СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная практика «Мини-огород как средство развития экспериментально-исследовательской деятельности и формирования основ экологической культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мини-огород включает в себя теплицы и грядки для выращивания зелени, овощных и ягодных культур, клумбы для цветочных растений. Создание мини-огорода позволило расширить образовательное пространство, организовать наблюдение за объектами живой и неживой природы, экспериментально-исследовательскую, опытническую и трудовую деятельность. Мини-огород является источником сбора коллекций растений и семян,  природного материала для занятий изобразительным искусством,  ручным трудом, ознакомлению с природой Северо-Енисейского района. А также средством формирования экологических представлений, самостоятельности, ответственности.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная практика «Мини-огород как средство развития экспериментально-исследовательской деятельности и формирования основ экологической культуры»»

  1. Территория: Красноярский край

    1. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Северо-Енисейский детский сад № 3»

    2. МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 3»

    3. Индекс: 663282

Северо-Енисейский район, гп Северо-Енисейский, улица Суворова, дом 8

  1. Сайт организации: https://mbdou-seniseiskij3.nubex.ru/

  2. Курирует практику: старший воспитатель МБДОУ № 3 Жорина Е.В.

  3. Контактные данные лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику:

- рабочий телефон с кодом: 8(39160)21-9-58

- е-почта (несколько адресов разделить точкой с запятой)

sad3-se@yandex.ru

- мобильный телефон: 8-923-280-97-61

  1. Ф.И.О. авторов/реализаторов практики

Панкова Жанна Евгеньевна

  1. Укажите тип представленной практики (выбрать один из предложенных):

образовательная практика

  1. Укажите направление представленной практики (выбор одного варианта):

Построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов

  1. Название практики:

«Мини-огород как средство развития экспериментально-исследовательской деятельности и формирования основ экологической культуры»

  1. Ключевые слова образовательной практики (перечислите через запятую)

Самостоятельность, инициативность, экспериментально-исследовательская деятельность, опыт, познавательная активность, экология.

  1. На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)

- Дошкольное образование

  1. На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)

-воспитанники

-родители

-коллектив МБДОУ № 3

  1. Масштаб изменений

- уровень образовательной организации

  1. Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов:

Мини-огород включает в себя теплицы и грядки для выращивания зелени, овощных и ягодных культур, клумбы для цветочных растений. Создание мини-огорода позволило расширить образовательное пространство, организовать наблюдение за объектами живой и неживой природы, экспериментально-исследовательскую, опытническую и трудовую деятельность. Мини-огород является источником сбора коллекций растений и семян, природного материала для занятий изобразительным искусством, ручным трудом, ознакомлению с природой Северо-Енисейского района. А также средством формирования экологических представлений, самостоятельности, ответственности.

14.1. Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика

Чтобы обеспечить условия для развития активности детей, образовательный процесс необходимо выстраивать на основе принципов деятельностного подхода и сотрудничества, использовать активные формы обучения. При реализации практики «Мини-огород как средство развития экспериментально-исследовательской деятельности и формирования основ экологической культуры», дошкольники познают мир вокруг себя практически. Эколого-развивающая среда служит не только объектом и местом деятельностей ребенка, но и позволяет формировать познавательный интерес, предпосылки поисковой деятельности, воспитывать бережное отношение к природе.

Организация мини-огорода позволила расширить образовательную среду для качественной реализации образовательных задач, обеспечила осуществление деятеятельностного подхода при организации творческой, проектной и исследовательской деятельности, тем самым,  способствуя развитию личности воспитанников через реализацию проектов, систематические наблюдения, эксперименты. Цель: создание условий для развития у дошкольников интереса к исследовательской деятельности и формирования основ экологической культуры.

Задачи:

- систематизировать знания детей о многообразии культурных огородных растений, их отличительных особенностях, условиях выращивания, способах ухода, значимости в жизни человека;

- формировать представление о долгом пути огородных культур от грядки до стола;

- развивать мыслительные способности (анализ, обобщение, сравнение, классификация, ориентация во времени и пространстве), способность устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать социально-личностные качества: коммуникативность (умение совместно выполнять различного рода деятельности: планировать, договариваться и др.), самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию, в том числе, умение терпеливо дожидаться результатов труда;

- формировать и совершенствовать трудовые действия, навыки работы с различными инструментами (микроскоп, лупа, пинцет, линейка и др.) и орудиями труда (лопатка, грабли и др.);

- воспитывать бережное отношение к своему труду и труду других людей;

- Формировать партнерские взаимоотношения между участниками образовательного процесса: воспитанниками, педагогами и родителями, включая их в процесс экологического воспитания детей

14.2. Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?

