СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа 2023

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа 2023»

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА







Рассмотрено и одобрено на заседании педагогического совета «___» ________ 20г.

протокол №___


Утверждаю директор

МБОУ ДО ДЮСШ

Приказ № … от «__»____20г.

_________











ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МБОУ ДО ДЮСШ




















Содержание:

1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-4

1.1. Миссия ДЮСШ . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.2. Система образования в ДЮСШ, структура, цели и задачи образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-6

1.3. Приоритетные направления деятельности . . . . . . . . . .. . . . . .6

1.4. Принципы реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6-7

1.5. Образовательная политика ДЮСШ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

1.6. Прогнозируемый результат и назначение программы . . . . . .7

1.7. Нормативно-правовая база реализации программы . . . . . . . .8

2. Информационная справка о ДЮСШ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

2.1. Общая характеристика учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9-10

2.2. Сведения об участниках образовательного процесса . . . . . .10-11

3. Анализ образовательного пространства ДЮСШ. . . . . . . . . . . . 11-13

4. Модель выпускника ДЮСШ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

5. Характеристика специфики содержания образования. . . . . . . . 14

5.1. Организация образовательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . .14-18

5.2 Основные показатели учебно-тренировочной работы на этапах подготовки . ……. …………………………………………….. 18-19

5.3. Учебный план ДЮСШ и его обоснование. . . . . . . . . . . . . . . .19-21

5.4. Программно-методическое обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . 21-22

6. Воспитательный процесс в ДЮСШ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22-26

7. Внутренний мониторинг полноты и качества реализации образовательной программы . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

7.1. Контроль соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального стандарта спортивной подготовки по видам спорта (система аттестации обучающихся). . . . . .26-28

7.2. Внутришкольный контроль. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .. . .28-30

8. Заключение . . .. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . .30

















1. Пояснительная записка.

Образовательная программа является нормативно-управленческим документом МБОУ ДО ДЮСШ, который характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Программа разработана в соответствии:

 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федеральным законом от 14 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

 Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

 Приказ Министерства спорта РФ от 27 декабря 2013 г.

N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта"

 Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуре и спорта и к срокам обучения по этим программам, утвержденному приказом Минспорта России от 15 ноября 2018 г. № 939;

 Конвенцией о правах ребенка;

 Уставом МБОУ ДО ДЮСШ

Также при разработке образовательной программы учтены:

-возможности образовательной среды МБОУ ДО ДЮСШ;

-уровень квалификации и профессионализма тренеров-преподавателей;

Образовательная программа направлена на:

Формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

Удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом;

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

Выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

Профессиональную ориентацию обучающихся;

Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

Подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;

Социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

Формирование общей культуры обучающихся;


Образовательная программа направлена на удовлетворение потребностей:

обучающихся - в программах дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, стимулирующих физическое развитие в освоении основ личностного самоопределения;

- родителей – в обеспечении условий для развития и физического совершенствования детей, организации их занятости, активного отдыха и досуга;

общества – в воспитании здоровой нации, популяризации физической культуры, привлечении большего числа к активным занятиям спортом, реализации образовательных программ, обеспечивающих воспитание таких личностных качеств как готовность к ответственности и взаимодействию в команде, сотрудничеству, ориентация на нравственную оценку и самооценку.


1.1. Миссия ДЮСШ

В основе образовательной системы детско-юношеской спортивной школы лежит создание необходимых условий, обеспечивающих получение дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и спортивную подготовку в соответствии с федеральным стандартом в избранном виде спорта.

ДЮСШ призвана давать дополнительное образование, которое должно быть ориентированным на физическое воспитание и развитие детей и взрослых. В спортивной школе для обучающихся создаются условия, обеспечивающие каждому гражданину развитие его индивидуальных способностей и самореализацию в избранном виде спорта.

Основными принципами являются:

гуманистический характер обучения;

свобода выбора форм образования;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития обучающихся;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

демократический характер управления образованием.


1.2. Система образования в ДЮСШ, структура, цели и задачи образования.

Система образования в детско-юношеской спортивной школе базируется на следующих методических положениях:

реализация дополнительных общеобразовательных программ;

развитие материально-технической базы для обеспечения деятельности по подготовке спортсменов в избранном виде спорта;

физическая подготовка, укрепление здоровья через занятия физическими упражнениями, повышение уровня общей культуры, двигательной активности, доли физических нагрузок при увеличении умственной и психологической нагрузки;

популяризация физической культуры и спорта, здорового образа жизни, активного отдыха и досуга.


В связи с этим современный уровень спортивных достижений требует организации многолетней подготовки обучающихся, отбора особо одаренных детей, способных пополнять ряды ведущих спортсменов страны, поиска все более эффективных средств и методов учебно-тренировочной работы.

Реалии сегодняшней соревновательной практики таковы, что свои первые официальные старты юные спортсмены принимают в 7-8 лет. На эти соревнования спортсмены должны выйти, уже имея спортивную практику, что само собой подразумевает определённый уровень общей и специальной физической подготовленности, сформированных технических и тактических навыков. Это становится возможным только при условии раннего начала обучения. Таким образом, возникает необходимость организации предварительной подготовки к овладению умениями и навыками, требуемыми дополнительной предпрофессиональной программой с учетом Федерального стандарта спортивной подготовки по различным видам спорта, детей дошкольного возраста.

