Просмотр содержимого документа
«Образование. Искусство»
Тема 3.3. Духовная жизнь общества
Образование. Искусство.
Структура образования как социального института
имеет сложную разветвленную систему и включает в себя:
- Систему статусов, ролей и социальных норм
- Образовательные организации (общеобразовательные, профессиональные), ОДО, творческие союзы, нмс
- Педагогические работники, обучающиеся и их родители
- Образовательные программы и государственные образовательные стандарты разной направленности
- Учебники и умп для преподавателей и обучающихся
Функции образования в обществе
Основные идеи и направления развития образования в России
История
- Грамотность не была широко распространена в традиционном обществе
- В 17 веке в России более половины горожан были грамотными, в отличие от крестьян
- В индустриальном обществе возникает потребность в массовом образовании и всеобщей грамотности ( почему? )
- В Советском Союзе образование было на высоком уровне, что позволило в 60-е годы 20 века выйти в рейтинг самых образованных стран мира
- Образование 21 века становится основой для научно-технического развития страны и обязано учитывать различные потребности населения в обучении и получении новых знаний и навыков
Базовые принципы современного отечественного образования
- Единство образовательного пространства России с учетом национально-региональных, экономических и других интересов
- Адаптивность образования к меняющимся потребностям общества, его модернизация
- Выстраивание системы инноваций на базе ведущих университетов и повышение их конкурентноспособности
- Доступность качественного образования для всех слоев населения, недопустимость в дискриминации сфере образования
- Светский характер образования в образовательных организациях, гарантирующий обучающимся свободу совести
«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным». Ян Амос Коменский
Российское образование сегодня:
- Гуманизация, направленная на учет разносторонних интересов обучающегося, творческое развитие личности
- Вариативность и альтернативность образования
- Интернационализация образования (условия для интеграции отечественного образования в системы других стран)
- Информатизаци я и компьютеризация
- Повышение новаторской и творческой роли образования
- Гуманитаризация образования (повышение роли гуманитарных дисциплин)
- Преемственность различных ступеней образования
- Непрерывность образования (повышение квалификации,,)
- Неразрывность связи высшего образования и научных исследований
1999г. Болонская декларация (29 стран с целью создания единого европейского образовательного пространства)
Россия присоединилась в 2003 году – изменилась система высшего образования (бакалавриат и магистратура)
Согласно Атласу новых профессий приоритет получат те отрасли, которые обусловят социальное и технологическое развитие современного общества (биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, космическая промышленность, ИТ-сектор)
Знания. Умения. Навыки.
- Знания – результаты познавательной деятельности человека, выраженные в понятиях, теориях, научных представлениях
- Навык – представляет собой автоматически выполняемое действие для удовлетворения потребностей и достижения целей
- Умения – освоенный индивидом способ выполнения действий, обеспеченный совокупностью приобретенных ранее знаний
- Самообразование – индивидуальная, творческая деятельность, направленная на получение и усоверщенствование знаний, навыков, умений.
Домашнее задание
- Используя личный опыт, выскажите и аргументируйте свое мнение: каково соотношение образования и самообразования в деятельности современного российского старшеклассника
Искусство
- область духовно – практической деятельности людей, в которой происходит производство и освоение эстетических ценностей
Художественный образ – обобщенное отражение действительности в художественном произведении с позиции определенного эстетического идеала.
Цель искусства – пробуждать добрые чувства или, как писал А.С. Пушкин «глаголом жечь сердца людей»
Сущность искусства (концепции)
- Искусство как подражание (Античность до 20 века)
- Искусство как самовыражение автора
- Знаково – символическая концепция (представляет искусство как замкнутую автономную систему, в которой связь человека с реальным миром отсутствует или как связь с чем – то запредельным ( иконопись)
Теории происхождения искусства
- Биологизаторская (возникло из потребности привлечь противоположный пол)
- Магическая (из потребности проведения магических ритуалов)
- Игровая (из потребности использовать нерастраченную в процессе труда энергию)
- Трудовая (в результате труда, когда созданные предметы выполняли эстетическую функцию)
Эстетика – наука, изучающая мир искусства, формы и способы художественного творчества, многообразие и специфику произведений искусства
Виды искусства:
Архитектура
Живопись
Скульптура
Литература
Декоративно-прикладное искусство
Театр
Цирк
Балет
Кино
Эстрада
Функции искусства
- Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты)
- Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения)
- Воспитательная (духовно-нравственное становление личности)
- Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)
- Общественно – преобразующая (оказывает идейное воздействие на людей, активизирует на преобразовательную деятельность)
- Компенсаторная (помогает решать психологические проблемы)
- Коммуникативная (развитие форм общения людей через произведения искусства)
Домашнее задание
Какие виды искусства возникли в 20 веке. Какие социальные процессы обусловили их возникновение