СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образец самоанализа работы учителя химии в межаттестационный период

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вниманию образец самоанализа работы учителя химии в межаттестационный период. Буду благодарна за критические замечания и деловые предложения.

Просмотр содержимого документа
«Образец самоанализа работы учителя химии в межаттестационный период»



Самоанализ работы учителя химии

Чтобы быть хорошим преподавателем,     

                                         нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь»

                                                               ( В. Ключевский)

Стаж работы учителем химии у меня уже более 45 лет. Обучаю химии 8-11 классы. До 2016 года темой моего  самообразования являлось «Использование новых информационных технологий в преподавании химии». В настоящее время работаю над послекурсовым заданием «Развитие творческих способностей учащихся на уроках химии». В своей педагогической деятельности руководствуюсь словами Альберта Эйнштейна «Высшее искусство, которым обладает учитель – это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний».

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются высокие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире и, скорее всего им не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим. Поэтому одним из важных моментов при обучении школьников химии, по моему мнению, является понимание необходимости личной заинтересованности обучающегося в приобретении знаний. Необходимо, чтобы учащиеся могли ощущать свою компетентность на протяжении всего процесса обучения. Я думаю, что в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося.

Преподавание химии основывается на таких наиважнейших аспектах как:

- развитие личности учащегося, его природных способностей, интеллекта, способности к самообразованию;

- формирование научного мировоззрения ученика на основании усвоения системы знаний о веществах и их преобразованиях, знаниях об основных химических законах и теориях, методах научного познания в химии.

-формирование жизненной и социальной компетентности ученика, его экологической культуры, навыков безопасного поведения с веществами в быту и на производстве;

- раскрытие роли химии в развитии общественного хозяйства и обеспечение благосостояния человека.

Каждый из этих аспектов в той или иной степени реализуется мною при изучении курса химии на каждом уроке.

Преподавание химии требует от учителя рационального применения способов действий, средств и методов обучения. В своей работе при организации изучения химии я использую проверенные школьной практикой лекционно-семинарские занятия, групповую работу учащихся, работу в парах, проблемное обучение, дидактические игры, применяю современные информационные технологии обучения. Все это в совокупности и дает свой результат.

Могу перечислить некоторые применяемые мною методы и технологии:

-технология личностно – ориентированного обучения;

-технология уровневой дифференциации;

-технология игрового обучения;

-технология проблемного обучения;

-метод проектов;

-развивающие технологии;

-технология развития критического мышления;

-информационно – коммуникационные технологии;

-технология дистанционного обучения;

-здоровьесберегающие технологии и др.

Задачи, которые я ставлю перед собой в процессе обучения химии школьников 8 -11 классов можно сформулировать следующим образом:  

  • формирование у обучающихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера;

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни;

  • формирование универсальных учебных действий (работа с различными источниками информации, работа в группах);

  • саморазвитие и самообразование обучающихся;

  • формирование логического мышления, самостоятельности, творческой  активности;

  • формирование у обучающихся важных качеств: инициативность, конструктивность, мобильность, гибкость;

  • формирование коммуникативной компетентности.

Профессия учителя творческая, её можно сравнить с профессией художника, музыканта, артиста.  Ведь учитель создает сценарий урока, как и режиссер, сценарий фильма или спектакля. Каждый день мы словно на сцене. И хороший урок - это тоже спектакль. Сыграть его хорошо - нужен талант. Поэтому я не сомневаюсь, что профессия учителя творческая.

Учитель является ключевой фигурой в образовательном процессе. От меня требуется личная ответственность за результат педагогической деятельности. Поэтому я стараюсь преподносить содержание предмета учащимся не как готовое задание, а как систему поисково-познавательных заданий, решая которые, учащиеся самостоятельно формулируют теоретические знания.   На уроке я применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Использую в своей работе изложение материала блоками, объединенными общей темой Я использую различные формы познавательных заданий: опорные конспекты, схемы, обобщающие таблицы, опросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, дидактические игры, алгоритмические предписания, химические диктанты, тесты разного типа, поисковую сеть Интернет, создание учащимися компьютерных презентаций. Сама создаю презентации и компьютерные уроки по химии, которые доступны моим учащимся в сети Интернет. Я  на достаточном уровне владею современными педагогическими технологиями и использую их в процессе обучения по предмету и во внеклассной работе.  Постоянно интересуюсь новинками наглядно – демонстрационного материала отечественного и зарубежного производства в области образования. Владею компьютерными технологиями и систематически использую их в педагогической деятельности. Владею программами MS Word, Power Point, и др., в работе активно использую интернет – ресурсы, свободно ориентируюсь  в  среде Интернет через  информационные поисковые системы Yandex, Google. Являюсь пользователем  и участником многих образовательных интернет – порталов. Имею персональный учительский сайт на проекте «Мультиурок». Организовала работу c учащимися в программе «Zoom» во время дистанционного обучения.