Исходя из этого, в ДЮСШ выстроена целостная система обучения:

 этап спортивно-оздоровительный - весь период;

 Базовый уровень сложности – срок обучения 6 лет;

 Углубленный уровень сложности – срок обучения 2 года;

Такое построение учебно-тренировочного процесса обеспечивает реализацию основных целей деятельности ДЮСШ:

 вовлекать максимальное количество детей в систематические занятия спортом, выявлять их склонности и готовность к дальнейшим занятиям избранным видом спорта, воспитывать устойчивый интерес к нему;

 формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, содействовать развитию личности и ее профессиональному самоопределению;

 способствовать повышению уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с федеральными требованиями спортивной подготовки по избранному виду спорта.


Эффективность образовательной системы ДЮСШ зависит от успешной реализации задач, поставленных на каждом этапе спортивной подготовки.

1 ступень – Этап спортивно-оздоровительный :

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

• укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;

• развитие физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств;

• овладение основами техники выполнения физических упражнений;

• приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта;

• привитие стойкого интереса к занятиям спортом;

• воспитание черт спортивного характера;

• воспитание трудолюбия, коллективизма, культуры поведения.

2 ступень – Базовый уровень

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

 выявление одаренных и способных детей;

 укрепление их здоровья и содействие правильному физическому развитию;

 разносторонняя двигательная подготовка, в процессе которой развиваются основные физические качества;

 обучение технике и индивидуальной тактике;

 освоение игровой и соревновательной деятельности привитие дисциплины, организованности, устойчивого интереса к занятиям по избранному виду спорта, навыков гигиены и самоконтроля.


3 ступень – Углубленный уровень

Задачи и преимущественная направленность:

повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;

 овладение основами техники в избранном виде спорта;

 приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях по различным видам спорта;

 совершенствование техники;

 развитие специальных физических качеств;

 повышение уровня функциональной подготовленности;

 освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок;

 накопление соревновательного опыта;

 приобретение навыков работы в качестве помощника тренера и судьи.


1.3. Приоритетные направления деятельности.

Ориентация на компетентность тренера-преподавателя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность.

Использование инновационных технологий обучения и спортивной подготовки, в том числе информационно-коммуникационных.

Работа с одаренными обучающимися через индивидуальное обучение, реализацию планов индивидуальной самостоятельной спортивной подготовки.

Совершенствование профессионального уровня педагогов в области современных инновационных образовательных и спортивных технологий;

Сохранение, укрепление и формирование здоровья обучающихся посредством регулярного медицинского контроля.

1.4. Принципы реализации программы.

Программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы.

Информационной компетентности (психолого-педагогической, инновационной, информационной, спортивной) участников образовательного процесса.

Вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития ДЮСШ.

Включение в решение задач образовательной программы всех субъектов образовательного пространства.


1.5. Образовательная политика ДЮСШ ориентирована на:

1. Реализацию парадигмы непрерывного развития человека и воспитания обучающихся путем разработки ориентировочной модели непрерывной подготовки спортсмена высокого класса.

2. Правильный выбор стратегии развития дополнительного образования.

3. Развитие способностей каждого обучающегося, стимулирования и выявления достижений одаренных спортсменов.

4. Расширение системы соревновательной деятельности; отработка механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся.

5. Удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и их родителей на основе построения личностно-ориентированного педагогического процесса; системы поддержки талантливых спортсменов.

6. Индивидуализация образования и медицинского сопровождения.

7. Создание и описание мониторинга образования.

8. Осуществление содержания управленческой деятельности руководителей ДЮСШ по реализации дел, намеченных в перспективной программе.

9. Дальнейшее внедрение новых спортивных технологий и тренировочных методик.

1.6. Прогнозируемый результат и назначение программы:

1. Повышение уровня физической подготовленности обучающихся, успешное освоение ими системного содержания образования.

2. Проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самосовершенствования, самореализации личности спортсмена; обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, развитого чувства собственного достоинства, конструктивности поведения.

3. Творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к тренерско-преподавательской деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике.

4. Удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.

5. Формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения.

6. Повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на спортивном рынке.

Назначение данной программы в том, чтобы создать такую психологически комфортную образовательную среду, где высокое качество образования сочетается с учетом возможностей каждого обучающегося, где обеспечиваются условия для раскрытия способностей каждого спортсмена.

1.7. Нормативно-правовая база реализации программы

Нормативно-правовая база реализации программы представлена:

Конституцией Российской Федерации;

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»


2. Информационная справка о ДЮСШ

2.1. Общая характеристика учреждения

2.1. ОГРН: 1026100771377

2.2. ИНН: 6105003779

2.3. Устав (дата утверждения учредителем, регистрационный номер):

Постановление Главы Верхнедонского района Ростовской области от 13.12.2017 года  №1383

2.4. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности (серия и №, регистрационный номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего лицензию, срок действия):

серия 61Л01 № 0001966, регистрационный № 4315, от 11.02.2015 г., выдана Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, приказ №916, от 11.02.2015 г., бессрочно)

2.5.Год  основания учреждения: 1993

2.6.       Учредитель (учредители):

Отдел образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области

2.7.   Место нахождения (юридический адрес) образовательного учреждения в соответствии с уставом:   

- 346170, Российская Федерация, Ростовская область, Верхнедонской район, ст. Казанская, ул. Матросова,10.

2.8.  Телефон (с указанием кода междугородной связи):

88636432218

2.9..    Адрес электронной почты:

vradionov82@mail.ru

Образовательная деятельность – дополнительное образование детей и взрослых (реализация дополнительных образовательных программ: общеразвивающих и предпрофессиональных) физкультурно-спортивной направленности по видам спорта: футбол, волейбол, настольный теннис, стрельба пулевая, бокс, художественная гимнастика.


Обучение в ДЮСШ осуществляется в очной форме.

