СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный среднесрочный проект «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказкотерапия- понятие, которе появилось совсем недавно. Для одних " сказкотерапия"- это лечение сказками, для других, форма коррекционной работы, для третьих- средство подачи основных знаний о мире.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный среднесрочный проект «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста».»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района» структурное подразделение

«Детский сад №2 «Журавушка»

Бовыкина Инна Викторовна-воспитатель, высшая категория.


Образовательный среднесрочный проект

«Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста».

Вид проекта: ролево-игровой образовательный, среднесрочный.

Сроки реализации проекта : 09.01.2017-09.02.2017.

Исполнители проекта и основные участники:

  • Дети средней группы «Непоседы».

  • Воспитатель группы - Бовыкина И.В.

  • Родители детей средней группы.

Актуальность проекта.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.

«Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – форма коррекционной работы, для третьих - средство передачи основных знаний о мире. Каждому ребенку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осознавать и обдумывать сказки, вместе искать и находить сущность и жизненные уроки, понимать мораль сказки. И, в этом случае, сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Как осознавать сказки? Как находить в них скрытые жизненные уроки и расшифровывать мораль?

Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.

В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т.е. сказами).

Цель метода сказкотерапии - активизация творческого начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.

Сказкотерапия - терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в которой может оказаться любой ребенок, ощутить себя в атмосфере сказки, раскрыть свой потенциал, нереализованные желания и мечты, а главное - возникает ощущение защищенности и вкус тайны. Сказка, живет в каждом человеке, способна развивать сокровища его души.

Цель проекта – развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

Задачи:

Образовательные: - формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;

-формирование практических навыков и умений двигательного воображения.

Развивающие: - развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;

-развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);

-совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей.

Воспитательные:- воспитание интереса к сказкам;

-воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.

Ожидаемые результаты:

  • формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);

  • формирование у детей практических навыков и умений двигательного воображения;

  • развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности (художественной, речевой, игровой);

  • выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;

  • овладение навыками публичных выступлений;

  • формирование устойчивого интереса к сказкам у дошкольников;

  • формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;

  • повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.

Механизмы реализации:

  • Релаксация;

  • подвижная игра;

  • куклотерапия (оживляя куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои мысли);

  • решение сказочных задач.

Проект осуществлялся в течении месяца, включал в себя следующие этапы:

1. Овладение основами применения сказкотерапии:

- изучение научной литературы;

- изучение опыта других педагогов по данному направлению.

В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод: метод сказкотерапии - является эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.

  2. Работа с родителями:

-Разработка консультаций на тему «Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности», «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы дошкольника»;

-инд. беседа- «Роль сказки в нравственном воспитании детей»;

-рисуем любимую сказку.

3. Работа с детьми:

- Опрос «Твоя любимая сказка»,

- «Слушаем сказку»,

- «Рассказываем сказку»,

-«Показываем сказку»,

- рисуем любимую сказку.

Формы подведения итогов реализации проекта: презентация проекта в группе для родителей «Непоседы» и на районном семинаре.

Реализация проекта проходила через разные виды деятельности.

Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие».

1.Сюжетно-ролевые игры: « Добрый доктор Айболит», «День рождение», «Играем в сказку».

2.Дидактические игры: « Назови ласково», « Шкатулка ласковых слов», «Узнай по отрывку», « Отгадай по картинке», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Из какой сказки герой», «Продолжи сказку».

3.Оформление выставки рисунков совместно с родителями « Моя любимая сказка».

4.Выставка книг «Мои любимые сказки».

5.Чтение художественной литературы: (К.Чуковский « Телефон», «Краденное солнце», «Муха-Цокотуха», русские народные сказки «Теремок», « Курочка Ряба», «Репка»,украинской народной сказки «Рукавичка», венгерской сказки «Два жадных медвежонка», сказки из серии психологические сказки).

Образовательная область «Речевое развитие».

- Учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.

- Продолжать работу над развитием связной речи.

-Учить отвечать на вопросы.

-Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

-Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

-Пересказ сказки « Волк и семеро козлят», « Теремок», ««Заюшкина избушка», «Рукавичка».

-Составление рассказа « Почему я люблю сказку», « Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».

-Придумывание своих сказок.

-Беседы о доброте и взаимовыручке.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Задачи: - Развивать добрые, нежные чувства к друг другу.
- Учить называть правила поведения в театре, кинотеатре.

- Воспитывать культуру поведения.

- Обогатить знания о правилах безопасности в общественных местах.

1. Беседы: «Правила поведения в общественных местах», « Как я веду себя в театре», «Что можно и что нельзя».

2.Просмотры видеосюжетов о правилах безопасности дома и на улице.

3.Занятие по математике «Стоит в поле теремок», где дети должны были выполнить определенные задания и придумать хороший конец сказки.

4. Занятие по ознакомлению с окружающим - «Теплышка».

Цель занятия: Снятие эмоционального и телесного напряжения.

В ходе занятия дети дарили друг другу тепло своих сердец, растапливая льдину и придумывали устно рисунок «Добро и зло», рассказывая об этом другим ребятам.

Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие».

1. Прослушивание аудиосказок, мелодий подходящих к разным животным, разучивание ролей.

2.Продуктивная деятельность. Рисование любимых героев сказок –«Рукавичка», аппликация «Колобок».

Конструирование. Темы занятий:

«Дом для Маши», « Теремок», « Мебель для трех медведей».

Образовательная область « Физическое развитие».

Проведение подвижных игр « У медведя во бору», « Заяц и волк»,

«Заяц серенький сидит», «Хитрая лиса».

Заключение.

По окончанию проекта, мы увидели, что уровень детской тревожности значительно снизился, дети стали более активно вступать в контакт и непринужденно вести беседу, обогатился активный словарь, более высокого уровня развития достигла связная речь.

Родители, в свою очередь, помимо вышесказанных изменений, отметили, что у дошкольников возрос интерес к русским народным сказкам.

В заключение отметим, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Список литературы.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Москва 2014г.

2.Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. А. Ю. Татаринцева Санкт-Петербург 2006.20. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. О. А. Шорохова.

3.Москва :2010. 21. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста.

4.Литературный материал с математическим содержанием. Михайлова З. А,, Непомнящая Р. Л., Санкт-Петербург 1993 г.