МДОУ «Д/с № 66» г. Магнитогорска
Тема проекта | «Кем быть?» |
Вид проекта | Краткосрочный, познавательный |
Участники проекта | Дети пятого года жизни |
Участники проекта | Дети средней группы, педагоги, родители (законные представители) |
Актуальность проекта | В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Именно поэтому появился проект для дошкольников «Кем быть?» |
Цель проекта | Формирование предпосылок личностного и профессионального самоопределения дошкольников |
Задачи проекта | дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях дошкольного учреждения; сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; привлечь родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей |
Проблемный вопрос | В ходе ситуативной беседы с детьми средней группы, было выявлено, что не все дети знают, о том какие профессии представлены в дошкольном учреждении. Детям захотели узнать, какие профессии помимо воспитателя и младшего воспитателя ест в детском саду |
Ожидаемые результаты | ребёнок знает о профессиях представленных в дошкольном учреждении; называет профессионально важные качества представителей разных профессий; выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); участвует в посильной трудовой деятельности взрослых |
Этапы проекта | 1. Подготовительный – изучение и анализ научно – исследовательской, методической литературы, интернет ресурсов по данной теме. Подбор программно – методического обеспечения. Разработка дорожной карты реализации проекта. Разработка конспектов занятий НОД. Подборка наглядно дидактического материала: художественной литературы, репродукции картин, иллюстраций, фотоматериалов. Подбор информационного материала для родительского уголка. Организация развивающей среды в группе (пополнение атрибутов для сюжетно – ролевых игр). 2. Основной – познавательно – игровые занятия, беседы. Экскурсии, наблюдения за сотрудниками детского сада. Рассказы воспитателя, сотрудников детского сада по теме. Дидактические игры, пальчиковые игры, физкультминутки. Рассматривание иллюстраций о труде сотрудников детского сада. Сюжетно – ролевые игры. Чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций. Наблюдение за работой сотрудников детского сада. Составление мнемотаблиц для сочинения рассказа о профессии сотрудников детского сада. Обсуждение ситуаций. Игровые обучающие ситуации. Составление и отгадывание загадок; - Самостоятельная деятельность в центрах развития, на участке. 3. Заключительный – презентация проекта |
Сроки реализации проекта | 11.03.2020 – 20.03.2020 |
Мероприятия | Срок |
1. Подготовительный этап |
1. Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта; 2. Создание условий необходимых для реализации проекта | 11.03.2020 – 15.03.2020 |
2. Основной этап |
Заведующий детским садом беседа: «Важный труд заведующего детским садом»; экскурсия в кабинет заведующего детским садом; рассказ, заведующего детского сада о своей профессии, её важности и необходимости в детском саду; рассматривание иллюстраций | 16.03.2020 |
Старший воспитатель беседа о профессии старшего воспитателя; экскурсия в кабинет старшего воспитателя; рассказ старшего воспитателя о своей работе и необходимости в детском саду | 16.03.2020 |
Воспитатель беседа « Чем занимается воспитатель?»; рассказ воспитателя о своей профессии, еѐ важности и необходимости в детском саду; дидактические игры: «Что нужно для работы воспитателя?», «Кому что нужно для работы?»; рассматривание иллюстраций о труде воспитателя; экскурсия по группам (участкам) детского сада, знакомство с воспитателями; чтение художественной литературы о воспитателях; сюжетно-ролевая игра «Детский сад»; коллаж (коллективная работа) «Наши воспитатели» | 17.03.2020 |
Младший воспитатель беседа: «Чем занимается младший воспитатель?»; беседа: «Предметы – помощники»; наблюдение за трудом младшего воспитателя; рассказ младшего воспитателя о своей профессии, её важности и необходимости в детском саду; рассматривание иллюстраций о труде младшего воспитателя; экскурсия по группам детского сада, знакомство с младшими воспитателями работующими в других группах детского сада; чтение и пересказ рассказа Н.Калининой: «Помощники», И.Демьянов: «Я теперь большая», А.Кузнецова: «Кто умеет», Е.Груданов: «Наша нянечка»; рассказывание по сюжетным картинкам о профессии младшего воспитателя; дидактические игры: «Что нужно для работы?», «Убери лишний предмет», «Оденем куклу на прогулку»; сюжетно – ролевая игра «Детский сад»; труд: сервировка стола, влажная уборка (протираем полочки под игрушками, стульчики) с помощником воспитателя | 17.03.2020 |