Занятия в учреждении проводятся с 8.00 до 20.00

Школа работает по семидневной рабочей неделе.

Для реализации образовательных задач МБОУ ДО ДЮСШ имеет в безвозмездном пользовании 7 спортивных залов:

- 346170, Ростовская область, Верхнедонской район, ст. Казанская, ул. Матросова, 10 – 35чел/час;

- часть муниципального нежилого помещения (спортивный зал) административного здания школы, расположенного по адресу: Ростовская область, Верхнедонской район, х. Мещеряковский, ул. Садовая,27 – 35чел/час;

- часть муниципального нежилого помещения (спортивный зал) административного здания школы, расположенного по адресу: 346170, Ростовская область, Верхнедонской район, ст. Казанская, ул. Коммунальная, 13– 30чел/час;

- часть муниципального нежилого помещения (спортивный зал) административного здания школы, расположенного по адресу: 346182, Ростовская область, Верхнедонской район, ст. Шумилинская, ул. Почтовая, 2– 30чел/час;

- часть муниципального нежилого помещения (спортивный зал) административного здания школы, расположенного по адресу: 346183, Ростовская область, Верхнедонской район, х. Новониколаевский, ул. Советская, 14– 30чел/час;

- часть муниципального нежилого помещения (спортивный зал) административного здания школы, расположенного по адресу: 346160, Ростовская область, Верхнедонской район, ст. Мешковская, пр. Победы, 11– 30чел/час;

- часть муниципального нежилого помещения (спортивный зал) административного здания школы, расположенного по адресу: 346181, Ростовская область, Верхнедонской район, х. Казанская Лопатина, ул. Лопатинская, 167– 30чел/час.

ДЮСШ подключена к системе Интернет.

Созданная материально-техническая база соответствует целям и задачам ДЮСШ, определенным в Уставе и федеральному стандарту спортивной подготовки по видам спорта.


2.2. Сведения об участниках образовательного процесса

Контингент обучающихся – мальчики и девочки в возрасте от 5 до 18 лет.

Педагогические кадры – 17 тренеров-преподавателей, из них:

штатных – 2

совместители – 15.

Четыре тренера-преподавателя имеют высшую категорию (23,5%)

Два тренера-преподавателя имеют первую категорию (12%)

Высшее образование имеют 13 тренеров-преподавателей (76%).

Педагогический стаж:

Стаж от 1 до 5 лет – 1 чел.

Стаж от 5 до 10 лет – 4чел.

Стаж от 10 до 15 лет – 1 чел.

Свыше 15 лет – 11 чел.


3. Анализ образовательного пространства ДЮСШ

Основные задачи, поставленные перед школой руководством - это воспитание гармонично развитого, физически крепкого человека, пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, организация занятости и досуга детей и подростков, привлечение как можно большего количества детей к занятиям спортом.

Материально-техническая база ДЮСШ соответствует всем нормам и требованиям, ведется постоянная работа по ее совершенствованию. В 2014 году был отремонтирован и оборудован спортивный зал, в котором проводятся учебно-тренировочные занятия . В ДЮСШ имеется необходимый спортивный инвентарь для развития общих физических качеств обучающихся. Ежегодно проводятся работы по поддержанию в надлежащем состоянии других тренировочных помещений, раздевальных комнат, санузлов и душевых.

Перед тренерско-преподавательским составом ДЮСШ поставлена первоочередная задача - воспитание гармонично развитого, физически крепкого человека, пропаганда здорового образа жизни, организация занятости и досуга обучающихся, привлечение как можно большего количества детей к занятиям спортом. Исходя из этих целей, тренеры-преподаватели осуществляют подбор средств и методов обучения и тренировки, определения уровня предлагаемых физических нагрузок с учётом возрастных особенностей и возможностей занимающихся на каждом этапе обучения.

Особое внимание, в поиске эффективных средств учебно-тренировочного воздействия на обучающихся, тренеры уделяют при работе с детьми 7-9 лет. Это обусловлено в основном двумя группами факторов: с одной стороны, ребенок этого возраста весьма восприимчив к различным педагогическим обучающим и тренировочным воздействиям, с другой – именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека.

В ДЮСШ обучается 506 учащихся в возрасте от 5 до 18 лет.



Количество обучающихся по этапам подготовки.


2022-2023 учебный год

Этапы подготовки

Количество

групп

Количество обучающихся.

Учебно-тренировочные группы

4

69

Группы начальной подготовки

10

170

Спортивно-оздоровительные группы

17

297

ВСЕГО

31

506



Контингент обучающихся по уровню обучения.


Уровни обучения

Общее

количество

обучающихся

Из них занято по видам деятельности

Волей-бол

Футбол

Художественная гимнастика

Настоль- ный теннис

Бокс

Стрельба пулевая

Спортивно-оздоровительный

267

45

15

15

137

55


Начальная подготовка

170

73

36



15



31


15

Учебно-тренировочная подготовка

69


69





ИТОГО:

506

118

120

15

152

86

15

Сохранность контингента в 2022-2023 учебном году составила 100%.

