СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений, завершающих тему родины: «Прощай, немытая Россия», «Родина».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений, завершающих тему родины: «Прощай, немытая Россия», «Родина».»

Технологическая карта урока


Дата:__23 декабря_____________________________________________________________________________________________________

Класс:9____________________________________________________________________________________________________

Предмет: литература___________________________________________________________________________________________________

Учитель: Носова Т.М. ________________________________________________________________________________________________

Тема: Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений, завершающих тему родины: «Прощай, немытая Россия», «Родина». _____________________________________________________________________________________________________

Тип урока: комбинированный___________________________________________________________________________________________________

Цель урока: обзор-осмысление Родины в ранней и поздней лирике поэта ___________________________________________________________________________________________________

Планируемый результат обучения

Предметные: умение анализировать лирическое стихотворение, понимать авторскую позицию и выражать своё отношение к ней_________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________Личностные:формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества, развитие интереса к лирике Лермонтова__________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________

Метапредметные :умение анализировать, сравнивать, делать выводы; организовывать собственную деятельность; формулировать свою точку зрения____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Ресурсы: проектор, экран, компьютер, диск, тексты стихотворений Лермонтова, презентация____________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________








Этапы урока.

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД





1. Мобилизующий этап. Цель: Включение в активную деятельность. Формулирование темы урока.

Предлагает вспомнить темы ранее изученной лирики Лермонтова и сформулировать тему урока.

Называют темы лирики поэта: бегства и одиночества, поэта и поэзии.

Пытаются сформулировать тему урока и соотнести тему урока с эпиграфом.

К:умение строить речевое высказывание.

Р:умение организовать свою учебную деятельность.

Л:мотивация учения.

2.Этап целеполагания.

Цель: постановка проблемного вопроса.

Используя записи (см проектор), предлагает определить цели урока (вспомнить ранее изученное, познакомиться с темой Родины в поздней лирике поэта, закрепить умение анализировать лирическое стихотворение).

Самостоятельно формулируют цели урока, определяют границы знания и незнания.

К:выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учёт мнения окружающих, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Р:умение ставить задачу.

П:целеполагание, выводы.

Л:самоопределение, смыслообразование.

  1. Этап актуализации знаний.

Цель: актуализация знаний обучающихся по ранней лирике Лермонтова.


Проверяет домашнее задание (выразительное чтение ранней лирики на тему Родины, определение лейтмотива в каждом из них).

Прослушивают чтение стих. «Смерть», «Монолог», «Жалобы турка».

Определяют лейтмотив каждого стихотворения и записывают в тетрадь.

К:умение строить речевое высказывание.

П:умение ориентироваться в системе своих знаний; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

4. Этап усвоения новых знаний.

Цель: понимание жанра лирического раздумья о родине.

Организует работу обучающихся в группах по анализу стихотворений, завершающих тему родины в лирике Лермонтова: «Прощай, немытая Россия», «Родина» (Приложение №1)

Объединяются в две группы.

Анализируют стихотворения в соответствии с планом анализа лирического стихотворения. Делают записи в тетради.

По истечении времени публично защищают работу своей группы.

Осуществляют взаимоконтроль.

К:умение строить речевое высказывание, работать в группе, слышать и слушать других, корректировать свою т.зр., приходить к общему решению.

П:умение искать и выделять необходимую информацию.

Р:умение проводить последовательные действия.

5. Этап закрепления нового материала.

Цель: отработка приёмов анализа лирического стихотворения.


Проводит беседу с обучающимися:

- Какую черту империи автор отмечает как главную?

- Как характеризует поэт внутреннюю суть народа?

- Как можно связать это стих. с биографическими сведениями поэта?

-Каков лейтмотив стих. «Прощай, немытая Россия»?

- Какие качества сближают это стих. с эпиграммой?

- Какие интонации слышите в стих. «Родина»?

- Почему Лермонтов называет своё отношение к родине «странною любовью»?

Отвечают на вопросы.

П: умение структурировать знания.

К:умение связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь одноклассников.

Л:умение этически оценивать усваиваемое содержание материала.

6. Информация о домашнем задании.

Предлагает д/з:

1). Стих. «Родина» наизусть

2). Сравнить портрет поэта работы П.Е.Заболотского

и автопортрет

(Удалось ли художнику передать сложную и одновременно тонкую душу поэта? Что хотел подчеркнуть и выделить в своём облике сам Лермонтов?)

3).Подготовиться к викторине (Приложение №2)

Записывают домашнее задание.


7. Этап рефлексии.

Цель: формирование личной ответственности за результаты своей деятельности.

Предлагает поставить общую оценку за занятие в оценочных листах (путём выведения средней оценки из поставленных).

(Приложение №3)

Работают с оценочными листами.

Л: смыслообразование.

Р: умение оценивать качество и уровень усвоения материала.

П: контроль и оценка результатов.


























Приложение № 1

План анализа лирического стихотворения


1. Дата написания.

2. Библиографический комментарий с использованием фактического материала.

3. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание, раздумье и т.д.)

4. Идейное содержание:

1). Ведущая тема.

2). Основная мысль.

3). Эмоциональная окраска чувств.

4). Внешние впечатления и внутренняя реакция на него.

5. Структура стихотворения.

1). Основные образы.

2) Основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, ирония, олицетворение и т.д.)

3). Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, эпифора и др.)

4). Стихотворный размер (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль), рифма (перекрёстная, парная, кольцевая).

5). Звукопись (аллитерация - повторение однородных согласных звуков, ассонанс - повторение однородных гласных звуков).

6). Строфика (двустишие, трёхстишие, пятистишие и т. д.)








Приложение № 2

Викторина


Более 200 лет назад, 15 октября 1814 года, началась короткая и блистательная жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841). Он до обидного мало прожил неполных 27 лет. Всего 4 года на глазах изумлённых современников развёртывалось его творчество.

Что вы знаете о его жизни и творчестве?


1. Назовите родовое имение М.Ю. Лермонтова.

2. Какими западноевропейскими языками владел поэт в совершенстве?

3. На каких музыкальных инструментах играл Лермонтов?

4. Как называлась школа, в которую он был принят в 1832 году?

5. Каким трём женщинам посвящал свои стихи поэт?

6. Какое стихотворение сделало Лермонтова знаменитым?

7. На какое стихотворение царь наложил следующую резолюцию: «Приятные стихи, нечего сказать… Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону».

8. Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана.

- Назовите стихотворение.

9. Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно…

- Назовите стихотворение.

10. В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я…

- Назовите стихотворение.

11.Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал…

- Назовите произведение.

12. «Когда она отошла от нас, тогда я шепнул Григорию Александровичу: «Ну что, какова?» «Прелесть», - отвечал он. - А как её зовут?» «Её зовут…»

- Как её зовут?

13. При каких обстоятельствах было написано стихотворение «Тучи»?

14. Как звали Печорина?

15. Какое стихотворение заканчивается строками: …Надо мной, чтоб вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

16. Когда, где и с кем произошла дуэль поэта?

17. Кто сказал о стиле Лермонтова: «Никто не писал у нас такой правильной, такой прекрасной, такой благоуханной прозой»?

Приложение № 3




Оценочный лист


Ф.И. обучающегося--------------------------------------------------------------------------------------------


Группа-------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Д/з

Работа в группе

Устный ответ

Фиксирование в тетради

Балл

Оценка