МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Образовательный проект
«Говорим вместе правильно».
Выполнила:
Тен Александра Менгуновна
учитель-логопед
МБОУ СОШ с. Красногорск
с. Красногорск
2017г.
Анализ ситуации.
С каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. В настоящее время много говорится о том, что максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней. Очевидно, что для полноценной коррекционно-развивающей работы логопеда необходимо тесное сотрудничество с родителями и педагогами. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.
Своим проектом мне хотелось бы вовлечь родителей и педагогов образовательных учреждений в коррекционно-развивающую работу.
При построении системы работы с детьми, посещающими логопункт школы, необходимо отразить работу логопеда по коррекции лексического и грамматического строя речи, развитию связной речи. Включить лексические темы занятий в работу специалиста по изоискусству: лепке, рисованию, аппликации и других форм творческих работ, направленных на развитие мелкой моторики, активизацию словаря, так как специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Музыкальный руководитель занимается воспитанием музыкального ритма, разучиванием музыкальных распевок по лексическим темам, рекомендуемым логопедом. Помощь в коррекционно-развивающей работе специалистов неоценима. Педагог на своих уроках (занятиях) вносит задания и упражнения по лексическим темам, предложенные логопедом, на активизацию предметного словаря, закреплению навыков словообразования и словоизменения.
Логопед и специалисты ДОУ должны учитывать в своей работе структуру нарушений, осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закреплять знания, умения, навыки, приобретенные на занятиях. Взаимодействие между специалистами осуществляется в такой форме работы, как круглый стол по подведению промежуточных итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
Роль родителей заключается в закреплении и внедрении в повседневную жизнь навыков и умений, полученных на коррекционных занятиях.
Актуальность и востребованность проекта: активное участие родителей и педагогов в логопедическом процессе необходимо, оно даст наиболее эффективный результат в коррекционной работе.
Участники проекта: учитель-логопед, учащиеся, родители, педагоги.
Цель проекта: Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы логопеда с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы, с привлечением необходимой помощи педагогов и родителей.
Задачи проекта:
разъяснить и показать родителям, в чем заключается работа учителя-логопеда в школе;
повысить интерес родителей и педагогов к вопросам речевого развития детей и предоставить необходимую информацию;
способствовать адекватному включению родителей и педагогов в коррекционный процесс;
повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;
способствовать более высоким темпам общего и речевого развития детей;
преодолевать имеющиеся у детей дефекты через тесное сотрудничество педагогов и родителей;
применять единые требования в коррекционно – развивающей работе всеми педагогами ОУ;
обеспечить комплексность работы установлением связей между разными сферами деятельности ребенка;
Гипотеза: эффективность коррекционно–развивающей работы логопункта повысится, если организовать коррекционную работу при помощи комплексного подхода со стороны родителей и педагогов УО.
Практическая значимость: предложенная система включения родителей и педагогов в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами, учителями, родителями.
Ожидаемые результаты:
распределение нагрузки между специалистами ДОУ в процессе коррекционного воздействия будет способствовать формированию навыков правильной речи и положительной мотивации на занятиях;
повышение уровеня речевого и общего развития детей;
повысится показатель удовлетворенности совместного взаимодействия педагогов в условиях ОУ;
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
Включение родителей в коррекционный процесс.
Сроки: учебный год.
Данный проект «Говорим вместе правильно» осуществляется в несколько этапов:
1 этап – подготовительный.
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.Разработка образовательного проекта.Составление перспективных планов по коррекционно-развивающей работе, диагностических карт, опросников, анкет.
Результат: получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики общения с родителями и педагогами.
2 этап – формирующий.
Проведение диагностики детей, занятий, анкетирования родителей, консультирование педагогов ОУ. Разработка конспектов, организация коррекционно-развивающего процесса.
Результат: повышение уровня компетентности родителей и педагогов в вопросах речевого развития детей.
3 этап – обобщающий.
Разработка выводов и рекомендаций. Выступление,направленное на аудиторию родителей и педагогов на тему «Результаты реализации проекта «Говорим вместе правильно».
Результат: анализ эффективности коррекционной работы с детьми и эффективности комплексной работы учителя-логопеда, педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей.