В течение учебного года в ДЮСШ осуществлялся педагогический мониторинг, основными этапами которого являются текущее отслеживание и анализ качества обучения и спортивной подготовки в течение всего учебного года, анализ уровня подготовленности по результатам промежуточной и итоговой аттестации по разделам спортивной подготовки. Одним из важнейших критериев развития различных физических качеств, технической подготовленности юных спортсменов, показателем перспективности являются результаты выполнения контрольно-переводных испытаний

ДЮСШ реализует дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта:

 дополнительная общеразвивающая программа по футболу;

 дополнительная общеразвивающая программа по волейболу;

 дополнительная общеразвивающая программа по стрельбе пулевой;

 дополнительная общеразвивающая программа по боксу;

 дополнительная общеразвивающая программа по художественной гимнастике;

 дополнительная общеразвивающая программа по настольному теннису;

Главным назначением методической работы в ДЮСШ является оказание реальной адресной помощи тренерам-преподавателям в развитии их профессионального мастерства. Большую роль в повышении квалификации педагога имеет самообразование с использованием новинок методической литературы, периодической печати и Интернет - ресурсов. В целях постоянного совершенствования учебно-тренировочного процесса, повышения педагогического мастерства, обмена опытом, изучения новинок методической литературы в ДЮСШ действует методический совет. Образовательную политику в детско-юношеской спортивной школе определяет система педагогических советов. На обсуждение выносятся наиболее значимые вопросы организации деятельности учреждения в целом и учебно-тренировочного процесса. На заседаниях педсовета были рассмотрены следующие вопросы: итоги деятельности за прошедший учебный год и задачи на будущий учебный год; перевод, зачисление, отчисление, передача и выпуск обучающихся по итогам выполнения контрольно- переводных испытаний;

В детско-юношеской спортивной школе уделяется внимание осуществлению медицинского контроля за состоянием здоровья обучающихся. Обучающиеся проходят углубленный медосмотр один раз в год и текущие медосмотры перед проведением соревнований в течение года.

Администрация и педагогический коллектив взаимодействуют с родительскими активами учебных групп. ДЮСШ работает в контакте с образовательными учреждениями района.

Кроме того, ДЮСШ предоставляет свою базу (в свободное от занятий время) различным образовательным учреждениям для организации и проведения уроков и внеклассной работы по физической культуре.



4. Модель выпускника.

Модель выпускника ДЮСШ подразумевает предполагаемый результат совместной деятельности учреждения и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник спортивной школы.

 Личность, владеющая знаниями о физической культуре, её роли в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия;

 Личность, имеющая потребность в здоровом образе жизни и в регулярных занятиях спортом, обладающая высоким уровнем физического развития, интеллектуальной культуры труда, эмоций и чувств;

 Личность, компетентная в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями;

 Гармонически развитая, социально ориентированная личность, способная к самореализации.

 Личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная принять верное решение в ситуации морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом;


Выпускник ДЮСШ должен знать:

 теоретические основы по физическому воспитанию; спортивную терминологию; алгоритм выполнения упражнений; правила действий по выбранному виду спорта

 правила и способы ведения здорового образа жизни

 основы медицинских знаний и способы оказания первой помощи

 правила поведения в социуме

Выпускник ДЮСШ должен уметь:

 организовывать свою деятельность в соответствии с принципами здорового образа жизни

 развивать и совершенствовать общие и специальные физические качества

 правильно выполнять действия по выбранному виду спорта

Подготовка: знания, умения, навыки, сформированные согласно избранному виду спорта; знания и навыки судейства

Качества: способность к самосовершенствованию; инициативность; мобильность; коммуникативность; ответственность.

Опыт: участие в соревнованиях различного уровня.

Прогнозируемый результат: профессиональное самоопределение; поступление в училище олимпийского резерва, в колледжи или ВУЗы на спортивные факультеты.


5. Характеристика специфики содержания образования.

5.1. Организация образовательного процесса

Процесс обучения в ДЮСШ представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на развитие личности, её образование, воспитание.

Организация учебно-воспитательного процесса в ДЮСШ характеризуется следующими особенностями:

 Учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учёбы время;

 Обучение организуется на добровольных началах;

 Детям предоставляются возможности сочетать различные направления деятельности и формы занятий;

 Допускается переход детей из одной группы в другую.

ДЮСШ организует занятия в тех или иных формах в течение всего года, включая каникулы.

Учебный год начинается 1 сентября для штатных сотрудников и с 13- 15 сентября для совместителей. Продолжительность учебного года составляет 39 и 46 недель учебно-тренировочных занятий по дополнительным общеразвивающим программам

МБОУ ДО ДЮСШ осуществляет образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам.

Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.

На обучение по дополнительным общеразвивающим программам (спортивно-оздоровительные группы) зачисляются дети с 5 лет на основании:

 письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребёнка о приёме в ДЮСШ;

 копии свидетельства о рождении (паспорта) ребёнка;

 справки врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах по избранному виду спорта;

Спортивно-оздоровительные группы формируются как из вновь зачисляемых в ДЮСШ обучающихся, так и из обучающихся не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

Минимальный возраст зачисления на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (СанПин 2.4.4. 3172-14).

На обучение по дополнительным предпрофессиональным программам зачисляются обучающиеся по заявлению родителей (законных представителей), не имеющие медицинских противопоказаний. К обучению допускаются обучающиеся, прошедшие индивидуальный отбор (выполнение нормативов общей физической и специальной подготовки, согласно федерального стандарта спортивной подготовки по избранному виду спорта). Организация приема и зачисления поступающих, а также их индивидуальный отбор, осуществляются приемной комиссией ДЮСШ.

Основными задачами реализации предпрофессиональных программ являются:

- формирование и развитие творческих и спортивных способностей обучающихся;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

- освоение этапов подготовки, в том числе с учетом дальнейшего обучения по программам спортивной подготовки;

- подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные образовательные организации в области физической культуры и спорта.

ДЮСШ осуществляет образовательный процесс в соответствии с этапами спортивной подготовки:

- спортивно-оздоровительный. Срок освоения программы весь период.

