Образование страдательных причастий прошедшего времени.
Цели урока:
Практические: в ходе урока учащиеся:
• расширят свои знания об образовании страдательных причастий прошедшего времени.
• обобщат свои знания о разрядах причастий.
Общеобразовательные:
• расширение общего кругозора.
Воспитательные:
• воспитание внимательности, самостоятельности, трудолюбия.
Развивающие:
• развитие мышления, памяти.
Оснащение урока: правило из учебника «Русский язык. 6 класс. Часть 2» В.В. Львова. Компьютерная презентация.
Ход урока
Приветствие
Доброе утро, класс. Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами рассмотрим последнюю новую тему по причастиям и начнем повторение всего раздела. В пятницу вас ожидает контрольная работа по причастиям.
2. Повторение пройденного материала.
У: давайте еще раз вспомним суффиксы причастий. Назовите мне суффиксы действительных причастий.
Ученик: Суффиксы действительных причастий настоящего времени -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-). Суффиксы действительного причастия прошедшего времени: -вш-, -ш-.
У: спасибо. Страдательных причастий?
Ученик: Суффиксы страдательного причастия настоящего времени: -ом-, -ем-, -им-. Суффиксы страдательного причастия прошедшего времени: -енн-, -нн-, -т-.
(на экране появляется схема суффиксов)
У: Правильно. Что мы знаем о суффиксах действительного причастия настоящего времени?
Ученик: Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то пишем суффиксы -ущ- (-ющ-), если от глагола 2 спряжения - -ащ- (-ящ-).
У: Что мы знаем о суффиксах действительного причастия прошедшего времени?
Ученик (если помнят: перед суффиксами -вш-, -ш- пишется суффикс глагола. Например, строИвший).
Если не помнят:
У: Ничего? Сейчас узнаем. Что мы знаем о суффиксах страдательного причастия настоящего времени?
Ученик: Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то пишем суффиксы -ом-, -ем-, если от глагола 2 спряжения - -им-.
У: Что мы знаем о суффиксах страдательного причастия прошедшего времени?
Ученики: …
У: Когда причастие образуется с помощью суффикса –енн-? Когда с помощью суффикса –нн-? А когда с помощью суффикса –т-?
Ученики: ….
У: А как у нас образуется причастие страдательное прошедшего времени?
Ученик: от основы инфинитива переходных глаголов с помощью суффиксов –енн-,–нн-, -т-.
Отведенное время: 5 минут.
3. Введение нового материала.
У: Рассмотрим причастия:
увиденный
посланный
усеянный
осушенный
принесенный
запеченный
От какого глагола они образованы. Первое причастие.
Ученик: от глагола увидеть
У: Какой суффикс у причастия?
Ученик: -енн-.
У: Почему же? У глагола увидеть какая основа инфинитива?
Ученик: увиде-
У: да, суффикс –е- принадлежит глаголу. Мы берем основу и добавляем какой суффикс?
Ученик: -нн-.
У: да, значит, у увиденный суффикс –нн-. Дальше посланный.
Ученик: от глагола послать. Суффикс –нн-.
У: молодец. Усеянный
Ученик:от глаголаусеять. Суффикс –нн-.
У: Да, хорошо. Осушенный
Ученик:отглагола осушить. Суффикс –енн- тогда.
У: да. Принесенный
Ученик: от глагола принести. Суффикс –енн-.
У: правильно. Запеченный
Ученик: от глаголазапечь. Суффикс –енн- .
У: Давайте обобщим. Когда у нас причастие образуется с помощью суффикса –нн-, а когда с помощью суффикса –енн-?
Ученик: (пытаются сформулировать).
У: суть вы уловили. Давайте посмотрим теперь на формулировку правила. Открывайте учебник, страницы 46-47. Все нашли? Прочитайте, пожалуйста.
Ученик читает.
У: вот заодно и правило образования действительных причастий прошедшего времени. Обратите внимание на таблицу. (Презентация). Теперь у нас заполнена вся таблица. Есть вопросы по правилу?
Отведенное время: 10 минут.
4. Отработка нового материала.
У: Хорошо. Открываем тетради, записываем число, тему: «образование страдательных причастий прошедшего времени». Сейчас я буду диктовать словосочетания, вы записываете и выделяете суффиксы.
Застроенные окраины, резаные овощи, выслушанные замечания, высушенные грибы, незваный гость, давленный руками виноград, импровизированное выступление,крашеные волосы,упущенный шанс, занавешенное окно, затеянные игры, обиженные дети, сожжённый дом.
Ученик: Застроенные окраины. Застроенные: суффикс –енн-, т.к. от глагола застроить.
Ученик: резаные овощи. Это отглагольное прилагательное, поэтому пишем одну н. Суффикс –н-.
