Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Образовательная программа по внеурочной деятельности
«Чтение. Работа с текстом»
4 класс
Составители: Савельева М.А.
Ушакова А. А
Студенты 21 группы
г. Черепаново
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Чтение. Работа с текстом» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Современное начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Известно, что начальная школа специально не обучает ребенка приемам анализа информационных текстов, но их понимание во многом отражает готовность ученика к продолжению образования, самостоятельному получению знаний, поскольку текст является основным источником информации и одним из базовых средств обучения. С переходом в основную школу ребенок переносится в новую для себя ситуацию целенаправленного чтения для обучения. В виду того, что в конце каждого года обучения проводятся итоговые работы в тестовой форме, возникает необходимость обучения детей этому виду деятельности и обучению работе с различными источниками информации. Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для работы с текстом включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Работа с текстом способствует обучению обучащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать ее. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
Работая с отдельными словами и словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Цель: формироваие первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-позновательных текстов, инструкций в результате изучения всех без исключения учебных предметов.
Задачи:
Научить младших школьников осознанному чтению текста.
Развить такие читательские навыки, как поиск информации в тексте, выделение необходимой информации, преобразование информации.
Научить учащихся анализировать прочитанный текст и обобщать информацию.
Создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать поиск информации. Приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Направленость курса: данный курс направлен на обеспечение становление и развитие читательской компетентности младших школьников.
Значение курса: данный курс способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информцию и обрабатывать её.
Результаты освоения:
Личностные УУД:
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев).
Предметные УУД:
Воспринимать на лух тексты в исполнении учителя, учащихся;
Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
Понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящие заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
Делить текст на части, озаглавливать части;
Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
Подробно и выборочно пересказывать текст;
Состовлять устный рассказ о грое прочитанного произведения по плану;
Размышлять о характере и поступках героя;
Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
Относить сказачных героев к одному из групых (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
Соотносить автора , название и героев прочитанных произведений.
Метопредметными результатами курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятиях курса с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на занятиях;
Учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией тетради;
Учится работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Позновательные УУД:
Ориентороваться в тетради (на развороте, в оглавление, в условных обозначениях)4 в словаре;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
Метапредметные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Работа с текстом ориентирована на совершенствование всех видов коммуникативно - речевой деятельности: умение читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения. Программа предусматривает освоение обучающимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно – речевых задач. Содержание программы направленно на освоение различных видов текстов (текст – описание, текст – рассуждение, текст – повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно – познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Обучающиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов ( с помощью учителя).
Чтение художественного произведения рассматривается как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Обучающиеся ведут диалоги с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений.
Содержание программы
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации по заданному основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими текстами.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую. Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях текста информации, обобщение информации. Создание на основе текста небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту. Написание отзыва о прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Работа с текстом: оценка информации
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения.
Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Фольклор | 24 | 13 | 11 |
3 | Литературная сказка | 12 | 7 | 5 |
4 | Русская классика. Проза | 51 | 28 | 23 |
5 | О природе и животных | 12 | 8 | 4 |
6 | Поэмы | 1 | 0.5 | 0.5 |
| Всего часов | 102 | 57.5 | 44.05 |
Содержание по темам
| № | Разделы и темы | Колическтво часов |
| Занятия | (Этапы образовательного процесса) | Всего | Теория | Практика |
1 | | Вводное занятие | 2 | 2 | 0 |
| 1 | Вводное занятие. Диагностика (что знают дети о видах и жанрах текста) | 1 | 1 | 0 |
| 2 | Знакомство с жанрами текста | 1 | 1 | 0 |
2 | | Фольклор | 24 | 13 | 11 |
| 3-8 | Знакомство с произведением. С. Лагерлеф. Сказание о Христе. (Святая ночь; Видение императора; Колодец Мудрецов). | 6 | 6 | 0 |
| 9-11 | Анализ произведения | 3 | 0 | 3 |
| 12-14 | Знакомство с произведением. З. Косидовский. Библейские сказания. | 3 | 3 | 0 |
| 15-16 | Анализ произведения | 2 | 0 | 2 |
| 17-20 | Знакомство с произведением. Баллады о Робин Гуде. | 4 | 4 | |
| 21-24 | Анализ произведения | 4 | 0 | 4 |
| 25 | Викторина «Особенности фольклора» | 2 | 0 | 2 |
3 | | Литературная сказка | 12 | 7 | 5 |
| 26-28 | Знакомство с произведением (отрывок). Э. Гофман. Щелкунчик и мышиный король. | 3 | 3 | 0 |
| 29 | Анализ произведения | 1 | 0 | 1 |
| 30-33 | Знакомство с произведением. Г. М. Цыферов. Тайна запечного сверчка. | 4 | 4 | 0 |
| 34-35 | Анализ произведения | 2 | 0 | 2 |
| 36 | Сочинение на тему «Сказка в моей жизни». | 2 | 0 | 2 |
4 | | Русская классика. Проза | 51 | 28 | 23 |
| 37 | Знакомство с произведением. В.И. Даль. Война грибов с ягодами | 1 | 1 | 0 |
| 38 | Анализ произведения | 1 | 0 | 1 |
| 39-40 | Знакомство с произведением. А. Платонов. Любовь к родине, или Путешествие воробья. | 2 | 2 | 0 |
| 41 | Анализ произведения | 1 | 0 | 1 |
| 42-43 | Знакомство с произведением. А. Платонов. Сухой хлеб | 2 | 2 | 0 |
| 44 | Анализ произведения | 1 | 0 | 1 |
| 45-55 | Знакомство с произведением. С. Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука (Вступление; Отрывочные воспоминания; Последовательные воспоминания; Дорога до Парашина; Парашино) | 11 | 11 | 0 |
| 56-59 | Анализ произведения | 4 | 0 | 4 |
| 60 | Викторина по произведению «Детские годы Багрова-внука». | 2 | 0 | 2 |
| 61-84 | Знакомство с произведением. В. Г. Короленко. Слепой музыкант (глава первая; глава вторая). Анализ | 24 | 12 | 12 |
| 85 | Интеллектуальная игра | 2 | 0 | 2 |
5 | | О природе и животных | 12 | 8 | 4 |
| 86-89 | Знакомство с произведением. Д. Мамин-Сибиряк. Приёмыш. | 4 | 4 | 0 |
| 90-91 | Анализ произведения | 2 | 0 | 2 |
| 92-93 | Знакомство с произведением. В. Гаршин. Сказка о жабе и розе. | 2 | 2 | 0 |
| 94 | Анализ произведения | 1 | 0 | 1 |
| 95-96 | Знакомство с произведением. Э. Сетон-Томпсон. Чинк | 2 | 2 | 0 |
| 97 | Анализ произведения | 1 | 0 | 1 |
6 | | Поэмы | 1 | 0.5 | 0.5 |
| 98 | Знакомство с поэмой. И. Бунин. Листопад. Анализ | 1 | 0.5 | 0.5 |