Базовый уровень. Срок освоения программ - до 6 лет.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

привлечение детей к занятиям физической культурой, спортом и формирование у них устойчивого интереса к систематическим занятиям;

укрепление здоровья и улучшение физического развития детей и подростков;

овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ того или иного вида спорта;

приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами физических упражнений;

выявление задатков и способностей детей, отбор и комплектование учебных групп;

подготовка к выполнению и выполнение требований по общей и специальной физической подготовке соответствующей возрастной группы.

Критериями успешности прохождения обучающихся данного этапа являются:

динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности;

достаточный уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.


На этапе базового уровня основное внимание уделяется разносторонней, физической и функциональной подготовке с использованием, главным образом, средств ОФП, освоение технических элементов и навыков.


Цель, задачи и преимущественная направленность:

повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности, воспитание основных физических качеств;

овладение основами техники и тактики вида спорта, приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях различного уровня;

подготовка и выполнение нормативных требований по физической и специальной подготовке соответствующей возрастной группы;

приобретение навыков в организации и проведении соревнований;

создание предпосылок к дальнейшему повышению спортивного мастерства на основе общей физической подготовки, воспитания специальных физических качеств, повышения уровня функциональной подготовленности и освоения допустимых тренированных нагрузок;

совершенствование в технике и тактике того или иного вида спорта, накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта;

Критериями успешности прохождения обучающихся данного этапа являются:

оптимальный уровень физической подготовленности обучающихся;

динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;

оптимальный уровень освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных программой подготовки по избранному виду спорта;

участие в соревнованиях;

выполнение нормативов спортивных разрядов.


Общими условиями перевода обучающихся на следующий этап обучения являются:

 уровень физического развития и функционального состояния обучающихся, позволяющий занятия избранным видом спорта на соответствующем этапе обучения;

 выполнение требований по общефизической и специальной подготовке;

выполнение обучающимися объёма тренировочных и соревновательных нагрузок, запланированных учебным планом;

 результаты выступлений на соревнованиях.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

 групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;

 работа по индивидуальным планам;

 медико-восстановительные мероприятия, медицинский контроль (учащиеся ДЮСШ проходят медицинское обследование один раза в год);

 участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах;

 контрольные испытания по общей физической подготовке и специальной физической подготовке;

 инструкторская и судейская практика обучающихся.

Организация учебных занятий с обучающимися осуществляется в соответствии с расписанием занятий. Общее расписание утверждается директором ДЮСШ. В течение года расписание может корректироваться в связи с производственной необходимостью. Расписание составляется с учётом санитарно-эпидемиологических норм и требований, интересов занимающихся детей, занятости залов. Занятия в школе организуются по группам.

*** в группах спортивно-оздоровительного этапа с целью большего охвата занимающихся, максимальный объем тренировочной нагрузки на группу в неделю может быть снижен, но не более чем на 10% от годового объема и не более чем на 2 часа в неделю с возможностью увеличения в каникулярный период, но не более чем на 25% от годового тренировочного объема.

Продолжительность одного занятия

В спортивно-оздоровительных группах и группах базового уровня сложности – не более 2-х академических часов.

В группах углубленного уровня сложности – не более 3-х часов.

Обучение в ДЮСШ строится с учетом следующих основополагающих принципов спортивной подготовки юных спортсменов:

Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

Принцип преемственности определяет последовательность изложения

программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно - тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность программного материала для практических занятий, характеризующегося разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.


5.2 Основные показатели учебно-тренировочной работы на этапах подготовки

Основными показателями учебно-тренировочной работы на этапах подготовки являются:

Спортивно-оздоровительные:

1. Стабильность состава занимающихся

2. Динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся.

3. Уровень основ гигиены и самоконтроля


5.3 Учебный план и его обоснование


Пояснительная записка к учебному плану МБОУ ДО ДЮСШ на 2022-2023 учебный год

В целях удовлетворения потребностей детей, пожеланий родителей, а также согласно Устава, образовательной программы разработан учебный план МБОУ ДО ДЮСШ. Данный документ разработан на 2022-2023 учебный год. Обучение согласно лицензии проводится по дополнительным предпрофессиональным и дополнительным общеразвивающим программам.

В структуре учебного плана отражены виды спорта, по которым проводится обучение.

МБОУ ДО ДЮСШ реализует программы по художественной гимнастике, футболу, боксу, волейболу, стрельбе пулевой, настольному теннису. Для обеспечения учебного процесса используются программы разработанные тренерами-преподавателями спортивной школы, а также учебной литературой.

В учебном плане МБОУ ДО ДЮСШ представлены группы: спортивно-оздоровительный этап – 17 групп; начальной подготовки до 3-х лет – 10 групп; учебно-тренировочные группы до 3-х лет – 4 группы. Всего 31 группа, в которых получают дополнительное образование 506 учащихся в возрасте от 5 до 18 лет.


Место проведения занятий

Вид спорта

Степень обучения

Кол-во групп

Кол-во учащихся

Кол-во часов в неделю

1

МБОУ Верхнебыковская школа

Настольный теннис

Сп-оздор. группа

1

15

6

2

МБОУ Новониколаевская СОШ

Футбол


Нач. подготовка.

1


17


6


Волейбол


Нач. подготовка.

1


15


6


Настольный теннис

Нач. подготовка.

1

15

6

3

МБОУ Ср.-Лопатинская ООШ

Настольный теннис

Сп-оздор. группа

1

15

6

4.

МБОУ Верхнедонская гимназия

Футбол

Уч-тренир. подготовка

3

53

27

Настольный теннис

Сп-оздор. группа

2

30

12



Футбол

Сп-оздор. группа

1

15

6

5

МБОУ Мешковская СОШ

Настольный теннис

Сп-оздор. группа

1


15


6


Волейбол

Сп-оздор. группа

1


15


6


6

Мещеряковский спорткомплекс

Волейбол




Нач. подготовка.


