СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа для участия в научной конференции для начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Доклад к выступлению»

1сл Здравствуйте, я Круглова Ариадна, ученица 4 «Б» класса школы №2 города Семёнов. Хочу представить вашему вниманию мою работу «Птица – древний образ в декоративно-прикладном искусстве России»


2сл Сказочная птица, - конь, - человеческие фигурки, - фантастические и диковинные цветы и деревья.

Кто же - и когда - придумал эти образы, - что они значили, - какой смысл несут в себе?

Я, - стала задумываться об этом, как только стала осознавать, - какие красивые и необычные вещи окружают меня в родном доме, - в домах прабабушек и бабушек. -


До сих пор - люди добрым словом вспоминают моего прапрадеда Петра - большого мастера резьбы по дереву. О красоте домов, которые он строил и украшал, я знаю по семейным преданиям.

В доме прабабушки Екатерины много красивых предметов, золотой хохломы, большое количество вышивок на стенах. Всматриваясь в узоры вышивок,- я видела среди цветов,- сказочных - невероятно красивых птиц. – Тогда - я твердо решила - узнать как можно больше - об образе птицы - в народном искусстве.



3сл Я предположила, что образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России - является наиболее любимым в народе.


Целью моей работы стало изучить образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России


4сл Для достяжения цели были поставлены следующие задачи. Вы их видите на экране.


5сл Теоретическая - и практическая значимость данной работы - определяется тем, - что результаты работы - могут быть использованы

на уроках технологии,- изобразительного искусства - и истории.


6сл Народное искусство - хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. - Мир, окружающий русского человека в глубокой древности, - был «населен» сказочно - фантастическими существами.

Нарядно и празднично выглядели предметы крестьянского быта - с солярными знаками. - Женская фигура - была связана - с символами плодородия: - деревом, - солнечными знаками, - животными - и птицами.

7сл Птица - один из древнейших образов в народном искусстве – она участвовала в сотворении мира - и была олицетворением солнца, - плодородия - и счастья.

8сл У многих народов есть предания о волшебной птице - с прекрасными - золотыми перьями. - В русском народном фольклоре – это- жар-птица.

9сл Давным-давно, - когда вся Русская земля была покрыта дремучими лесами - жила гордая птица Скопа, которая защищала земли - от набегов

- бесчисленных врагов - кочевников. - Именно она - дала название городу Скопину, - а затем - заняла свое место- и на его древнем гербе.

10сл Мастера - умельцы из города Скопина - прославили свою птицу - в фигурной керамике.

11сл Птицы Сирин и Алконост - занимают особое место - в народной фантазии. По древним приданиям - Сирин - это птица радости, Алконост - птица печали,

12сл - и даже - великий русский Художник В.М. Васнецов - написал картину - «Сирин и Алконост. Песня радости и печали».

13сл Одним из воплощением духа огня на земле - считался в древние времена - петух. - Он отгонял нечистую силу и охранял жилище от пожара. - Поэтому на коньке/ крыш - ставят деревянного - или железного петуха.


14-19сл (5слайдов) Дивные - сказочные птицы - жили в узорах расписных ПРЯЛОК, БЛЮД, КОВШЕЙ и ПРОЧЕЙ ДОМАШНЕЙ УТВАРИ. Примеры я привела на слайдах.


20--21сл (2 слайда) Образ птицы - в глубокой древности - был привычным

ОБЕРЕГОМ и ТАЛИСМАНОМ.

22сл Среди птиц - утка - считается самым древним символом.

Гребень, - украшенный фигурками водоплавающих птиц, - был одновременно и защитным оберегом.


23сл Испокон веков - славилась русская земля - искусством мастериц рукодельниц. - Все - русские женщины - умели прясть, - ткать, - вышивать.

24сл Одним - из самых любимых мотивов вышивки - был орнамент с птицами.

25слВышивка в одежде - играла роль оберега,- как бы защищала человека от злых сил, - поэтому - были четко определены места - ее расположения: ворот и запястья, - плечо и низ рубахи, - поле рукавов.

26-28сл (3слайда) Названия головных женских уборов, тоже напоминают о птицах: - кокошник от слова «КОКОШЬ» - ПЕТУХ, - КИЧКА ИЛИ КИКА - УТКА, - СОРОКА.

29слА сколько интересных образов птицы - в народной игрушке!

Дымковская игрушка - знаменита своими петухами и индюками, - которые - зачастую бывают - довольно крупных размеров.

30слСовсем другие по пластике - филимоновские птички, - сильно вытянутые по вертикали, - с плавными, - текучими линиями.

31сл Абашевские птички - задорны и горделивы.

Глиняные игрушки - чаще были свистульками. - По древним поверьям, - свист и вообще шум - был способен - отгонять злые силы: - в то же время - свист напоминал - пение птиц.


32сл Игрушки-птички - не только лепили из глины, - но и вырезали из дерева.

Особое место - среди птиц, - вырезанных из дерева, - занимают щепные птицы. - Фигурка птицы -символизировала семейный очаг - и способствовала - спокойствию - и счастью дома. - Поэтому - ещё одно название этой птицы - птица счастья.


33слОбраз птицы в обычаях и обрядах народа - связан с началом весны.

22 марта - праздновали особый - «Птичий» праздник - Сороки.

34сл Первыми - возвращаются жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, - несущих весну на своих крыльях. В этот день пекли «ЖАВОРОНКИ», булочки в форме птиц.

35слВ ходе исследования - мною - был проведён анкетный опрос - среди учащихся - 4-х классов. - В анкете были заданы следующие вопросы. Вы их видите на слайде.

В результате опроса - я выяснила: (5 слайдов)

36сл - ребятам нравится - зооморфный орнамент - больше остальных;

37сл - образ птицы - у них связан - со сказкой,

38сл - к сожалению, -- многие не знают - символику образа птицы,

39сл - но хотят узнать - большинство.

40сл - большинство ребят - хотят украсить свой дом - художественными изделиями в виде птицы - (предметами домашнего обихода, оберегами)

41сл В ходе исследования - я выяснила, что образ птицы - был наиболее любимым - в русском декоративно-прикладном искусстве: - птица присутствовала на предметах обихода, являлась оберегом славянской семьи, Анализ проведённого опроса -- среди обучающихся 4-х классов -- выявил большой интерес ребят - к изучению данной темы.

