Рекомендации для родителей для организации совместной деятельности с детьми.
Образовательная деятельность-восприятие художественной литературы
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам совместно с вашим ребенком научиться пересказывать рассказ «Воробей» Е. Чарушина самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию, а также развивать умение ребенка понимать образные выражения.
Вам понадобятся цветные карандаши и бумага.
Шаг 1
Предложите ребенку отгадать загадку о птице:
Маленький мальчишка
В сером армячишке
Собирает крошки
Он боится кошки. (Воробей)
Задайте ребенку вопросы:
- Кто это?
- Как назвать детенышей воробья?(Птенчик, воробышек, воробьишко)
Шаг 2
Предложите ребенку послушать рассказ «Воробей» Е. Чарушина.
https://skazki.rustih.ru/evgenij-charushin-vorobej/
Побеседуйте с ребенком о прочитанном:
- Что я прочла: рассказ, сказку. стихотворение? (рассказ)
- Как ты узнал(а), что это рассказ? (В нем рассказывается о маленьком воробушке, который учился летать.)
-Как бы ты назвал(а) этот рассказ? ( «Про воробья», «Никита и воробей», «Как воробьишка учился летать».)
- Расскажи, как выглядел воробей. (Маленький, нахохленный, коротенький хвостик, клюв желтый, неуклюжий, беспомощный..)
- Какое сравнение ты услышал(а)? (сравнение воробья с шариком)
-Как Никита учил воробья летать? (Достал воробья из клетки, посадил на пол и показал руками, как надо летать.)
-Как летал воробышек сначала?(слабо, еле-еле)
- А каким потом стал воробей? (уверенным, быстрым)
Шаг 3
Организуйте физминутку. Объясните ребёнку, что вы будете читать стихотворение и показывать движение. Попросите его повторять за вами.
Шаг 4
Предложите ребенку разделить рассказ на 3 части (начало, середина, конец). Деление сказки происходит по смыслу произведения, какие действия совершали герои. По принципу смысловых частей.
Предложите ребенку вспомнить начало сказки. Для этого воспользуйтесь вопросами:
-Как Никита встретил воробья? (Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает).
-Как воробушек попал к Никите?(Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.)
Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает:
— Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.
— Смотри-ка, папа, — закричал Никита, — воробей не настоящий!
А папа говорит:
— Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.
Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.
И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
Спросите у ребенка, что было потом?
- Зачем Никита забрал его домой? (Воробушек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода.)
- Хорошо ли было воробью в доме у мальчика? (Хорошо. Его кормили. Никита играл с ним, учил его летать. Он не обижал воробья, он его любил.)
- Для чего Никита стал учить воробья летать? (Воробей – птица, он должен уметь летать, жить на воле..)
Начинается середина сказки.
И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит — есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, — он зачирикает и всех разбудит.
Тогда Никита сказал:
— Я научу его летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.
— Ты крыльями вот так маши, — сказал Никита и показал руками, как надо летать.
А воробей ускакал под комод.
Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.
Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!
Вот он через карандаш перелетел.
Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.
— Плохо ты ещё летаешь, — говорит ему Никита. — Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.
Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.
Через стул перелетел.
Через стол с кувшином перелетел.
Вот только через комод не мог перелететь — свалился.
Видно, надо его ещё кормить.
Предложите ребенку вспомнить конец сказки.
- Как ты думаешь, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? (Правильно.)
- Вспомни, как расстались воробей и Никита? (Никита выпустил воробья в саду, и тот полетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.)
- Что чувствовал Никита при расставании? (Жалко расставаться с другом. Радостно, что воробей окреп, стал большим, научился летать.)
На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.
Воробей через кирпич перелетел.
Через пенёк перелетел.
И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.
А на следующий день он и через забор перелетел.
И через дерево перелетел.
И через дом перелетел.
И совсем от Никиты улетел.
Вот как здорово научился летать!
Предложите ребенку озаглавить каждую часть.
Первую часть можно назвать: « Встреча Никиты и воробья».
Вторую часть можно назвать: «Как воробей жил у мальчика дома».
Третью часть можно назвать: «Расставание друзей».
Разделите лист бумаги на три части. Совместно с ребенком определите последовательность частей на листе бумаги. (Здесь рекомендую вам использовать иллюстрации, чтобы ребёнок опирался на них при пересказе)
Шаг 7
Повторно прочитайте рассказ, объясняя ребенку, что ему будет необходимо его пересказать. Попросите ребенка пересказать текст по частям, при необходимости, помогая ему.
Шаг 8
Попросите ребенка самому придумать загадки о воробье.
Запишите загадки и поделитесь с нами творческими способностями вашего ребенка.