1



19



6


Футбол


Нач. подготовка.

1

19

6

Футбол

Уч-тренир. подготовка

1

16

9

Настольный теннис

Сп-оздор. группа

1

17

6

7

МБОУ Тубянская СОШ

Настольный теннис

Сп-оздор. группа

1

15

6

8

МБОУ ДО ДЮСШ

Бокс

Сп-оздор. группа

3

55

18

Бокс

Нач. подготовка

2

31

12

Стрельба пулевая

Нач. подготовка

1

15

6

Настольный теннис

Сп-оздор. группа

1

15

6

Волейбол


Нач. подготовка

1


21

6

Волейбол

Сп-оздор. группа

1

15

6

9

МБОУ Поповская ООШ

Настольный теннис

Сп-оздор. группа

1

15

6

Художественная гимнастика

Сп-оздор. группа

1

15

6

10

МБОУ Шумилинская СОШ

Волейбол


Нач. подготовка

1


18


6


11

ПУ-97

Волейбол

Сп-оздор. группа

1

15

6


ИТОГО:



31

506

198


5.4. Программно-методическое обеспечение.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса ДЮСШ представлено модифицированными (адаптированными) программами, разработанными педагогическим коллективом детско-юношеской спортивной школы на основе примерных программ для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, комплекса методических пособий и программных разработок по теории и методике обучения избранных видов спорта.

Реализация образовательной программы идет на основе рабочих программ по этапам (периодам) и годам обучения, составленных тренерами-преподавателями ДЮСШ.




Перечень

дополнительных программ, реализуемых в МБОУ ДО ДЮСШ в 2022-2023 учебном году.


Образовательный компонент

Наименование программы

Этап подготовки

Ф.И.О. тренера-преподавателя, реализующего программу

Федеральный компонент

Программа по учебному курсу «Физическая культура» для системы дополнительного образования детей
















Компонент образовательного учреждения



Программа учебного курса «Настольный теннис»

Спортивно-оздоровительная подготовка

Распопова Г.Ф.

Минаева Л.В.

Воронин Н.В.

Коновалов Н.В.

Абросимов В.И.

Карташова С.Н.

Цыганкова Н.М.

Дрынкин С.А.

Начальная подготовка

Чижиков В.В.







Программа учебного курса «Футбол»

Спортивно-оздоровительная подготовка

Карташов М.С.


Начальная подготовка

Шабельский В.А.

Коновалов Н.В.


Учебно-тренировочная подготовка

Коновалов Н.В.; Топольсков Е.А.

Боровлев А.А.

Карташов М.С.

Программа учебного курса «Художественная гимнастика»

Спортивно-оздоровительная подготовка

Распопова Г.Ф.


Программа учебного курса «Волейбол»

Спортивно-оздоровительная подготовка

Кучмасов И.А.

Поздняков Г.А.

Дрынкин С.А.

Начальная подготовка

Коновалов Н.В.

Кучмасов И.А.

Чижиков В.В.

Сакменнова В.В.

Программа учебного курса «Бокс»

Спортивно-оздоровительная подготовка

Начальная подготовка



Мазяр П.С.

Программа учебного курса «Стрельба пулевая»

Начальная подготовка

Поздняков Г.А.

Учебно-методический комплекс ДЮСШ для обучающихся составляет:

учебные пособия;

методические пособия;

средства наглядности: плакаты, таблицы, инструкции, графики.


Учебно-методический комплекс спортивной школы для тренера-преподавателя составляет:

государственные и модернизированные программы по видам спорта;

рабочие программы тренеров-преподавателей;

дидактические материалы и методические рекомендации;

учебные пособия по видам спорта, психологии и медицине, педагогике, управлению образовательным процессом;

наглядные пособия (плакаты, графики, таблицы, диаграммы);


6. Воспитательный процесс в ДЮСШ.

Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и соревнованиях. На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у обучающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие). Главной функцией воспитания является обучение правилам жизни. В эту функцию входит и передача опыта социального и профессионального поведения, и формирование необходимых качеств, свойств, привычек личности и развитие ее способностей


(нравственных – умений различать добро и зло; творческих – умений проявлять свои задатки и способности), и решение частных воспитательных задач:

1. Воспитание волевых качеств личности: активности, целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, организованности и требовательности к себе.

2. Воспитание спортивного трудолюбия

3. Интеллектуальное воспитание – овладение специальными знаниями в области теории и методики тренировки

4. Воспитание чувства ответственности за порученное дело

5. Воспитание бережного отношения к инвентарю и к собственности школы.


6. Самовоспитание спортсмена – сознательная деятельность, направленная на совершенствование собственной личности

В процессе воспитательной работы предполагается использование разнообразных форм, которые подразделяются на:

 массовые (с участием всех учебных групп)

 групповые (с участием одной или нескольких групп)

 индивидуальные (рассчитанные на отдельных обучающихся)

Основная роль в воспитательной работе отводится тренеру. Тренер-преподаватель должен помнить, что воспитательная работа должна являться обязательной составной частью тренировочного процесса наряду с обучением технике и воспитанием физических качеств.

