Образы природы в творчестве хакасского композитора Т. Шалгиновой
Цель урока: показать сходства и различие в изображении образов природы в искусстве
Задачи урока:
Продолжить формирование знаний о средствах музыкальной выразительности: тембр, лад, динамика, темп. Продолжить формирование представления о творчестве русского композитора П.И.Чайковского, С.Рахманинова, Т.Шалгиновой.
Овладение умениями различать выразительные и изобразительные возможности художественного, музыкального и поэтического языка, определять и сравнивать настроение, характер произведений разных видов искусств, находить общее и различное, определять художественный образ.
Развитие вокально-хоровых навыков: пение на легато, мелодической импровизации. Продолжить развитие навыков сотрудничества со сверстниками, коммуникативных и творческих способностей.
Воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Виды деятельности: слушание музыки, рисование, выполнение аппликации, сочинение четверостишия, пение-импровизация.
Основные термины и понятия: живопись, музыка, поэзия, музыкальная живопись, фортепианный цикл.
Материал: Т.Ф. Шалгинова: произведения из фортепианного альбома «Солнечный чатхан», картины художников:Сагалакова Г.Н., Кызласова В., Субракова Р., Ултургашева А., Краснова Г.С., Гуркин Г., Топоев А.
Ход урока
Слайд 1. Вступительная беседа учителя о теме урока: «Образ природы в искусстве», проблема урока: «существует ли взаимосвязь искусств: музыки, живописи и литературы?», «выполнение коллективной творческой работы, которая объединит три искусства».
Слайд 2. Как вы понимаете это высказывание Клода Дебюсси ребята? «Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни были прекрасны луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь, - все эти образы, запечатлённые на холсте, в стихах или звуках, вызывают у нас чувства, переживания, создают определённое настроение». Предлагаю вам ребята посмотреть несколько репродукций картин и ответить на вопрос: какие чувства вызывают у вас эти картины, какое настроение создают?
Слайд 5. А. Доможаков «Моховская долина» (мечтательное настроение, чувства удивления, восторга от кружения листвы)
Слайд 6. Природа в искусстве всегда одухотворена.
Послушайте стихотворение Анатолия Кыштымова «Осень», какие словосочетания говорят о том, что природа живая?
Осень
Пришла художница.
Раскинула холсты.
Достала охру.
Обмакнула кисти...
Мазок!..
Еще!..
И потрясенный, ты
Стоишь в молчании,
И кружат, кружат листья...
На листьях наших
Бликами охры
Играет свет осенний.
Мы печальны...
Так докрасна кусты накалены.
Что обжигаешься о них нечайно.
Да здравствует цвет осени!..
Постой!
Не уходи, художница-старушка...
Мы входим в парк,
Где в чаще золотой
С поднятой головою бродит Пушкин...
Какое настроение передаёт стихотворение? (мечтательное, светлое, даже несмотря на то, что есть слово печальны.) Какое время года вам представилось? Какая осень? (яркая, т.к. есть повтор: кружат, кружат листья, красные кусты...
Усилить наше впечатление, создать эмоциональный накал поможет музыка.
Слушание «Театральная осень»
Какое впечатление произвела на вас музыка?
О чем рассказывает музыка?
Какими средствами музыкальной выразительности рисуется образ?
Какие краски звучали в музыке?
Познакомится с творчеством хакасского композитора Татьяны Федоровны Шалгиновой поможет ее музыка.
(Сведения о творчестве композитора дается заранее ученику)
Татьяна Фёдоровна Шалгинова – известный композитор, педагог, пианистка, член Союза композиторов Республики Хакасия и Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Республики Хакасия, заведующая музыкальной части Хакасского национального драматического театра им. А.М. Топанова.
Она автор музыки почти к 40 спектаклям театров Хакасии и России. Ее музыкальные произведения востребованы не только в республике, но и за ее пределами. Яркие художественные образы пьес, рассказывающие о живописной природе древней Хакасии, обычаях хакасского народа прочно вошли в репертуар школьных программ, педагогическую практику детских музыкальных школ, школ искусств, музыкального колледжа, института искусств Хакасского государственного университета имени Н.Ф.Катанова. Композиции Татьяны Федоровны широко используются в концертной деятельности республиканской филармонии.
Яркие и эмоциональные художественные образы музыкальных пьес, рассказывают о живописной природе древней Хакасии, обычаях хакасского народа.