42сл Таким образом, - выдвинутая гипотеза -- «Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России -- является наиболее любимым в народе» --- нашла своё подтверждение. Работа над темой планирую продолжать. Перспективу развития вы видите на слайде.

43сл Бережно сохраняя то, - что досталось мне от старшего поколения - нашей большой - и дружной семьи, - мне захотелось - внести и свой вклад - в уют - и тепло родного дома. --- По мотивам народных промыслов - была изготовлена поделка «Подставка под яйцо».

Выполненная совместно с родителями презентация, составленный словарь русских пословиц и поговорок о птицах, сборник рецептов русской обрядовой выпечки в форме птиц, помогут мне донести до учащихся нашей школы знания, полученные в ходе моего исследования.


44сл Пусть птица бережёт наш семейный очаг! Наша сила — это сила народа, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний.

45сл Список использованных мною информационных источников вы видите на экране.

46сл Спасибо за внимание!






Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 словарик»



Приложение № 3



Б

Без первой ласточки весна не обходится.

Без хвоста и пичужка не красива (не красна).

Без петуха и утро не настанет.

Большой птице большое гнездо нужно.

Бывает, что и курица петухом поет.

Было бы семечко, будет и пеночка.


В

В глазах совы ее детеныш красивее павлина.

В нужде и кулик соловьем свищет.

В одних перьях всю жизнь не проходишь.

В том, что сова не видит днем, солнце не виновато.

В чужом краю и соловьи по-иному поют.

Видно птицу по полету.

Воля птичке лучше золотой клетки.

Воробьи торопились, да маленькими уродились.

Воробей берет ношу по силам.

Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

Всяк кулик на своем болоте велик.

Всяк кулик свое болото хвалит.

Всякая птица свои песни поет.

Всякая птица своим носом сыта.

Всякая птица своим пером красуется.

Всякая птица тепла ищет.

Всякий петух громче всех поет у себя в курятнике.

Всякая птица к своей стае летит.

Всякая птица в своей стае хороша.


Г

Галка не прытка, да палка коротка.

Глупа та птица, которой гнездо свое немило.

Гол как сокол.

Голосиста пташка, да черна рубашка.

Голодной курице просо снится.

Говорят, что кур доят.

Гусь да гагара – два сапога пара

Гусь козлу не брат.

Гусь есть, так гостя нет; гость есть, так гуся нет.


Д

Далеко кулику до Петрова дня.

Два соловья на одной ветке не поют.

Денежки что воробушки: прилетят да опять улетят.

Дома — петух, а на улице — цыпленок.

Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки и ястреба забьют.

Друзей — как гусей около мякины.

Драчливый петух не бывает жирным.


Е


Если бы гусь не сер, не там бы и сел.

Если ворону и сахаром кормить будешь, все равно преданной не станет.

Еще не стал курицей, а уже яйца несет.

Ж

Жаворонок – к теплу, а зяблица – к стуже.

Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.

З

Заладила сорока Якова одно про всякого.

Залетела ворона в высокие хоромы.

Запел соловьём, да кончил петухом.

Знать птицу по полету.

И

И без петуха солнце взойдет.

И вороне свой птенец самым красивым кажется.

И курица петухом поет.

И легко перо, да на крышу не закинешь.

И петух на своем пепелище храбрится.

И петух знает, кто на него лает.

И птица за собой выводок водит.

И у курицы сердце есть (сердится).

И журавль тепла ищет.

К

Каждая птица свое гнездо любит.

Каждая птица - хозяйка своего гнезда.

Каждый петух своим голосом поет.

Каждая курица свой насест знает.

Какая пташка раньше проснулась, та скорее и корму найдет.

Как с гуся вода.

Как с гуся вода, небывалые слова.

Как вылупился утенок, так и бух в воду.

Клюёт носок, набивает зобок.

Кому и петь, как не петуху?

Кому хорошо живется, у того и петух несется.

Красна птица пением, а человек — умением.

Красна птица пером, а человек — умом.

Кур пасти — добра не обрести.

Курица по зернышку клюет, да сыта живет.

Курица воду потому ругает, что плавать не умеет.

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

Курица не птица, лодырь не человек, болтун не хозяин.

Курица пьет, а на небо смотрит.

Курицу не накормить, девицу не нарядить.

Курицу яйца не учат.

Куда падет пшеничка, туда летит и птичка.

Курица не птица, а рак не рыба.

Курица в сережках, а петух в сапожках.




Л

Летела пташка высоко, да села недалеко.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

М

Мала птичка, да ноготок востер.

Мала птица, а и та свое гнездо бережет.

Молодой воробей учится чирикать у старого.

Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.


Н

На словах — орел, на деле — мокрая курица.

На улочке и курочка храбра.

Наряд соколий, а походка воронья.

Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

Не виновата курочка, что грязна улочка.

Не всякая птица летит высоко, не всякое око видит далеко.

Не нашел гусь зернышки, глотает и камешки.

Не обдумавши, и птичка не полетит.

Не всегда там курочка кудахчет, где яйцо снесла.



Нет той птицы, чтобы пела, да не ела.

Нет такого дерева, на котором бы птица не сидела.

Ночная кукушка дневную перекукует.


О

Одна ласточка весны не делает.

Один гусь травы не вытопчет.

От худой курицы худые яйца.

П

Петух скажет курице, а она — всей улице.

Петухи зори не проспят.

Петуху ячменное зерно жемчужины дороже.

Петушиным гребнем головы не расчешешь.

Пишет как курица лапой.

Поменял быка на индюка.

Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.

Прямо только вороны летают.

Птицы в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.
Птица не сеет, не жнет, а сыта живет.
Птица по зернышку клюет, а сыта бывает.

Птице даны крылья, а человеку - разум.
Птицы сильны крыльями, а. люди - дружбой.

Птичку за крылья не хвалят.

Птицу по перьям знать, сокола по полету.

Птица поет - сама себя продает.

Птице крылья не в тягость.

Птичка-невеличка, да замешана на яичке.

Р

Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глазки продирает.

Ранняя пташечка росу пьет, а поздняя – слезки льет.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Рогатого скота — петух да курица, а медной посуды — крест да пуговицы.