Воспитательные средства, используемые в работе:

• личный пример и педагогическое мастерство тренера;

• высокая организация учебно-тренировочного процесса;

• атмосфера трудолюбия и взаимопомощи;

• дружный коллектив;

Важным фактором для осуществления успешной воспитательной работы является формирование положительных традиций:

• регулярное подведение итогов спортивной деятельности обучающихся;

• обсуждение итогов соревнований с поощрением лучших;

• проведение тематических праздников, бесед;

• совместное празднование дней рождений;

• экскурсии, выходы на природу;

Немаловажное значение имеет работа с родителями в ДЮСШ

• встречи, беседы родителей с тренерами–преподавателями и администрацией спортивной школы;

• родительские собрания;

• индивидуальные и групповые консультации по вопросам;


Воспитательная работа и психологическая подготовка.

Психологическая подготовка играет важную роль в успешном решении задач в системе занятий. Содержание психологической подготовки включает воспитание морально-волевых качеств, необходимых как в условиях напряженной спортивной борьбы, так и вжизненных ситуациях. Эффективность психологической подготовки достигается следующими средствами:

 идеологическим воздействием (печать, радио, искусство, беседы, диспуты);

 социальными заданиями в области психологии, техники и тактики по видам спорта;

 личным примером тренера, убеждением, поощрением, наказанием;

 обсуждением в коллективе;

 проведением совместных занятий обучающихся разных уровней подготовки.

Воспитание юного спортсмена - комплексный процесс, состоящий из трех компонентов:

воспитание идейной убежденности и общечеловеческой морали;

воспитание волевых качеств;

воспитание специальных профессиональных навыков и поведения на соревнованиях.

Воспитание юного спортсмена осуществляется в семье, общеобразовательной и спортивной школах.

Воспитательная работа тренера начинается с установления товарищеских отношений между обучающимися, создания единого коллектива, налаживания взаимопомощи при выполнении упражнений, совместных обсуждений планов тренировок и анализов выступления в соревнованиях. Важна организация досуга юных спортсменов, посещение крупных всероссийских и международных соревнований, просмотр спортивных фильмов с дальнейшим их обсуждением, встречи с интересными людьми. Теоретические занятия могут посвящаться критическим разборам выступлений на соревнованиях, тренировок, тестирований.

Спортивные успехи обучающихся обусловлены достижением намеченного результата или победой над соперником. Процесс тренировки постоянно связан с развитием волевых качеств спортсмена. Развитие воли начинается с отказа от вредных привычек и неорганизованности. Каждый ребенок должен иметь строгий распорядок дня, предусматривающий распределение времени па учебу, отдых, сон, тренировки. Воля спортсмена основана па принципах морали, на стремлении прославить страну, регион, поселок, свою школу. Чувство долга перед коллективом — это идейная основа, обеспечивающая целеустремленность, волю к победе, настойчивость и упорство спортсмена. Тренер - преподаватель должен постоянно приучать обучающихся преодолевать встречающиеся трудности, которые всегда присущи тренировке и соревнованиям. Воля к победе - ее воспитание и проявление - неразрывно связана со всеми моральными и волевыми качествами. У юных спортсменов следует воспитывать уверенность в своих силах, смелость, решительность. Выходя на старт соревнования любого масштаба, спортсмены непременно волнуются. Их беспокоят тактика противника, оценка зрителей, выполнение элементов техники, уровень наступающего утомления. Необходима уверенность в своих силах, решительность, чтобы побороть волнение и вести спортивную борьбу за победу, за достижение запланированного результата. Необходимо стимулировать воспитанников на самостоятельные решения сложных задач, возникающих в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях.

Морально-волевая подготовка во всех группах предусматривает:

воспитание идейной направленности спортсменов, их дисциплинированности;

воспитание волевой подготовленности к преодолению неожиданно возникающих препятствий, развитие умения быстро


овладевать собой, принимать единственно правильное решение и реализовывать его в необходимых условиях;

совершенствование интеллектуальных качеств, развитие наблюдательности, глубины и устойчивости мышления, а также творческого воображения, выдержки и самообладания;

совершенствование приемов контрольно-ориентировочной деятельности, идеомоторной подготовки к выполнению упражнения;

обучение приемам саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний;

адаптацию к условиям соревнований.

Соревнования способствуют формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности и воспитанию воли. Средства психологической подготовки можно разделить па две основные группы:

словесные - лекции, беседы, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка;

комплексные - различные спортивные и психологические упражнения.

Методы психологической подготовки делятся на сопряженные, которые включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности, и специальные методы, включающие стимуляцию деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторные представления, методы внушения и убеждения. Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для выполнения запланированного результата. Только при глубокой убежденности в том, что есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижение. Тренер должен умело поддержать стремление и внутреннюю готовность спортсмена к достижению поставленной цели. Этот процесс предусматривает регулярную информацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему надо сделать, чтобы выполнить намеченную программу.


7. Внутренний мониторинг полноты и качества образования.

Целью мониторинга является создание системы непрерывного слежения за конечными результатами деятельности детско-юношеской спортивной школы с целью предупреждения негативных явлений в педагогическом процессе.

Мониторинг осуществляется на основе контроля соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей и внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом.


7.1. Контроль соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального стандарта спортивной подготовки по видам спорта (система аттестации обучающихся)

В ДЮСШ действует система оценки, контроля и учета знаний и уровня физической подготовленности, которая позволяет отследить рост индивидуального мастерства спортсмена. Она включает в себя текущий контроль и аттестацию (промежуточную и итоговую).

Текущий контроль - оценка качества усвоения содержания разделов образовательной программы – применяется ко всем обучающимся независимо от вида образовательной программы.

Промежуточная аттестация проводится ежегодно на всех этапах многолетней подготовки обучающихся независимо от вида образовательной программы. Целью проведения промежуточной аттестации является определение уровня освоения обучающимися дополнительных образовательных программ по видам спорта после каждого этапа (периода) обучения для перевода на следующий этап (период) обучения.