Медицинская сестра беседа: «Если ты заболел»; экскурсия в медицинский кабинет, наблюдение за трудом медсестры; рассказ медсестры о своей профессии, её важности и необходимости в детском саду беседа: «Опасные лекарства»; показ предметов – помощников; рассматривание иллюстраций о труде медицинской сестры; рассматривание обучающих карточек, иллюстраций , составление рассказов; дидактические игры: «Что нужно для работы?». «Можно и нельзя», «Собери аптечку», «Что лишнее?» «Узнай профессию по картинке»; чтение художественной литературы: А. Барто «Мы с Тамарой», «Очки»; О.Емельянова «Врач»; К.И.Чуковский «Айболит»; Лика Разумова «Доктор»; сюжетно – ролевая игра «Больница» | 18.03.2020 |
Повар беседа «Профессия повар»; беседа «Осторожно, электроприборы», «Как обращаться с ножом»; экскурсия на пищеблок., знакомство с поварами. Рассказ повара о своей профессии. Рассматривание оборудования, посуды на кухне; рассматривание предметов – помощников: мясорубка, половник, дуршлаг; рассматривание иллюстраций с трудовыми действиями повара. Составление рассказов; сюжетно – ролевая игра «Приготовим обед для куклы Кати», «Сварим борщ и компот», «Семья» (готовим компот для куклы); отгадывание загадок об овощах, фруктах, посуде; раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты»; рассказ детей: «Как готовит моя бабушка»; дидактические игры: «Угадай на вкус», «Расставь правильно и назови принадлежности повара». «Что лишнее?», «Из чего приготовлено блюдо?», «Подбери посуду»; чтение художественной литературы: О.Емельянова «Повар»; С.Беляева «Спасибо поварам!»; В. Мирясова «Стихотворение про повара»; настольно – печатная игра: «Кем быть?» | 18.03.2020 |
Заведующий мягким складом (кастелянша) беседа о профессии кастелянша; экскурсия в кабинет кастелянши, знакомство с ней, рассказ кастелянши о своей работе; рассматривание иллюстраций с трудовыми действиями кастелянши, составление рассказов; дидактические игры: «Смотай все нитки в клубок», «Вставь нитку в иголку», «Что лишнее?» | 19.03.2020 |
Машинист по стирке белья (прачка) внести атрибуты: стиральную машину, гладильную доску, утюги; беседа о профессии прачка. Рассматривание иллюстраций; экскурсия на прачечную детского сада; дидактические игры: «Смотай все нитки в клубок», «Найди пару»; сюжетно – ролевая игра «Прачечная»; рисование «Украсим полотенце» | 19.03.2020 |
Дворник беседа: «Знакомство с трудом дворника»; знакомство с дворником, рассказ дворника о своей профессии; знакомство с рабочим инвентарём, его назначением; рассматривание иллюстраций: «Труд дворника в разные времена года»; наблюдение за работой дворник во время прогулки; труд детей на участке; чтение художественной литературы: С. Севрикова «Про дворника»; Лина Разумова «Дворник»; Е.Санин «Дворник до рассвета встал»; чтение пословиц и поговорк о труде; дидактические игры: «Подбери инструмент», «Что, за чем», «Что лишнее», « Собери картинку». «Чей предмет?», «Кому что нужно» | 20.03.2020 |
3. Заключительный этап |
Презентация проекта: стенгазета «Профессии сотрудников детского сада»; картотека дидактических и сюжетно-ролевых игр; фотоотчет; альбомы: «Все профессии важны, все профессии нужны»; картотека загадок и пословиц о труде и профессиях; пополнение предметно-развивающей среды для организации игровой деятельности детей (создание новых дидактических игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр); творческие работы; цикл консультаций для родителей «Рекомендации для родителей по трудовому воспитанию» | 20.03.2020 |
Взаимодействие с родителями |
наглядная агитация по ознакомлению с профессиями сотрудников детского сада, анкетирование, вовлечение родителей в данный проект; помощь в сборе материала о профессиях с использованием ИКТ; проведение консультаций на тему: «Профессии»; организация выставки детских работ (рисунков, поделок); проведение индивидуальных бесед ; привлечение родителей к изготовлению детских костюмов, декораций, для сюжетно – ролевых игр | 11.03.2020 – 15.03.2020 |
Проект «Кем быть?» реализовал поставленные задачи. Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда и труда взрослых).
1. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 4-5 лет»;
2. Морозова И.А., Пушкарева В.А. «Ознакомление с окружающим миром»;
3. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»;
4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»;
5. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников».