Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Закаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»
Тема исследовательской работы:
«Образ коня в бурятском фольклоре и литературе»
Подготовил: обучающийся 4 класса, Дансаранов Батор
ГБОУ «Закаменская СКОШИ»
Руководитель работы: Батуева Эржэна Баировна,
тел: 89503856166
г. Закаменск
2020 год
Введение
Не наделив человека крыльями,
Небо взамен даровало ему коня.
(Из народной мудрости)
Тема моей исследовательской работы «Образ коня в бурятском фольклоре и литературе». Если мы рассмотрим историю цивилизации и человечества в целом, то увидим, что многие поворотные моменты прямо или косвенно были связаны с появлением коня. Именно лошадь, прирученная человеком в глубокой древности, верно и преданно сопровождает его и сегодня.
Приручение коня вызвало первые крупные передвижения народов, когда человек смог проникнуть в пустынные и труднодоступные территории, сделав их обитаемыми, а также использовать ресурсы этих районов для скотоводства, охоты. Благодаря верховому коню стали расширяться географические познания кочевников, устанавливаться новые контакты с жителями вновь открытых земель.
Никогда не надо забывать свое прошлое. И в этой своей работе я хочу вспомнить, как жили наши предки, кто был им подмогой в хозяйстве, верным другом в боях, «собеседником» на привале. Я хочу поговорить о конях, которые вплоть до недавнего времени были основным транспортным средством и верным помощником народа.
Актуальность: Процесс национального возрождения, начавшиеся в конце XX века, обусловил повышение интереса материально-духовной культуре своего народа. Конь пользовался большой любовью, к нему относились как близкому другу, называя эрдэни - драгоценность. Буряты в прошлом кочевой народ, поэтому лошадь была неотъемлемой частью жизни. Она играла значительную роль, как и в сугубо-материальном, так и в духовном плане. И это отразилась в бурятской литературе и в фольклоре.
Объект исследования: бурятский фольклор и литература
Предмет исследования: образ, роль и место коней в бурятском фольклоре и литературе.
Цель данной работы состоит в том, чтобы показать значение и роль лошади в фольклоре и литературных произведениях; проанализировать описание коня в бурятском фольклоре и литературе;
Задачи:
1. показать значимость коня и для бурята-кочевника, и для современного бурята. Об их отношении к коню как символу удачи;
2. проследить, как изображен образ коня в бурятском фольклоре и литературе.
Методы исследования: изучение бурятского фольклора; художественной литературы; сбор народных песен «мориной соло», анализ и обобщение собранного материала, анкетирование.
1. 1 О культе коня в фольклоре и литературе бурят
Конь имел огромное значение для своего хозяина. Ведь для мужчины было позором не иметь коня. Достоинство мужчины определялось не по количеству денег в его кармане, а по состоянию его лошади и его сбруи лошади.
Бурятская лошадь отличалась большой выносливостью и позволяла ездоку быстро передвигаться. Поэтому лошадь рассматривалась как превосходный транспорт. Известный декабрист Николай Бестужев в своём очерке «Гусиное озеро», еще в середине 19 века, написал: «Бурят, у которого есть лошадь, ни за что не пойдет пешком, даже если расстояние ходьбы не превышало версты». Самостоятельный бурят обязательно должен иметь табун лошадей. Без большого количества лошадей бурят не имел веса в обществе!
1.2 Роль и значение коня в жизни бурят.
Прежде всего, я хочу остановиться на том, что в работе в одинаковой степени будут использоваться два слова: «конь» и «лошадь». Поэтому вспомним их этимологию.
В словаре В. И. Даля сказано так: «Конь-м. стар. Комонь, славянс. клюся, стар. араб. фарь; лошадь добрая, не кляча».
Конь для бурята – не только средство производства, а скорее дар богов, который надо беречь и лелеять. В бытовом обиходе буряты называют скот словами ухэр мал, адуу мал, адууhан. Но для его обозначения существует также более поэтизированное обобщенное название табан хушуун мал (пять видов скота). Перечисляют их традиционно в следующей последовательности: морин эрдэни (букв. «конь драгоценный»), ухэр (крупный рогатый скот), хонин (овцы), ямаан (козы), тэмээн (верблюды). Первое место в этом перечне всегда занимает конь. Отношение к ней как к самому дорогому другу являлось следствием огромной роли в жизни кочевников – скотоводов и охотников. Запрещалось ругать, бить лошадей, особенно по голове, наступать на удила.
До сих пор сохранился у бурят обычай хии морин (воздушный крылатый конь) хиидхуулэхэ. Согласно буддийской традиции это означало обеспечение здоровья, счастья и процветания как одного человека, так и всей семьи, группы людей. Иконам хии морин придается большое значение. После освящения их вывешивают высоко над землей на деревьях либо привязывают к шестам в почитаемых местах на вершинах святых гор и около дацанов, в определенной для каждого человека стороне. На одном хии морин желательно записывать не более двух имен.
Буряты верили, что существует бог лошадей Солбон (Венера), и посвящали ему живого коня. Для этого выбирали здорового жеребца, совершали обряд брызганья на его голову, спину и хвост, к гриве привязывали ленточки (зала). Посвященного коня (онгон морин) можно было седлать, ездить на нем, работать всем, кроме женщин. Когда священный конь становился дряхлым, мужчины уводили его в лес в тайгу на высокую гору и производили обряд ритуального заклания. Голову, шкуру, копыта, кости сжигали на специальном ритуальном помосте – так лошадь провожали к ее хозяину, богу Солбону, к которому она уходила вместе с дымом.
В связи с культом коня у бурят коновязный столб – «сэргэ» являлся непременным атрибутом. Существует легенда, где Алтан сэргэ приносит счастье, богатство дому, всем живущим в нем дарует здоровье и удачу. Обряд воздвигания сэргэ проходил в торжественной обстановке со строгим соблюдением всех правил. Для коновязного столба могли использовать лиственницу, березу, сосну. На вершине столба имело конусообразный вид. Под конусом вырезали две или три зарубки. Верхняя зарубка предназначалась для коней божеств. В яму под коновязным столбом клали подношения в виде монет, драгоценных и полудрагоценных камней.
Часто образ его бывает крылатым, и бог конь почитался существом небесного происхождения. Место его на небе, Млечный Путь, по представлению древних бурят - это молоко небесной кобылицы. Лошади приписывали не только небесное происхождение, но и магическую силу. Верили, что дом, у порога или над дверью которого прибита подкова, недоступен для злых духов. Чтобы обезопасить себя от змей, место стоянки окружали веревкой, сплетенной из конских волос. Лошадь – символ добра, и она противопоставляется змее, которая олицетворяет злые силы. По преданиям, змея боится лошади, потому что у нее из ноздрей пышет пламя, из – под копыт вылетает огонь. Поэтому лошадь – воплощение добрых сил, в гриве коня прячется «душа» человека.
Пожалуй, ни в одном из языков мира нет столько слов, имеющих отношение к лошади, как в бурятском. Ведь только мастей у лошади около пятисот, а каждая масть имеет свои оттенки.
В Бурятии встречаются лошади около двадцати мастей. Наиболее типичные из них: вороной, рыжий, пегий, бурый, саврасый, соловый, чубарый, сивый. В бурятском языке масти лошадей обозначаются также символами: зээрдэ, алаг, хула, шаргал, халюун, сагаан, соохор-хара, хурин хээр, буурал, сабидар, хурин-хара и т.д.
По возрасту новорожденный жеребенок называется – унаган, двухлетка – дааган, трехлетка – гунан. Жеребец – азарга, кобыла – гуун.
Кони играли огромную роль в жизни и бурята, и поэтому образ этих удивительных животных остался в произведениях писателей и поэтов.
1.3 Изображение коня в бурятском фольклоре.
В бурятских улигерах конь всегда пользовался всегда особым доверием героя, нередко выступал в роли советника. Например, в улигере «Бухэ-Хара хубуун» героя, оказавшегося в очень опасном положении, спасает его волшебный конь (Здесь он в роли спасителя). “Гэсэр”, крупнейшее произведение бурятского героического эпоса, справедливо считается главным достоянием эпического наследия бурят. Любовь бурята к лошади проявлялась в огромном труде и мастерстве, затраченном на изготовление праздничного убора для коня. Верховая упряжь состояла из художественно оформленного седла со стременами, уздечки, нагрудного ремня и чепрака.
Буряты всегда осознавали неразрывную связь коня с человеком, и особенно с хозяином, батором. Они говорили: «Конь – друг мужчины. Чем иметь плохого товарища, лучше ездить на добром коне».
В героическом эпосе «Аламжи Мэргэн» среди помощников героя особое место занимает его конь. Богатырский конь в обычное время пасется с маралами на Алтае и Хухэе и в нужную минуту оказывается всегда рядом с богатырем. Этот конь не только быстроходен, вынослив, но еще наделен человеческим умом и человеческим языком.
Кочевник никогда не забывал о коне - верном друге своем, спутнике кочевой жизни. он слагал вдохновенные оды, прославляющие быстроного аргамака - скакуна:
Аргамак-хулэг драгоценный,
Славен будь всегда во вселенной,
Да гордятся хулэгом степей
Наши дети и внуки детей!
Сказки изобилуют эпитетами: быстрый, ходкий, отменный, сильный, отличный, упитанный. Не обойден вниманием и шаг коня: хатар (рысь), жороо (иноходь), оодор (галоп), дугшалга (мелкая иноходь).
Общение с лошадью доставляет большую радость. Довольное фырканье лошади позволяет забыть о повседневности.
Мужчина
У нас в Бурятии, друзья,
Садятся рано на коня.
Еще я в школу не ходил,
Еще не пас в степи овец,
Когда в седло меня отец
впервые , помню, посадил.
Хлестнул гнедого он, и тот
Галопом сразу с места взял…
«Мужчина ты! - отец кричал
А шел мужчине пятый год!
От ветра встречного слеза
Блестит росой в моих глазах.
Хоть мне и страшно, но креплюсь
И все быстрей, все дальше мчусь.
( Ц. Б. Бадмаев)
Я впервые сел на лошадь в 8 лет, под руководством отца. Лошадь звали Зээрдэ. Сначала было страшно, лошадь шла шагом, потом поскакала. Постепенно я перестал бояться. Летом мы возили копны сена.
Лошади нуждаются в правильном кормлении в зимнее время, летом они пасутся самостоятельно. Мы узнали рацион питания рабочих лошадей в зимнее время. Нагульные лошади питаются подножным кормом, как в летнее, так и в зимнее время, они едят 12- 16 часов в сутки. Для одной рабочей лошади в сутки необходимо 2 кг овса, 1 центнер сена и 50 литров воды, 1 раз в месяц даем соль – лизунец.
Отец говорит, что лучший способ добиться доверия у лошади - это как можно больше с ней заниматься. Во время кормления надо разговаривать, хвалить.
Я сделал опрос у своих сверстников: «У кого есть в хозяйстве кони? Умеют ли ездить на конях? В итоге ответ показал, что у 16 обучающихся нашего класса у 5 имеются лошади, из них умеют ездить на коне только – 4.
Это Булат Зундуев, Владик Панов, Хороших Матвей и я.
Лошадь красива, радует сердце и глаз человека.
Мой конь, опережая ветер,
Ржет, будто чутким ухом слышит
Мой конь, летящий словно птица
Ржет, через века, услышав Время.
С появлением автотранспорта утратилась былая роль лошади. Конечно, она не исчезнет с лица земли. Еще долго лошадь будет использоваться в сельском хозяйстве, охотниками –в тех местах, где нет дороги для автомобилей. Надолго сохранится конный спорт: бега и скачки.
Буряты, о чем бы ни вели речь, начинали с коня: сравнивали с конем жизнь и быстротекущие годы.
1.4 Изображение коня в литературных произведениях.
Редко кто из писателей не использовал образ коня. Хоца Намсараев одну из ранних поэм «Дуудэй Баатар» посвящает четвероногому другу человека. Герой поэмы восклицает: «Лучших коней четвероногих братьями своими считаю».
Цокто Номтоев создает стихотворения «Конь»: «Пышехвостный карий конь, в землю бьешь копытом... Вычещу твои бока, расчешу умело гриву»
С появлением автотранспорта утратилась былая роль лошади. Конечно, она не исчезнет с лица земли. Лошадь — красива, она радует сердце и глаз человека. Надолго сохранится конный спорт, ведь конь и всадник остаются образцами, исполненной красоты, стремительности, совершенной пластики гармонии, единении, силы, как это было многие тысячелетия назад.
Из проделанной работы пришли к мнению, что конь из помощника в быту и из средства производства стал «культом», «символом» для бурятского народа. И конь, став заслуженно символом для целого народа, отражается во всех видах искусства: литература, фольклор, поэзия, музыка «Морин хуур» (Конь-скрипка), национальные игры «Мори урилдаан» (Конные скачки), народные игры «Шагай наадан» (игра в лодыжки), в буддизме «Хии морин» (Конь-ветра) и т.д.
Заключение
Итак, в работе мы постарались проследить, как изображается образ коня в бурятском фольклоре и литературе. В их содержаниях лежит особое видение мира, представляет национальный характер бурятского народа. На основе проделанного анализа можно сделать вывод о том, что у бурятского народа конь был самым любимым и почитаемым животным, что находит подтверждение и в сказках, и в былинах, и в эпосах бурят, и в современных литературных произведениях. Художественный и фольклорный образы коня помогает нам увидеть общечеловеческие ценности. Актуализировать культурный смысл духовной жизни, внутреннего мира народа.
Лошадь — живая история наших предков и нашего народа.
Список литературы:
1. Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. – Улан – Удэ, 2004.
2. Батуева И. Б., Зориктуев Б. Р. Скотоводство и скотоводческие традиции у бурят. – Улан – Удэ, 1994.
3. Бурятский героический эпос Аламжи Мэргэн. - Новосибирск: Наука, 1991.
4. Бурятские народные сказки. – Улан – Удэ: Книжное издательство, 1972.
5. Былины. – М.: Детская литература.1979.
6. Вяткина К. В. Культ коня у монгольских народов. Сов. Этнография, 1968. №6.
10. Даль В. И. Словарь русского языка. – М.: 1991
11. Жалсараев Д. Благопожелания. – М.: 1984.
12. Историко – культурный Атлас Бурятии. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001.
13. «Алтаргана» сборник бурятской народной поэзии
14. Интернет - ресурсы