Задачи аттестации:

- выполнение в полном объёме дополнительных образовательных программ по видам спорта;

- определение уровня подготовленности обучающихся по каждой предметной области дополнительной образовательной программы;

При проведении промежуточной аттестации обучающихся учитываются результаты освоения программы по каждой предметной области. Сроки проведения промежуточной аттестации утверждаются в годовом календарном учебном графике на каждый учебный год.

Обучающиеся считаются аттестованными при условии выполнения учебной программы данного этапа обучения в полном объёме; выполнение контрольных нормативов по ОФП и СФП данного этапа. Обучающиеся, не подтвердившие требуемые результаты для этапа (периода) обучения, могут быть оставлены на повторный год обучения, но не более одного раза, или переведены в спортивно-оздоровительные группы (по решению педагогического совета).

Освоение дополнительной образовательной программы завершается обязательной итоговой аттестацией. Обучающийся считается прошедшим итоговую аттестацию при условии полного освоения образовательной программы и выполнения всех требований, установленных федеральным стандартом спортивной подготовки по избранному виду спорта.

Сравнительный анализ результатов, полученный при проведении текущего контроля и/или промежуточной аттестации, позволяет отследить эффективность процесса обучения и спортивной подготовки, определить дальнейшие шаги по совершенствованию физических кондиций, технических умений и навыков. В основе такого мониторинга лежит оценивание – процесс соотношения полученных результатов и норматива, установленного федеральным стандартом спортивной подготовки.

Система оценивания дает возможность определить успешность освоения учебного материала обучающимся и уровень сформированности практического навыка; демонстрирует динамику успехов обучающегося в различных сферах тренировочной и спортивной деятельности.

Принципы оценивания:

 справедливость и объективность;

 учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

 гласность и прозрачность.


Основанием для оценки обучающихся являются следующие критерии:

1 ступень – динамика индивидуальных показателей развития физических качеств, уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.

2 ступень – динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями; освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта; освоение теоретического материала.

Для определения уровня теоретических знаний и физической подготовленности обучающихся по общеразвивающим и дополнительным предпрофессиональным программам по избранному виду спорта применяется балльная система оценки от 3 до 5 (3 – средний, 4 – достаточный, 5 – высокий).

Формами контроля по теоретическому материалу являются проверочная работа, устный зачет:

Проверочная работа - набор определенных вопросов из теоретической части содержания образовательной программы, на которые обучающийся обязан дать письменные ответы.

Устный зачет – развернутый ответ в устной форме на несколько вопросов (не более 3) из разных областей теоретических знаний, предусмотренных образовательной программой.

Контроль по физической подготовленности осуществляется в форме тестовых испытаний, контрольных (зачетных) соревнований:

Тестовые испытания – набор заданий на выполнение физических упражнений, позволяющих установить уровень формирования двигательных умений, предусмотренных образовательной программой. Упражнения подразделяются на: общие физические, специальные физические и технические.


7.2. Внутришкольный контроль.

Большую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет качественный и объективный внутришкольный контроль Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в ДЮСШ в целом. Основным объектом ВШК является деятельность педагогических работников.

Цели внутришкольного контроля:

 совершенствование деятельности детско-юношеской спортивной школы;

 улучшение качества образования в ДЮСШ;


соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования;

 реализация принципов государственной политики в области образования;

 исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ДЮСШ;

 защита прав и свобод участников образовательного процесса;

 соблюдение федеральных стандартов спортивной подготовки;

 проведение анализа и прогнозирования тенденций развития образовательного процесса;

 повышение мастерства тренеров-преподавателей .

Задачи внутришкольного контроля:

 сбор и обработка информации о состоянии учебно-тренировочного процесса ДЮСШ;

 осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

 выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

 анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

 анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

 изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогичного опыта и устранению негативных тенденций;

 оказание методической помощи педагогическим работникам ДЮСШ в учебно-воспитательной работе;


систематический контроль качества преподавания, соблюдения тренерами-преподавателями научно-обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы;

 поэтапный контроль процесса освоения образовательных программ обучающимися, уровня их развития, владения методами самоподготовки и самосовершенствования.

Внутришкольный контроль осуществляется: директором, заместителем директора по учебно-спортивной работе, методистом ДЮСШ в форме:

- плановых проверок – в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива до начала учебного года;

- оперативных проверок – в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей, организаций и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса;

Основные правила внутришкольного контроля: контроль должен быть плановым, обоснованным, квалифицированным, многосторонним, четко организованным, результативным.

Директор ДЮСШ или его заместитель вправе осуществлять инспекционный контроль результатов деятельности работников по вопросам:

использования методического обеспечения в образовательном процессе;

реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов;

соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;

соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов ДЮСШ;

соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля.

Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки; справки о результатах внутришкольного контроля; доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу и др.


8. Заключение.

Образовательная Программа ДЮСШ является действенным инструментом, обеспечивающим гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход в новое качественное состояние, и одновременно механизмом, обеспечивающим управление этим переходом. Программа зафиксировала достигнутый уровень жизнедеятельности спортивной школы и тем самым определила точку отсчета для дальнейших шагов к развитию. Эта задача, в свою очередь, предусматривает констатацию существующего положения дел, выявление достижений ДЮСШ и ее конкурентных преимуществ, а также ключевых проблем достигнутого уровня в свете меняющихся требований к дополнительному образованию. Программа определила желаемое будущее состояние спортшколы, параметры ее строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям педагогического коллектива и социума. В Программе разработана стратегия и тактика перехода от достигнутого уровня к желаемому будущему.