Организация образовательной среды в условиях которой эффективно решаются образовательные задачи, качественно осуществляется развитие детских видов деятельности, в том числе исследовательской, трудовой, проектной и др.

14.3. Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется Ваша практика?

Исследовательская, трудовая, проектная деятельность, использование элементов коллективного способа обучения (работа в парах сменного состава, взаимотренаж, схематизация), ИКТ – технология; проведение экспериментов, опытов, наблюдений; групповая, в парах, микрогруппах, индивидуальная.

14.4. Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?

В процессе применения данной практики достигнуты следующие результаты:

- организован мини-огород на территории учреждения;

- развиты навыки исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности со взрослыми (проведение опытов, экспериментов, наблюдений и т.д.);

- приобретен собственный исследовательский опыт, освоены способы работы с некоторыми инструментами, способы фиксации результатов опытов, экспериментов и наблюдений, способы самостоятельного получения ответов на поставленные вопросы(Интернет-ресурсы, книга, обмен имеющимся опытом между взрослыми и детьми, а также между воспитанниками ДОУ)

- сформированы умения у дошкольников работать в парах, в группах, самостоятельно;

- приобретены трудовые навыки по выращиванию огородных культур и применению орудий труда;

- сформированы представления у детей о разнообразии растительного мира, условиях для роста растений, специфики ухода за ними;

-обогащена РППС коллекциями семян, растений, гербариями, демонстрационным и методическим материалом;

- получен урожай: овощных культур (томаты, огурцы, кабачки, редис, тыква, морковь, свекла, горох), зелени (петрушка, укроп, лук), ягодных культур (клубника, малина);

- полученный урожай использовался для проведения дидактических игр: «Узнай на вкус», «Волшебный мешочек», «Вершки и корешки» и др.

- реализованы познавательные и творческие проекты: «Что осенью родится – то зимой пригодится», «Мы делили огурец», «Огород на окне»;

- повысилась активность родителей в реализации всех этапов проекта: от формирования грядок, установки теплиц, посадки рассады до сбора урожая;

- воспитанники стали бережно относится к растительному миру, результатам труда.;

-- в детском саду появилась традиция проведения конкурса творческих работ «Осень – щедрая пора» - изготовление выставочных работ из овощных культур;

- увлеченность детей выращиванием овощей повлияла на решение родителей организовать мини-огороды в домашних условиях

- получены положительные эмоции всеми участниками практики от конечного результата;

- трудовая деятельность на свежем воздухе послужила оздоровлению детей.

15. Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики

Наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, беседа.

16. С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?

-Трудоёмкий начальный этап по организации теплиц, грядок, клумб, который также требует значительных финансовых затрат на приобретение материалов, земли, семян, орудий труда и др.

- Поддержание интереса дошкольников на протяжении долгого временного периода (от посадки семян до созревания).

17. Что вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (ваши практические советы)?

- При внедрении практики необходимо получить поддержку администрации учреждения и родителей (законных представителей) воспитанников.

- Практику реализует сотрудник, увлеченный работой на огородном участке и имеющий соответствующий опыт.

- необходимо подготовить достаточное количество оборудования для осуществления огородных работ.

- Закрепление за определенной группой конкретных объектов на огороде: младший и средний дошкольный возраст – грядки с редисом, свеклой, горохом, бобами (крупные семена, несложный уход, относительной короткий срок созревания); старший дошкольный возраст – теплицы и грядки с зеленью и т.п;

18. Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся вашей образовательной практикой (выбор одного или нескольких вариантов)

- консультационное сопровождение

19. Есть ли рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты, подтверждающие значимость практики для сферы образования Красноярского края (перечислить документы и указать ссылку на сайте общеобразовательной организации)

Нет.

20. Есть ли организация или персона, которая осуществляет научное руководство/кураторство/сопровождение практики? (Укажите название организации или ФИО, звание и должность)

Нет

21. При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники (иначе – «Нет»)

Практика представлена на районном методическом объединении воспитателей дошкольных учреждений и на районном конкурсе «Воспитатель года - 2019»

22. При наличии видеоматериалов о реализуемой практике укажите ссылку на них