Использование ИКТ даёт мне возможность не только проводить уроки на современном уровне, но и добиваться качественно высокого уровня эффективности уроков. В моем распоряжении имеются медиатека по теоретическим разделам органической и неорганической химии, , тестовые задания, такие ППО как «1С репетитор», «Виртуальная лаборатория», коллекция химических видеоопытов и другие. Использование компьютерных дисков, а также ресурсов сети Интернет на уроке химии позволяет учащимся увидеть те демонстрационные опыты, которые нет возможности показать учащимся на уроке, узнать много новой информации, проверить свои знания и умения по составлению формул, уравнений реакций, решению задач.

Внеклассная работа по химии ведется на должном уровне. В школе ежегодно проводятся недели химии. Во время предметной недели стараюсь проводить такие мероприятия, которые охватывают учащихся 8 – 11 классов, а также учащихся младших классов. Регулярно мною проводятся консультации по химии для учащихся.

Знакомлю учащихся с основными принципами исследовательской деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), на уроках я готовлю ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы. Не все учащиеся способны заниматься исследовательской, а тем более научно-исследовательской деятельностью. Поэтому важно уметь определять талантливых учеников. В этом учебном году две ученицы 10 класса будут участвовать в работе МАН. Главная цель моей педагогической деятельности в этом направлении –  создать образовательное пространство для развития и саморазвития учащихся.

Учащиеся ежегодно участвуют в школьных и районных олимпиадах по химии, в интернет – конкурсах «Химик - ON» .

Мой уровень профессионализма:

- в своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного обучения,  что обеспечивает достаточный  уровень обучения;

- осуществляю оптимальный отбор методов, средств и форм обучения, используя возможности учебно-методического комплекса;

- умею организовать учебно-воспитательный процесс, способствующий усвоению учащимися  нового материала непосредственно на уроке;

- создаю условия для реализации творческого потенциала обучающихся, воспитываю интерес к предмету; 

- своим педагогическим мастерством делюсь с коллегами на заседании  школьного и районного методических объединений учителей;

- участвую в работе научно – практических конференций, организованных ДРИДПО;

- выкладываю свои наработки на различные сайты: Videouroki.net, Infourok, «Мультиурок», на персональный сайт.

Уровень продуктивности моей работы:

Обозначенные мною подходы к обучению и воспитанию учащихся  позволяют мне добиваться  результатов, соответствующих способностям учащихся.

Считаю важным включение учащихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока. А так как ученики  имеют разный уровень познавательных способностей, разную степень обученности, подбираю рациональные виды работ, создаю ситуацию успеха, которая является важным условием для формирования мотивации и развития учащихся. Учитывая реальные возможности всех детей, организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляя дифференцированное обучение на уроке. В моей педагогической деятельности наблюдается положительная динамика. Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация,  качество знаний по химии стабильно.

Анализируя свою работу, могу сделать выводы, что  применение активных форм и методов обучения химии, способствует повышению мотивации к обучению, созданию благоприятного   микроклимата,  саморазвитию личности, формированию социального  опыта обучаемых  в соответствии с общепринятой социальной нормой, активизирует   познавательную деятельность, способствует повышению качества знаний, гарантирует каждому учащемуся освоение стандарта образования, что подтверждают результаты промежуточной аттестации и сдачи ЕГЭ по химии. ".  

На своих урокахя стараюсь создавать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, так как главным в работе  является личность ребенка, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализация ее природных потенциалов.

Учитель – одна из профессий, требующая постоянного совершенствования, самообразования.

В свете современных требований,  профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни. В своей дальнейшей профессиональной деятельности планирую больше внимания уделить работе с одаренными детьми, принимать активное участие в Интернет – проектах, конкурсах и конференциях, повышать свой уровень профессионального мастерства. Осмысление мною накопленного опыта, анализ педагогической и методической литературы позволили мне разработать собственный «почерк» в преподавании химии. "Кто знает мало - тому и этого достаточно, кто знает много - тому и этого всегда мало". Дети - лучший индикатор наших знаний, умения преподать свой материал. Они постоянно вносят свежий ветер в нашу жизнь и не разрешают стоять на месте, вносят много нового в нашу учительскую жизнь. Использование мною разнообразных форм проведения учебных занятий, видов работы обучающихся, различных дидактических средств, элементов инновационных педагогических технологий позволяют отметить положительную тенденцию: большинству учащихся нравится предмет «химия», им очень интересны химические опыты. Но все же, некоторым учащимся, предмет химии кажется сложным, перегруженным уравнениям реакций, учащиеся при изучения материала не успевают увидеть взаимосвязь классов соединений, их свойств, слабо владеют навыками анализа. Не все учащиеся умеют правильно выражать свою мысль, используя химические термины. Здесь есть над чем работать.

Таким образом, подводя итог педагогической деятельности за межаттестационный период, можно отметить, что цели, задачи, определенные мною в начале межаттестационного периода,  достигнуты, уровень их реализации – достаточно высокий. Педагогическая деятельность в межаттестационный период  дала возможность мне также самой совершенствовать собственный профессионализм через самообразование, курсовую подготовку, семинарские занятия, вебинары по химии, учительские конкурсы, участие в конференциях и т. д.