в Петербурге, коли уж такой у него склад.
Полученные толкования слов 1 группы говорят о том, что обучающиеся не представляют значение данных историзмов:
Аристократ - «городской богач», «помещик, есть свое имение», «образованный человек» и. т. д.
Уездный – «небольшой город на окраине», «маленький городок», «что- то далекое», «находящееся далеко от города», «не обозначенный на карте». Есть работы, где учащиеся опираются на значение слова «город, где проезжие не задерживаются», т. е. уезжают приезжие богатые люди.
Лакей- «человек на побегушках», «человек, который ухаживает за лошадьми», «управляющий каретой»...
Прилагательное «ливрейский» вообще не объясняется, и только в одной работе «ливрея»- одежда для слуг.
Вуаль-«ткань черного цвета», «её одевали, когда был траур», «женская шляпка».
Мантилья- пояснение отсутствует.
В результате правильные ответы составили всего 40%, а 60% - это неверное объяснение или отсутствие такового.
Очень далеки от правильных многие толкования слов.
Цинизм- «оценивание чего- либо», «человек, которого ценят», «низость», «хамство»...
А между тем слова эти важны для понимания не только отдельных фраз, но и произведения в целом, в частности сути конфликта между Базаровым и П. П. Кирсановым.
Низкая осознанность чтения напрямую зависит от сокращения круга чтения, а также связана с проблемой «поверхностного чтения, при котором читающий привычно скользит взглядом по незнакомым словам, не вдумываясь в смысл прочитанного» Данная ситуация доказывает тот факт, что само по себе прочтение художественного текста очень часто не обеспечивает усвоения значения непонятных слов, а следовательно не пополняет словарный запас учащихся. Расширение словарного запаса школьников требует специальных усилий, опирающихся на хорошо продуманную методическую систему работы со словом на всех уроках, а особенно на уроках русского языка и литературы.
Очевидно, работа со словарем в данном случае должна ориентироваться не на запоминание значения определенной группы слов, а на формирование умения правильно читать художественный текст, на изменение отношения к незнакомым словам, на воспитание стойкой потребности справляться об их значении в словарях. Также речь должна идти о системе заданий, предшествующих чтению текста, сопутствующих чтению и завершающих работу с текстом не только на уроках русского языка и литературы.