Ученик: выслушанные замечания. Выслушанные: суффикс –нн-, т.к. причастие образовано от глагола выслушать.
Ученик: высушенные грибы. Высушенные: суффикс –енн-, т.к. причастие образовано от глагола высушить.
Ученик:незваный гость.Это отглагольное прилагательное, поэтому пишем одну н. Суффикс –н-.
Ученик: давленный руками виноград.Давленный: суффикс –енн-, т.к. причастие образовано от глагола давить.
Ученик: импровизированное выступление. Импровизированное: суффикс –нн-, т.к. причастие образовано от глагола импровизировать.
Ученик: крашеные волосы. Это отглагольное прилагательное, поэтому пишем одну н. Суффикс –ен-, т.к. от глагола красить.
Ученик: упущенный шанс. Упущенный: суффикс –енн-, т.к. причастие образовано от глагола упустить.
Ученик: занавешенное окно. Занавешенное: суффикс –енн-, т.к. причастие образовано от глагола занавесить.
Ученик: затеянные игры. Затеянные: суффикс –нн-, т.к. причастие образовано от глагола затеять.
Ученик: обиженные дети. Обиженные: суффикс –нн-, т.к. причастие образовано от глагола обидеть.
Ученик: сожжённый дом. Сожжённый: суффикс –енн-, т.к. причастие образовано от глагола сжечь.
У: Очень хорошо. Следующее задание. Преобразуйте отглагольные прилагательные в причастия.
Жареная рыба: зажаренная рыба, жаренная в оливковом масле рыба.
Мороженые овощи: замороженные овощи, мороженные на зиму овощи.
Травленый волк: затравленный волк, травленный собаками волк.
Путаные объяснения: запутанные объяснения, путанные с самого начала объяснения.
Вязаная шапочка: завязанная шапочка, вязанная из шерсти шапочка.
Сушеные грибы: засушенные грибы, сушенные на зиму (летом) грибы.
У: Задание три. Я диктую текст, вы записываете, подчеркиваете причастия, выделяете причастные обороты, расставляете запятые.
Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянным выкрашенным масляной краской забором.
У: Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца.
Есть в первом предложении причастия?
Ученик: да, освещен – краткое причастие. Полная форма освещенный. Суффикс –енн-, т.к. образовано от глагола осветить.
У: есть здесь причастный оборот?
Ученик: нет.
У: был освещен – это сказуемое. Преобразуйте предложение, чтобы получился причастный оборот.
Ученик: Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца.
У: Следующее предложение: Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю.
Ученик: причастие расчищенная. Суффикс –енн-, т.к. образовано от глагола расчистить.
У: Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса.
Ученик: Здесь есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом: пораженные яркой красотой необыкновенного леса. Определяемое слово: мы. У причастия суффикс –енн-, т.к. образовано от глагола поразить.
У: На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.
Ученик: Пожелтевшей. Суффикс - е – перед - вш-, т.к. образовано от глагола пожелтеть. Опавшие. Суффикс –а- перед –вш-, т.к. образовано от глагола опасть.
У: Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце.
Ученик: Здесь есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом: сверкавшей на солнце.Определяемое слово:листвой. У причастия суффикс–вш-. Перед –вш- пишем –а-, т.к. образовано от глагола сверкать. Также здесь есть причастие окутаны. Полная форма окутанный. Суффикс –нн-, т.к. образовано от глагола окутать.
У: Очень красивы клены, одетые в багряную листву.
Ученик: Здесь есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом: одетые в багряную листву.Определяемое слово:клены. У причастия суффикс –т-, т.к. это односложный глагол.
У: Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю.
Ученик: Здесь есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом: тихо падающие на землю.Определяемое слово:листья. У причастия пишем суффикс –ющ-, т.к. образовано от глагола падать 1 спряжения. Также здесь есть причастие позолоченные. Суффикс –енн-, т.к. образовано от глагола позолотить.
У: Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами.
Ученик: Здесь есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом: печально шуршащие под ногами. Определяемое слово: листья. У причастия пишем суффикс –ащ-, т.к. образовано от глагола шуршать2 спряжения.
У: Иногда попадется дача, окруженная деревянным выкрашенным масляной краской забором.
Ученик: Здесь есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом: окруженная деревянным выкрашенным масляной краской забором.Определяемое слово: дача. У причастия пишем суффикс–енн-, т.к. образовано от глагола окружить. Также здесь есть причастиевыкрашенным. У причастия пишем суффикс –енн-, т.к. образовано от глагола выкрасить.
Отведенное время: 25 минут.
5. Заключительный этап.
У: Спасибо за работу. Сегодня мы закончили изучение темы «причастие». Завтра вы повторите весь материал и в пятницу напишите контрольную работу. Запишите домашнее задание: упражнения 493, 494. (Львов)