Перспективный план реализации проекта
Этап | Формы и методы работы | Содержание работы | Сроки |
подготовительный | Анкетирование родителей и педагогов. | Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития. | Сентябрь |
Сбор дидактических материалов. | Подбор материалов по темам: «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика», «Мелкая моторика», «Автоматизация звуков», «Дифференциация звуков», «Правильная речь» и др. |
Заключение дополнительных договоров. | Установление единых требований родителей, педагогов и логопеда к ребенку, посещающему логопункт. |
Формирующий | Индивидуальные консультации. | Результаты диагностики. Оказание помощи родителям и педагогам. | Октябрь – Апрель |
Круглый стол «Причины неправильной речи». | Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений. |
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика». | Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. |
Семинар практикум «Учимся правильно говорить». | Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики. |
Консультация «Речевое дыхание-основа правильной речи» | Тематическая консультация с практической частью |
Мастер-класс «Учимся слышать звуки». | Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей. |
Родительская гостиная «Родители о своих детях». | Проявление родителями творческих способностей на интересном материале. Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях. |
Праздник красивой и правильной речи. | Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях. |
Форум обратной связи. | консультирование родителей в режиме онлайн при помощи форума обратной связи на сайте. |
Родительское собрание. | Обсуждение динамики развития речи детей. Консультирование по всем интересующим вопросам. |
Оформление информационно-методического стенда «Уголок логопеда». | Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развития речи детей. |
обобщающий | Мониторинг родителей и педагогов. | Выявление уровня компетентности родителей и педагогов в вопросах речевого развития детей. | Апрель – Май |
Мониторинг детей | Выявление уровня речевого развития детей. |
Участие на МО логопедов | Презентация проекта «Говорим вместе правильно» |
Список используемой литературы
Бабина Е.С. Помогаем детям вместе: [коррекционная работа логопеда зависит от условий речевого развития ребенка в семье] // Дошкольное воспитание, 2005, № 12. С. 57-59.
Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.
Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии 2002. №3.
Вренева Е. 16 вопросов логопеду : [логопед и родители] // Здоровье детей, 2008, № 1. С. 35-41.
Богомолкина Л. В. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями / Л. В. Богомолкина, Т. В. Масленникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006, № 2. С. 54-56.
Вотинова Е.М, Полюхович Е.А. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ.// Логопедия сегодня №4, 2011г. – с.70-74
Визель, Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В. Секачев, 2005. – 16с.
Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: 50 логопедических игр. – СПб, 2000.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1961. – 471с.
Громовая Н.В. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения. \\ Образование в современной школе.-2007.№11.с 33-37
Гуйва-Зверева Е.Н. Организация работы учителя-логопеда с семьей через совместную деятельность родителей и детей с ОНР.// Логопедия сегодня №4, 2011г. – с.41-44
Заваденко Н.Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2006. 42 с.
Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, № 6. С.54 – 58.
Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
Зверева О. Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М., 2005.
Иванова Е.В. Повышение ИКТ — компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».- 2009.- №12.
Инновации в логопедическую практику: сб. ст: методическое пособие для ДОУ / сост. О. Е. Громова.-М: Линка-Пресс,2008-232.-(Прил. к журн. «Обруч» )
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с)
Кумарина Г. Коррекционно-развивающее образование: актуальные проблемы теории и практики. /Социальная педагогика.-2007, №4. с.33-44.
Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. — М., 2006.
Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 115с.
Михеева И.А., Чешева С.В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7лет с ОНР. – СПб, 2009.
Михнева Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.// Логопед в детском саду, 2006, № 4. С. 56 – 60.
Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед, 2007, № 6. С.74-78.
Перчаткина Е.И. Сотрудничество логопеда и родителей в исправлении дефектов звукопроизношения у детей дошкольного возраста// Методист.- 2010.-№1.- с. 65-67.
Петровский В.А. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1998.
Романович О.А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи.// Логопед, 2009, № 3. С. 86 – 89.
Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий», 2008.
Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод.пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. В 2х частях. – М., 1992.
Ушилов С.С. Информационные технологии. Учебное пособие. — М.: СПб, 2001.
Шкурат В. В. Детско-родительский проект как средство развития речи и познавательных способностей дошкольников // Логопед, 2007, № 6. С. 80-83.