С

С курами ложись, с петухами вставай.

Синичка - воробью сестричка.

Сокол с места, а ворона на место.

Соловья баснями не кормят.

Скажешь курице, а она — всей улице.

Сколько утка ни бодрись, лебедем не быть.

Слово  - не воробей, вылетит не поймаешь.

Сова спит, а кур видит.

Сорока стрекочет – гостей пророчит.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Счастье не птица: за хвост не поймаешь.

Считай, баба, цыплят по осени, а, мужик, меряй хлеб по весне.

Т

Только курочка от себя гребет.


У

У всякой пташки свои замашки.

У своих ворот и петух храбр.

Увидел скворца - весна у крыльца.


Ф

Филином сокола не заменить.


Х

Хвалилась синица хвостом море зажечь.

Хорош павлин, да ногами худ.

Хорошо птичке в золотой клетке, а еще лучше на зеленой ветке.


Ц

Цыплят по осени считают.


Ч

Что с гуся вода — не былые слова.

Чужую курочку щипли, а свою за крылышко держи.


Э

Эта ворона нам не оборона.


Я

Яйца курицу не учат.











Составитель

Круглова Ариадна

ученица 4 «Б класса

МБОУ СОШ № 2

г.о.Семеновский
















Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ № 4сборник рецептов»












Составитель

Круглова Ариадна

4-Б класс МБОУ СОШ № 2

г.о.Семёновский



Жаворонки простые

Дрожжи развести в теплой воде, добавить муку, сахар, растительное масло, ванилин, немного морковного сока для цвета и замесить тесто (оно должно быть более плотной консистенции, чем обычное постное тесто).
Дать ему подняться, затем раскатать на посыпанной мукой поверхности и нарезать полосками длиной 15 см и шириной 2 см.
Каждую полоску завязать узелком так, чтобы сверху получилась «головка птички».
На нее прилепить 2 изюминки — «глаза», на конце полоски — «хвосте» — провести ножом несколько неглубоких линий.
Жаворонки посыпать сахаром и выпечь в духовом шкафу.
Можно сформовать и символизирующее тепло — «солнышко»: кусочки

теста раскатать в виде кружочка, прилепить «лучики», а из изюминок сделать «глаза» и «ротик».









Жаворонки сдобные


Ингредиенты:
3 стакана муки, 125 г молока, 10 г дрожжей, 15 г сливочного масла, 1 яйцо,

2 ст. ложки сахара, соль, 1 ст. ложка растительного масла.

Приготовление

Приготовить дрожжевое тесто из указанных ингредиентов и сформовать из него жаворонков, как из постного теста.
Смазать их сверху яйцом и выпечь в духовом шкафу.















Жаворонки праздничные

Ингредиенты:
3—3,5 стакана муки, 1—2 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан кефира или простокваши, 1/2 пачки сливочного масла, 1 ч. ложка соды, уксус.

Приготовление

Яйца растереть добела с сахаром, влить кефир или простоквашу, положить погашенную уксусом соду, растопленное сливочное масло, муку и замесить тесто. Дать ему постоять 10—15 мин, затем сформовать жаворонков, как из постного теста, смазать яйцом и выпечь в духовом шкафу.














Постные жаворонки по рецепту просфорной

Свято - Симеоновского кафедрального собора "жаворонки"


Ингредиенты:

Вода – 0,5 литра
Соль – 1 чайная ложка
Дрожжи – 10 грамм
Мука – 1 килограмм 100 грамм

Приготовление

Смешиваем муку с солью и дрожжами, добавляем воду и замешиваем очень крутое тесто . Ставим на 40 минут. в тёплое место и даём один раз подняться. Формуем из теста птичек. Противень смазывается пчелиным воском – по уставу постное масло разрешается только на выходных.

Дать изделию расстояться 20-30 минут и выпекаем в духовке, разогретой до 180 гр. С, 25-30 минут.









 



Жаворонки по рецепту моей бабушки

Ингредиенты:

0,5 л молока

2 яйца

0,5 стакана растительного масла

100 г.дрожжей

6 ст.л.сахара. Мука

Приготовление

В тёплом молоке растворить дрожжи. Взбить. В глубокой ёмкости взбить яйца с сахаром. В тесто(1) добавить яичную смесь(2), добавить масло растительное, щепотку соли, всё хорошо взбить. Добавить муки столько, что бы получилось не очень густое тесто. Поставить тесто в холодильник на 30 мин. Достать тесто из холодильника и оставить его на столе на 30 минут. Готовое тесто разделить на небольшие кусочки и сформировать шарики. Выложить на противень и смазать изделия взбитым яйцом


















Архангельские жаворонки

Уральские жаворонки











Рязанские жаворонки

Тульские жаворонки



Рецепт приготовления северных козуль

Ингредиенты для теста:

Мука – 500 грамм;

Сахарный песок – 3 стакана;

Два желтка;

Маргарин - 150 грамм;

По одной чайной ложке корицы, гвоздики и пищевой соды

Ингредиенты для глазури:

Два белка;

Сахарная пудра – 1 стакан;

Несколько капель лимонного сока или уксусной эссенции; Пищевые красители

Приготовление

В миску или кастрюлю кладут растопленный сахар с водой, добавляют предварительно размятое масло, яйца, пряности и все перемешивают в течение 1 -2 мин., затем добавляют перемешанную с содой муку и замешивают не очень крутое тесто.


Русский Север – один из регионов, где до сих пор сохраняется

традиция пряничного творчества.











Просмотр содержимого документа
«Теор. работа Птицы - древний образ в декоративно-прикладном искусстве России»

18















«Птица – древний образ в декоративно-прикладном искусстве России
























2016год

Аннотация

Из глубины веков народное искусство донесло до нас яркие образы, неразрывно связанные с историей народа, его трудом и бытом. В ходе исследования я выяснила, что образ птицы был наиболее любимым в русском декоративно-прикладном искусстве. Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство. Возрождая древние традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни — кто мы и откуда. Наша сила — это сила рода, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний.

В ходе исследования я выяснила, что образ птицы был наиболее любимым в русском декоративно-прикладном искусстве: птица присутствовала на предметах обихода, в жилище, одежде, украшениях. Являясь оберегом славянской семьи птица символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала род. Таким образом, выдвинутая гипотеза «Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России является наиболее любимым в народе» нашла своё подтверждение. Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на уроках технологии, изобразительного искусства и истории. Практическое использование поделок по мотивам декоративно-прикладного искусства России украсит жилище в повседневной жизни или может быть использовано в качестве подарка. Пусть птица бережёт наш дом!

















Оглавление

Введение..............................................................................................................................4

Глава 1. Древние корни народного искусства............................................................5

    1. Древние образы в народном искусстве………………………………………..……5

Глава 2. Птица – один из древнейших образов в народном искусстве………..….6

    1. Птицы – легенды…………………………………………………………………..….6

    2. Птицы Сирин и Алконост……………………………………………………..…..….7

    3. Образ птицы и жилище……………………………………………………….…..…..7

    4. Птица-талисман и оберег…………………………………………………….…….....8

Глава 3. Образ птицы в вышивке и одежде……………………………….………....8

    1. Женский головной убор………………………………………………………………9

Глава 4. Образ птицы в игрушке………………………………………………...…….9

4.1. Птичка глиняная…………………………………………………………………......9

4.2. Птичка деревянная………………………………………………………………....10

Глава 5. Образ птицы в народных праздниках……………………………………………………………………………….10

Глава 6. Исследование отношения одноклассников к образу птицы в

декоративно – прикладном искусстве.........................................................................11

Заключение………………………………………………………………………...........13

Список используемой литературы……………………………………………............14














Введение










«…народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем. Устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом… Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности»

(Некрасова М.)

Сказочная птица, конь, человеческие фигурки, фантастические и диковинные цветы и деревья… Кто же и когда придумал эти образы, что они значили, какой смысл несут в себе? Я стала задумываться об этом, как только стала осознавать, какие красивые и необычные вещи окружают меня в родном доме, в домах прабабушек и бабушек. Всё дело в том, что мои предки по отцовской линии из Нижегородской области, города Семёнова – родины золотой хохломы. До сих пор люди добрым словом вспоминают моего прапрадеда Петра– большого мастера резьбы по дереву. О красоте домов, которые он строил и украшал, я знаю по семейным преданиям. В доме прабабушки Екатерины много красивых предметов, деревянных расписных: блюда, подносы, ковши, вышивки в рамках на стенах. Всматриваясь в узоры вышивок, расписных изделий, я видела среди красивых цветов, причудливых зверей сказочных, невероятно красивых птиц. Тогда я твердо решила узнать как можно больше об образе птицы в народном искусстве.

Гипотеза: Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России является наиболее любимым в народе

Новизна работы заключается в изготовлении поделок по мотивам народных промыслов России, используя образ птицы

Цель исследования: изучить образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России


Задачи:

  • Изучить историю образа птицы в различных видах декоративно-прикладного искусства России

  • Систематизировать полученные знания в виде электронной презентации « Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России», наглядно показывающей богатство и разнообразие образа птицы в народном искусстве

  • Составить словарь русских народных пословиц и поговорок о птицах

  • Составить сборник рецептов русской обрядовой выпечки в виде птиц

  • Подготовить шаблон для изготовления поделки по мотивам декоративно-прикладного искусства России для украшения домашнего интерьера


Методы: теоретические и практические

1.Теоретические

  • Сбор необходимой информации по теме в научной литературе, при посещении музеев, в СМИ, Интернете.

  • Классификация, систематизация и обобщение полученных знаний.

  1. Практические

  • Анкетный опрос среди обучающихся 4-х классов МБОУ СОШ № 2

  • Поиск, описание, сопоставление, анализ полученных результатов

  • Создание электронной презентации, словаря русских народных пословиц и поговорок о птицах, сборника рецептов русской обрядовой выпечки, изготовление шаблона для изготовления поделки «Подставка под яйцо».

  • Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты работы могут быть использованы на уроках технологии, изобразительного искусства и истории. Практическое использование поделок по мотивам декоративно-прикладного искусства России украсит жилище в повседневной жизни или может быть использовано в качестве подарка.


Глава 1. Древние корни народного искусства

1.1.Древние образы в народном искусстве

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Давно наши предки украшали свои изделия самыми простейшими орнаментами. Мир, окружающий русского человека в глубокой древности, был «населен» сказочно – фантастическими существами. Центральное место в нем занимали обожествленные силы природы: дождь, ветер, солнце, луна, звезды. Крестьянин – земледелец природу считал живой и одушевленной, поклонялся ей и даже деревьям, думал, что они наделены душой. Человек стремился привлечь к себе добрые силы природы, защититься от злых, и делал он это при помощи своего искусства. Шли десятилетия, века, развивалось народное искусство, но самое лучшее не исчезало из этой сокровищницы опыта и переходило от отца к сыну, из поколения в поколение.

Образ солнца занимал одно из главных мест в украшении жилища, нарядно и празднично выглядели предметы крестьянского быта с солярными знаками. Конь древнейший образ народного искусства. Он был так же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. И потому солнце часто принимало образ коня, а конь приобретал силу солнца. Женская фигура, часто изображаемая в вышивке, на предметах быта – это Мать-сыра земля, Макошь («мать хорошего урожая»). Она давала жизнь, и она же отнимала: «лёг в мать сыру землю» - значит умер. Если руки у фигурки подняты вверх – она призывает силу, если опущены вниз – силу сохраняет. Женская фигура была связана с символами плодородия: деревом, солнечными знаками, животными и птицами. Причудливое растение – дерево с фантастическими цветами, плодами и птицами, которые сидели на ветвях. Это древо жизни в представлении народа было символом вечно живой природы и счастливым продолжением рода. Древо связывает все пространство – небо, землю, подземный мир. Крона дерева олицетворяет «верхний мир», в котором небеса, солнце, звезды птицы, боги. Ствол дерева – это «средний мир», который включает в себя наш земной мир, а корни дерева - «подземный мир» с его темными существами.

В древних орнаментах наряду с растениями часто изображаются различные животные: птицы, кони, олени, единороги, львы. Они образуют горизонтальную структуру древа жизни: на вершине - птицы; на уровне ствола – люди, звери, под корнями – змеи рыбы бобры.

Глава 2. Птица – один из древнейших образов в народном искусстве

2.1. Птицы - легенды

Птица – один из древнейших образов в народном искусстве – участвовала в сотворении мира и была олицетворением солнца, плодородия и счастья. Эти представления дошли до нашего времени в народных песнях сказках и легендах. В одной из них рассказывается о том, что когда ещё ничего не было среди огромного океана, на островке сидели две птицы. Одна нырнула на дно морское достала оттуда синь-камень и сотворила огромное небо солнце и звезды, другая птица достала со дна моря песку морского и сотворила плодородную землю с травами деревьями и животными. В других сказаниях птицы были перевозчиками солнца: после захода оно путешествовало по подземному морю-океану с помощью водоплавающих птиц.

Свои знания о земных животных люди переносили на атмосферные явления. Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, грозу и солнечный свет. С птицей сравнивали тучу, а падающий из неё снег - с перьями и пухом. У многих народов есть предания о волшебной птице с прекрасными золотыми перьями. В русском народном фольклоре – это жар-птица. Её название указывает на связь с огнём. Основой для сказки о жар-птице могло служить поверье о том, что счастье и удача выпадут тому, кто первый увидит журавлиные танцы. Ведь многие словесные обозначения «жара» близки к словам обозначающим журавлей (например, жеравик - журавль или раскалённые угли). Журавли наравне с аистами, голубями, и соловьями считались на Руси божьими птицами, приносящими добро человеку.

Образ птицы в русском фольклоре неоднозначен. Есть случаи, когда птицы выступали вестниками бед и несчастий, например, Обида и гневный Див. Но чаще всего птица являлась олицетворением света и радости. Давным-давно, когда вся Русская земля ещё была покрыта дремучими лесами жила гордая птица Скопа, которая защищала земли от набегов бесчисленных врагов – кочевников. Именно она дала название городу Скопину, а затем заняла свое место и на его древнем гербе. Скопа – вполне реальное существо. Это редко встречающаяся хищная птица – белогрудая, желтоглазая, с мощными крыльями и сильными когтями. Мастера – умельцы из города Скопина прославили свою птицу в фигурной керамике.

2.2. Птицы Сирин и Алконост

С востока пришли на Русь древние легенды о сладкоголосых птицах-девах, живущих в мифической стране – Эдеме. Спускаясь на землю, они пленяли людей райским пением. Птицы Сирин и Алконост занимают особое место в мире образов народной фантазии, о них повествуют легенды и древние сказания, их упоминают русские летописи. Дивные изображения Сирина и Алконоста встречаются в резном декоре и крестьянских изб и белокаменных соборов Владимира и Суздаля. Изображения райских птиц украшали предметы крестьянского обихода – расписные прялки, посуду, сундуки, мебель. В обыденном сознании бытует представление, что Сирин – это птица радости, Алконост - птица печали, и даже великий русский художник В.М. Васнецов в 1896 году написал картину «Сирин и Алконост. Песня радости и печали». Живописец изобразил двух фантастических птиц: одна из них – черная, печальная, другая – светлая, радостная. В памятниках народного творчества Сирин и Алконост олицетворяют собой всё самое светлое, доброе и радостное.





2.3. Образ птицы и жилище

Одним из воплощением духа огня на земле считался в древние времена петух. “Гласим-царь”, “Будимир-царь” - верные часы народной Руси. “Петух поёт, значит, нечистой силы темное время прошло”. Петух считается существом, отгоняющим нечистую силу и охраняющим от пожара. Поэтому на коньке крыш ставят деревянного или железного петуха. Считалось, что он своим громким пением приветствует восход и как бы призывает солнце, пробуждая к жизни спящую природу. Крик петуха сравнивали с раскатами грома и со звоном колокола. Бог-громовик был богом и земного огня, и домашнего очага. Как представитель огня, молний и рассвета петух изображался красной или золотой птицей. При строительстве избы на нижних концах жердей вырезались курицы, поддерживающие водотёчный поток крыши избы. Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Произведения народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. Дивные сказочные птицы жили в узорах расписных прялок, блюд, ковшей и прочей домашней утвари.


2.4. Птица – талисман и оберег

Образ птицы в глубокой древности был привычным талисманом, оберегом. Уточка символ продолжения Рода, создателя Земли и счастливой дружной семьи. По древнеславянскому преданию уточка является творцом Мира и знаком его вечного продолжения. Среди птиц утка считается самым древним символом Создателя, символом духа. Долбленые ковши имеют форму водоплавающей птицы, потому что уточка считалась символом очистительной силы воды. Гребень, украшенный стилизованными фигурками водоплавающих птиц, геометрическим или чешуйчатым орнаментом был одновременно и защитным оберегом. Уткоконь символизирует вечный ход Солнца - Дажьбога - по небесному своду, где его несут кони, и по подземному Океану, где его колесницу уже влекут утки. Сам оберег соединяет в себе два и по отдельности могучих символа — коня и утки, а вдвоем их мощь усиливается многократно.


Глава 3. Образ птицы в вышивке и одежде

Испокон веков славилась русская земля искусством мастериц-рукодельниц. Все русские женщины умели прясть, ткать, вышивать. Скатерти, покрывала, полотенца, одежда – всё это украшалось вышитым, тканым орнаментом. Одним из самых любимых мотивов вышивки выступает орнамент с птицами. Птицы на вышивках отличаются от своих природных собратьев: они очень декоративны, стилизованы. Расположение двух птиц по сторонам дерева, ветки, стилизованного листа означает начало жизни, символ добра и счастья, полотенца с таким орнаментом дарили новобрачным.

Вышивка в одежде играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. На рукавах могли быть вышиты птицы как связь женщины со стихией воздуха. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю.


3.1. Женский головной убор

Названия головных женских уборов, напоминают о птицах: сороке, курице, лебеди. Головные уборы нередко украшены изображениями солнца, звёзд, древа, птиц, да и сами названия некоторых головных уборов птичьи: кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка – утка, сорока. Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями. Форма кокошника спереди напоминает корону, а с боку – утку. К последнему значению нас приводят и многочисленные русские слова того же корня: кока, коко – яйцо, кокач – пирог с кашей и с яйцами, кокош – курица наседка. Сорока - головной убор тульской крестьянки напоминает гребень экзотической птицы: она состоит из расшитого золотой нитью очелья и веерообразного верха из красных, синих, розовых и зеленых полос. Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими селезневыми перышками.


Глава 4.Образ птицы в игрушке

4.1. Птичка глиняная

А сколько интересных образов птицы в народной игрушке! Птиц изображали разных: тетеревов, голубей, куриц, петухов, и все они принимали декоративные формы. Индюк в дымковской игрушке, филимоновские, тверские птицы-свистульки. Первоначально игрушка возникла совсем не для забавы. Различные фигурки животных и птиц, носившие обобщенный, условный характер имели магический заклинательный смысл. Глиняные игрушки чаще были свистульками. По древним поверьям, свист и вообще шум был способен отгонять злые силы: в то же время свист напоминал пение птиц. В старину люди верили, что зима – время господства тёмных сил, а птицы своим пением прогоняли злых духов и помогали пробуждению природы. Практически во всех местах, где делалась игрушка, мастера, лепили из глины или вырезали из дерева разнообразных птиц. Чаще всего это обобщенный собирательный образ птицы, которые делают из глины во многих областях России. Дымковская игрушка знаменита своими петухами и индюками, которые зачастую бывают довольно крупных размеров. Эти птицы с пышными, напоминающими солнце хвостами, многоцветные, сверкающие кусочками сусального золота, предстают как жар-птицы из русских сказок. В Каргаполе птицы обобщенной формы с солнечными знаками на боках. Совсем другие по пластике филимоновские птички. Сильно вытянутые по вертикали, с плавными, текучими линиями доносят до нас не столько конкретное изображение птицы, а её поэтический сказочный образ. Как и все филимоновские игрушки, птицы раскрашены яркими светящимися на белом фоне разноцветными линиями и геометрическим орнаментом, имеющим древние корни. В каждой области, где делали глиняную игрушку, мастера, привносили в изображение птицы своё видение, создавали разнообразные пластические формы, зачастую продиктованные свойствами местной глины и изобразительными традициями. Абашевские птички задорны и горделивы. И им есть чем гордиться: они украшены яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочетаниях.


4.2. Птичка деревянная

Игрушки-птички не только лепили из глины, но и вырезали из дерева. В Нижегородской области из небольшого кусочка дерева вырезают гладкие обтекаемые свистульки, расписанные анилиновыми красителями. Яркие, пышные цветы росписи, как и цветущие весенние травы, и деревья создают настроение радостного праздника.

Особое место среди птиц, вырезанных из дерева, занимают щепные птицы. Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство. В северных деревнях и по сей день мастерят щепных птиц-солнце и подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться, словно парят в небе. В современном жилище это память о предках их вере и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее, оберегает, приносит счастье. В старину деревянная птица в первую очередь охраняла дом, берегла от напастей. Как гласит поверье, мастер должен был выточить её за 52 (по числу недель в году) прикосновения к дереву ножа или топора. При этом он произносил заклинание, превращающее дерево в доброго духа. 52 удара-52 слова, неизвестных нам сейчас. Однако птица-солнце не просто красивое украшение дома, это связь с нашими предками и обычаями. С древнейших времён птица считается предвестницей весны. Есть поверье, что своим громким криком прогонят птицы с земли русской мрак и стужу и принесут «тепло летушко». Поэтому ещё одно название этой птицы - птица счастья.


Глава 5. Образ птицы в народных праздниках

В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворон­ки» - вкусные булочки в форме птичек, так отмечали начало весны. А еще весной выпускали на волю птиц, проживших в доме челове­ка зиму. Был обычай, весело закликая весну, петь песенки про птиц. С деревянной ласточкой - символом счастья и благополучия - ходили деревенские ребятишки в пору Красной горки, когда справляли праздник возрождённого солнца.

22 марта – это Весенний Новый Год. И этот мартовский день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами. Считалось, что именно в этот день пути Земли и Солнца пересекаются, создавая своеобразную «лестницу в небо». На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Бог пошлёт в этот год особую удачу и добрый урожай. В связи с этим 22 марта праздновали особый «Птичий» праздник – Сороки. «В этот день из Светлого Ирия (Страны Предков) прилетают птицы, знаменующих собой приближение девы Весны». И «первыми возвращаются оттуда жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях». Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Верили, что «жаворонок приносит весну на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей - в сады и рощи, горлица – в леса…». Начало Весны связывали с прилётом птиц. Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать. К празднику Встречи Весны всегда пеклись изображения птиц (пресные булочки, печенье) в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др., а также птичьи гнездышки из теста - с яйцами и птичками. Ими «закликали» - звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму». Чаще всего птичек из теста называли «жаворонки». На юге России употребляли также название «кулики», на севере (Каргополь, Архангельск) называли «тетерки», в средней полосе в «ластовки» (ласточки) или «снегирьки» (Орел), «воробушки» (Н.Новгород). В Белоруссии пекли «аистов». Но всё же, самое распространенное название было – «жаворонки» («жаворёнки», «жуварёнки», «жаворяточки»).

Птицы издавна в народе считались предвестниками счастья, оберегом семьи. Если ранней весной на дереве возле вашего дома сидит много птиц, то нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется.

Глава 6. Исследование отношения одноклассников к образу птицы в декоративно – прикладном искусстве

В ходе исследования мною был проведён анкетный опрос среди учащихся 4-х классов МБОУ СОШ № 2 (43 человека) городского округа Семёновский. Все данные анкетного опроса анонимны. В анкете были заданы следующие вопросы:

1) Какой орнамент в декоративно-прикладном искусстве нравится тебе больше?

2) С чем связан у тебя образ птицы в декоративно-прикладном искусстве?

3) Знаешь ли ты значение образа птицы в украшении предметов декоративно-прикладного искусства?

4) Хочешь ли ты узнать больше о символике в народном искусстве?

5) Хочешь ли ты украсить свой дом художественными изделиями в виде птицы (предметы домашнего обихода, обереги и т.п.)

Мною были получены следующие результаты:

1) Ребятам нравятся:

Геометрический орнамент – 8 человек

Растительный орнамент - 17 человек

Зооморфный орнамент – 18 человек

2) У ребят образ птицы связан:

Со сказкой - 25 человек

С радостью – 8 человек

С таинственностью -8 человек

Затруднились с ответом - 2 человека

3) Значение образа птицы в украшении предметов народного искусства:

Знают – 12 человек

Не знают – 20 человек

Затруднились с ответом - 11 человек

4) Хотят узнать больше о символике в декоративно-прикладном искусстве:

Хотят - 28 человек

НЕ хотят - 9 человек

Затруднились с ответом- 6 человек

5) Хотел бы ты украсить свой дом художественным изделием в виде птицы (предметы домашнего обихода, оберег)?

Хотят - 35 человек

НЕ хотят - 3 человек

Затруднились с ответом- 5 человек

Выводы по проведению анкетного опроса среди обучающихся:

ребятам нравится зооморфный орнамент больше остальных; образ птицы у них связан со сказкой, к сожалению, многие не знают символику образа птицы, но хотят узнать большинство. Значительная часть опрашиваемых четвероклассников хотела бы украсить свой дом художественным изделием в виде птицы, что ещё раз подтверждает, выдвинутую мной, гипотезу исследования об образе птицы в ДПИ как наиболее любимом образе. (Приложение №1)

Выполненная совместно с родителями презентация, составленный словарь русских пословиц и поговорок о птицах, сборник рецептов русской обрядовой выпечки в форме птиц, проведённые в классе мини – лекции о месте образа птицы в русском народном искусстве на уроках и внеклассных занятиях, помогут мне донести до учащихся нашей школы знания, полученные в ходе моего исследования. (Приложения №2, №3, № 4)





Заключение

Из глубины веков народное искусство донесло до нас яркие образы, неразрывно связанные с историей народа, его трудом и бытом. По наследству от предков остались в наших домах вышитые самыми причудливыми рисунками и фигурками птиц полотенца-рушники, накидки на подушки, платки, горделиво стоят птицы-ковши, расписные подносы. В ходе исследования я выяснила, что образ птицы был наиболее любимым в русском декоративно-прикладном искусстве: птица присутствовала на предметах обихода, в жилище, одежде, украшениях. Являясь оберегом славянской семьи, птица символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала род. Таким образом, выдвинутая гипотеза «Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России является наиболее любимым в народе» нашла своё подтверждение.

Полученные результаты исследования носят практическую направленность. Бережно сохраняя то, что досталось мне от старшего поколения нашей большой и дружной семьи, мне захотелось внести и свой вклад в уют и тепло родного дома. Пусть птица бережёт наш семейный очаг! (Приложения №5, № 6, № 7)

Возрождая древние традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни — кто мы и откуда. Наша сила — это сила народа, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний

Перспективу развития данной работы мы предполагаем в дальнейшем изучении образа птицы в русской народной вышивке и составлении сборника схем и рисунков для вышивания.





Список используемой литературы

  1. Горяева Н.А. “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”. М. Дрофа, 2001г.

  2. Клиентов А.Е. «Народные промыслы», Москва, Белый город, 2003 г.

  3. Латынин Л. «Основные сюжеты русского народного искусства», Москва, Глас, 2006г.

  4. СD диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006»

  5. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», издательство «Педагогика Пресс», издательский дом «Современная педагогика», Москва 2000г., том 1



Интернет – источники

    • http://bibliotekar.ru/rusZod/51.htm

    • http://mith.ru/alb/slavic/slav3.htm

    • http://www.pewter.ru/rus_obereg.htm

    • http://www.rustrana.ru/article.php?nid=28250

    • http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200601803

Просмотр содержимого презентации
«К Выступлению презентация»

Образ птицы  в декоративно-прикладном искусстве России Работу выполнила ученица 4 «Б» класса средней школы №2 Круглова Ариадна

Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России

Работу выполнила ученица

4 «Б» класса

средней школы №2

Круглова Ариадна

«…народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем. Устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом… Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности»   (Некрасова М.)

«…народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем. Устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом… Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности» (Некрасова М.)

Гипотеза:  образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России является наиболее любимым в народе Цель:
  • Гипотеза:

образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России является наиболее любимым в народе

  • Цель:

изучить образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России

Задачи: Изучить историю образа птицы в различных видах декоративно-прикладного искусства России  Систематизировать полученные знания в виде электронной презентации«Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России», наглядно показывающей богатство и разнообразие образа птицы в народном искусстве Составить словарь русских народных пословиц и поговорок о птицах Составить сборник рецептов русской обрядовой выпечки в виде птиц Подготовить шаблон для изготовления поделки по мотивам декоративно-прикладного искусства России для украшения домашнего интерьера

Задачи:

  • Изучить историю образа птицы в различных видах декоративно-прикладного искусства России
  • Систематизировать полученные знания в виде электронной презентации«Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России», наглядно показывающей богатство и разнообразие образа птицы в народном искусстве
  • Составить словарь русских народных пословиц и поговорок о птицах
  • Составить сборник рецептов русской обрядовой выпечки в виде птиц
  • Подготовить шаблон для изготовления поделки по мотивам декоративно-прикладного искусства России для украшения домашнего интерьера

Новизна  работы заключается в изготовлении поделок по мотивам народных промыслов России, используя образ птицы Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты работы могут быть использованы на уроках технологии, изобразительного искусства и истории. Практическое использование поделок по мотивам декоративно-прикладного искусства России украсит жилище в повседневной жизни или может быть использовано в качестве подарка.
  • Новизна

работы заключается в изготовлении поделок по мотивам народных промыслов России, используя образ птицы

  • Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты работы могут быть использованы на уроках технологии, изобразительного искусства и истории. Практическое использование поделок по мотивам декоративно-прикладного искусства России украсит жилище в повседневной жизни или может быть использовано в качестве подарка.
Картина мироздания

Картина мироздания

Легенды Скопина

Легенды Скопина

Сирин и Алконост

Сирин и Алконост

В.М. Васнецов  «Песня радости и печали»

В.М. Васнецов «Песня радости и печали»

Птица и жилище «Курицы» — держатели огромных брёвен-желобов, предназначенных для отвода с крыши талых и дождевых вод. Крестьянские жилища можно назвать избами-птицами, прикрытыми широкими скатами-крыльями крыш.

Птица и жилище

«Курицы» — держатели огромных брёвен-желобов, предназначенных для отвода с крыши талых и дождевых вод.

Крестьянские жилища можно назвать избами-птицами, прикрытыми широкими скатами-крыльями крыш.

Прялки

Прялки

Гжель

Гжель

Роспись по дереву    ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Роспись по дереву

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

Образ птицы Сирин как символа добра и благоденствия был на многих калитках старых крестьянских усадеб.  Обереги дома Сова на калитке — оберег от чужого сглаза, от разбойничьего нападения.

Образ птицы Сирин как символа добра и благоденствия был на многих калитках старых крестьянских усадеб.

Обереги дома

Сова на калитке — оберег от чужого сглаза, от разбойничьего нападения.

Птица-талисман Древнерусские женские украшения Птицевидный идол, на груди изображено человеческое лицо. Трёхголовая летящая птица. Такие фигурки VI—VIII веков подвешивали как оберег к одежде.

Птица-талисман

Древнерусские женские украшения

Птицевидный идол, на груди изображено человеческое лицо. Трёхголовая летящая птица. Такие фигурки VI—VIII веков подвешивали как оберег к одежде.

Уточка Символ продолжения Рода, создателя Земли и счастливой дружной семьи. По древнеславянскому преданию уточка является творцом Мира и знаком его вечного продолжения. Среди птиц утка считается самым древним символом

Уточка

Символ продолжения Рода, создателя Земли и счастливой дружной семьи. По древнеславянскому преданию уточка является творцом Мира и знаком его вечного продолжения. Среди птиц утка считается самым древним символом

Кружево

Кружево

Вышивка

Вышивка

Одежда

Одежда

Женский головной убор  Кокошники

Женский головной убор Кокошники

Кичка рогатая

Кичка рогатая

Сорока

Сорока

Дымковская игрушка Образ птицы в игрушках

Дымковская игрушка

Образ птицы в игрушках

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

Петух и птицы с. Абашево Павлин и утки с. Романово

Петух и птицы с. Абашево

Павлин и утки

с. Романово

Щепная птица счастья

Щепная птица счастья

Сороки

Сороки

ЖАВОРОНКИ Архангельские жаворонки  Московские жаворонки Тульские жаворонки Рязанские жаворонки   Жаворонки уральские

ЖАВОРОНКИ

Архангельские жаворонки

Московские жаворонки

Тульские жаворонки

Рязанские жаворонки

Жаворонки уральские

Вопросы для анкетирования 1. Какой орнамент нравится тебе больше всего? 2. С чем связан у тебя образ птицы в декоративно-прикладном искусстве?   3. Знаешь ли ты значение образа птицы  в украшении предметов  декоративно-прикладного искусства?   4.  Хочешь ли ты узнать больше о символике в народном искусстве?   5. Хотел бы ты украсить свой дом художественным изделием в виде птицы (предметы домашнего обихода, оберег )

Вопросы для анкетирования

1. Какой орнамент нравится тебе больше всего?

2. С чем связан у тебя образ птицы в декоративно-прикладном искусстве?

3. Знаешь ли ты значение образа птицы в украшении предметов декоративно-прикладного искусства?

4. Хочешь ли ты узнать больше о символике в народном искусстве?

5. Хотел бы ты украсить свой дом художественным изделием в виде птицы (предметы домашнего обихода, оберег )

Какой орнамент нравится тебе больше всего?

Какой орнамент нравится тебе больше всего?

С чем связан у тебя образ птицы в декоративно-прикладном искусстве?

С чем связан у тебя образ птицы в декоративно-прикладном искусстве?

Знаешь ли ты значение образа птицы  в украшении предметов  декоративно-прикладного искусства?

Знаешь ли ты значение образа птицы в украшении предметов декоративно-прикладного искусства?

Хочешь ли ты узнать больше  о символике в народном искусстве?

Хочешь ли ты узнать больше о символике в народном искусстве?

Хотел бы ты украсить свой дом художественным изделием в виде птицы ( предметы домашнего обихода, оберег )?

Хотел бы ты украсить свой дом художественным изделием в виде птицы ( предметы домашнего обихода, оберег )?

Вывод:

Вывод:

  • образ птицы был наиболее любимым в русском декоративно-прикладном искусстве:
  • птица присутствовала на предметах обихода, в жилище, одежде, украшениях русского народа.
  • являясь оберегом славянской семьи, птица символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала род.
Перспективу развития данной работы мы предполагаем в дальнейшем изучении образа птицы в русской народной вышивке и составлении сборника схем и рисунков для вышивания.

Перспективу развития данной работы мы предполагаем в дальнейшем изучении образа птицы в русской народной вышивке и составлении сборника схем и рисунков для вышивания.

Пусть птица бережёт наш  семейный очаг!  Возрождая древние традиции,  мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни — кто мы и откуда. Наша сила — это сила народа, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний.

Пусть птица бережёт наш семейный очаг! Возрождая древние традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни — кто мы и откуда. Наша сила — это сила народа, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний.

Информационные источники : http://bibliotekar.ru/rusZod/51.htm http://mith.ru/alb/slavic/slav3.htm http://www.pewter.ru/rus_obereg.htm http://www.rustrana.ru/article.php?nid=28250 http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200601803 http://www.agrosever.su/vitrina/page3.php?clear_cache=Y  http://www.livemaster.ru/pryaniki http://www.perunica.ru/zodchestvo/1198-dom-ptica-i-ptica-v-dome-iz-istorii-russkoj-izby.html  http://www.mesoeurasia.org/archives/450  http://supercook.ru/russian/rus-66.html

Информационные источники :

http://bibliotekar.ru/rusZod/51.htm

http://mith.ru/alb/slavic/slav3.htm

http://www.pewter.ru/rus_obereg.htm

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=28250

http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200601803

http://www.agrosever.su/vitrina/page3.php?clear_cache=Y

http://www.livemaster.ru/pryaniki

http://www.perunica.ru/zodchestvo/1198-dom-ptica-i-ptica-v-dome-iz-istorii-russkoj-izby.html

http://www.mesoeurasia.org/archives/450

http://supercook.ru/russian/rus-66.html

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!