Одним из важных занятий Т.Ф. Шалгиновой является работа в драматическом театре. Она пишет музыку к спектаклям. Оригинальная музыка к постановкам разнообразных театральных жанров всегда глубоко и ярко раскрывает идейно-образный строй спектакля: «Сцены из деревенской жизни» И. Топоева, «Мария Стюарт» Ф. Шилера, «Опасный, опасный, очень опасный…» Л.Филатова, «Одураченный Хорхло» А. Топанова…
Казалось бы, что важнее писать музыку к классическим постановкам, но она пишет музыку к детским спектаклям, да еще какую: большую популярность получили спектакли для детей «Кот в сапогах» Д.Самойлов, «Капризная Мышка Мими» С.Малышева, «Волшебный чатхан» И. Топоев, «Зайка-Зазнайка» С. Михалкова и другие во многом благодаря музыке Т.Ф.Шалгиновой.
Татьяна Шалгинова – автор фортепианных сборников для детей и юношества «Солнечный чатхан», «Зимний До мажор», «Весенний Соль мажор», «Летний Ре мажор», «Театральная осень», «Танцующие эльфы» (24 вальса для детей во всех тональностях), «В даль зовущая музыка» (вокально-хоровой).
Сибирская земля богата талантливыми композиторами, живописцами, поэтами создающими оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов.
Огромное значение для человека имеет музыка, которая звучит во всем – поэзии, живописи, прозе…
Музыкальный мир композитора индивидуален и уникален. Татьяна Фёдоровна, являясь яркой самобытной творческой личностью, владея большим опытом работы в сфере профессионального искусства, вносит весомый вклад в развитие театральной деятельности республики Хакасии, её музыкальной культуры, как составной части единого современного российского культурного пространства.
Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Среди художников Хакасии есть удивительный художник – Александр Доможаков, который прожил короткую, но яркую жизнь, оставив после себя наследие замечательных полотен. Прожил А. Доможаков всего 43 года (1955 - 1998) хакасский художник, член Союза художников Российской Федерации (1996).
Один из основателей нового для живописи в Республике Хакасия археоэтнического стиля.
«Художник, поэт, композитор, живописец - трепетный, хрупкий и сложный организм, который, однажды заглянув в лицо природы, в лицо всех творцов, живших до него, начинает творить свой мир, свои гармонии, свои пластики по законам красоты своей индивидуальной непохожести. Не копировать природу, а создавать свое, свои орнаменты, плести свои кружева, ткать свои ковры, творить свою пластику звуков или слов, строить свою пластику объемов архитектурных и скульптурных», так о творчестве ученика сказал его учитель Капелько В.Ф.
Слайд 13. - Задание 1 группе: Как звучит музыка? Какой у неё характер? Запишите прилагательные к этой музыке.
- Задание 2 группе: Какими бы красками вы нарисовали эту музыку: светлыми, тёмными, тёплыми или холодными, какими цветами? Почему?
- Задание 3 группе: Что представили, слушая музыку, какие картины?
Слайд 15. Выполнение коллективной работы
Слайд 14. После выполнения задания осуществляется просмотр и оценка коллективной работы.
А теперь предлагаем вам выполнить коллективную творческую работу: «Улыбка весны». Мы продолжаем работать в группах. Задания:
- Первая группа: выбрать пары слов, составить предложения с этими парами, найти рифмы.
(Весна, подснежник, природа, свежесть, жизнь, радость.)
- Вторая группа: цветными карандашами на ватмане, изобразить весенний лес или полянку.
- Третья группа: вырезать из цветной бумаги весенние цветы, какие представили, слушая музыку.
Подведём итог: в творчестве, каких поэтов, художников, музыкантов мы встречаем образ природы, образ весны? В стихах В. Рождественского, А. Майкова, в картинах И.Левитана, Борисова-Мучатова, Б. Литвинова, в музыке П.И.Чайковского, С. Рахманинова. Что общего у музыки, живописи и литературы? Произведения искусств вызывают у нас чувства, создают настроение, только каждое искусство своим художественным языком.
Если останется время
Закончить наш урок я предлагаю исполнением Гимна весне, совместно с вами сочинённого на прошлом уроке. В оставшееся время можно придумать мелодию к сочинённому ребятами новому четверостишию.