Обособленные обстоятельства.
Цели:
- Вспомнить, что такое обстоятельство?
- Узнать, в каких случаях обособляются обстоятельства?
Что такое обстоятельство? При каких условиях обособляются обстоятельства?
- второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака.
- отвечает на вопросы: где? когда? почему? как? и др.
- обстоятельство обычно зависит от сказуемого.
Верно или нет?
да
1.Обстоятельство является второстепенным членом предложения
нет
2.Обстоятельство отвечает на вопросы: какой? чей?
3.Обстоятельство обозначает признак действия и признак другого признака
4.Обстоятельство обычно зависит от сказуемого
5.Обстоятельство подчёркивается: точка, пунктир
Верно или нет?
да
1.Обстоятельство является второстепенным членом предложения
нет
+
2.Обстоятельство отвечает на вопросы: какой? чей?
3.Обстоятельство обозначает признак действия и признак другого признака
-
+
4.Обстоятельство обычно зависит от сказуемого
+
5.Обстоятельство подчёркивается: точка, пунктир
+
А что же такое обособленное обстоятельство?
- Одиночное деепричастие;
- Деепричастный оборот.
деепричастие
деепричастный оборот
- Самостоятельная неизменяемая часть, которая обозначает добавочное действие при основном действии
что делая? что сделав? как?
имеет суффиксы:
несов.в. -а, -я,
сов.в. –в, -ши, -вши
- деепричастие с зависимым от него словом
- 1. Пушистые птенцы мирно спали в гнезде пеликана. 2.Но гадюка была совсем близко. 3. Глаза ее сверкнули зловещим блеском, и началась расправа. 4. (Получив по смертельному укусу) птенцы так и не проснулись. 5. (Довольная содеянным) злодейка уползла в укрытие. 6. Вскоре вернулся с охоты пеликан. 7. «Без них нет мне теперь жизни!» - разразился он вдруг громкими рыданиями (глядя на мертвых детей). 8. «Пусть я умру вместе с ними!» 9. Он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца . 10. Горячая кровь ручьями хлынула из раны (окропляя тела бездыханных птенцов.) 11. (Теряя последние силы) пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо и вздрогнул… 12.О чудо! 13. Его пролитая кровь и любовь вернули птенцов к жизни ( вырвав из лап смерти). 14. И тогда ( счастливый) он испустил дух.
обособляется одиночные деепричастия.
- Река пенилась, вздымая валы.
обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются.
- Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять.
Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным из деепричастия
- Серёжа бежал сломя голову.
деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты не обособляются.
Наречия, образованные от деепричастий
СПАЛ СИДЯ СЛУШАЛ МОЛЧА РАБОТАЛ СТОЯ ЧИТАЛ ЛЕЖА ВЕЗ ШУТЯ ВСТАЛ НЕХОТЯ
ШЛИ НЕ СПЕША
Какую новую информацию вы получили?
- Всегда обособляются обстоятельства, выраженные
- деепричастными оборотами;
- одиночными деепричастиями
- Не обособляются фразеологические обороты;
- Деепричастия, перешедшие в наречия
Цифровой диктант. Выпишите номера предложений: 1 вариант с деепричастными оборотами, 2 вариант с одиночными деепричастиями(знаки препинания не расставлены)
- Из дровяного склада купца Пичугина прыгая на трех ногах бежит собака.
- Гм!.. Хорошо...— говорит Очумелов строго кашляя.
- Он бежит за ней и подавшись туловищем вперед падает на землю и хватает собаку за задние лапы.
- Я еще доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и запахиваясь продолжает свой путь по базарной площади.
Проверь себя 1 вариант 1,3 предложения 2 вариант 2,4 предложения
- Из дровяного склада купца , прыгая на трех ногах, бежит собака.
- Гм!.. Хорошо...— говорит Очумелов , строго кашляя .
- Он бежит за ней и , подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы.
- Я еще доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и , запахиваясь, продолжает свой путь по базарной площади.
Соберите части в единое целое. Объясните смысл данных высказываний.
А не чувствуя под собой ног.
Б засучив рукава
В сложа руки
Г положа руку на сердце
1. работать
2. бежать
3. сказать
4. сидеть
Проверь себя
- 1Б работать засучив рукава
- очень старательно, без перерывов выполнять какую-то работу
- 2А бежать не чувствуя под собой ног
- очень быстро (бежать, идти)
- 3Гсказать положа руку на сердце
- совершенно искренне
- 4В сидеть сложа руки
- бездельничать
Объясните, в каких предложениях нужно обособлять и почему?
обособляются
не обособляются
- Отец засучив рукава начал мыть руки.
- Мы работали засучив рукава.
- Отец , |засучив рукава|, начал мыть руки.(добавочное действие при основном действии)
- Мы работали засучив рукава .(= очень старательно)
Озаглавьте. Графически выделите обособленные обстоятельства.
- Предчувствуя неприятную встречу ворча и оглядываясь Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась назад. Пригнув к земле шею и голову растопырив крылья и шипя прямо на неё шёл серый гусь. Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал белый кот; увидев Каштанку он вскочил выгнул спину в дугу задрал хвост взъерошил шерсть и тоже зашипел. Собака испугалась не на шутку но не желая выдавать своего страха громко залаяла и бросилась к коту. Кот ещё сильнее выгнул спину зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким лаем.
Неприятная встреча
- |Предчувствуя неприятную встречу|, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась назад. | Пригнув к земле шею и голову|, |растопырив крылья| и шипя, прямо на неё шёл серый гусь. Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал белый кот; | увидев Каштанку|, он вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел. Собака испугалась не на шутку, но, | не желая выдавать своего страха|, громко залаяла и бросилась к коту. Кот ещё сильнее выгнул, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка отскочила, присела на все четыре лапы и , |протягивая к коту морду|, залилась громким лаем.
Лодорский водопад
- Кипя,
- Шипя,
- Журча,
- Ворча,
- Струясь,
- Крутясь,
- Сливаясь,
- Вздымаясь,
- Вздуваясь,
- Мелькая, шурша,
- Резвясь и спеша,
- Скользя, обнимаясь,
- Делясь и встречаясь,
- Ласкаясь, бунтуя, летя,
- Играя, дробясь, шелестя,
- Блистая, взлетая, шатаясь,
- Сплетаясь, звеня, клокоча,
- Морщинясь, волнуясь, катаясь,
- Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
- Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
- Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая,
- Вперед и вперед убегая в свободном задоре-
- Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
- Роберт Саути
- С какой целью используется в этом тексте такое количество деепричастий? Какой
- художественный эффект достигается?
Картина становится зримой, образной,
озвученной. Водопад изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый.
Деепричастия дают разнообразные характеристики действию по цвету, звуку, движению.
Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды,
чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды
Вывод:
- При каких условиях обособляются обстоятельства?
- Приведите примеры
синквейн
- Урок
- интересный, полезный
- думаю, рассуждаю, читаю
- На уроке нужно трудиться
- Понимание
Высказывание А.П.Чехова:
- Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.
Замените выделенное слово фразеологизмом.
- а) Сегодня мальчики работали неважно
- б) Проигравшие ушли с поля пригорюнившись
- в) Я быстро бежал домой сообщить новость.
- г) Дети слушали сказку с большим интересом