СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. Открытый урок.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руи" по книге схиархимадрита Иоанна (Маслова) "Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении".

Просмотр содержимого документа
«Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. Открытый урок.»

«Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси»  по книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» ПРЕЗЕНТАЦИЯ Педагога дополнительного образования МБУДО Карачевский Дом детского творчества Дорониной Т.Г.

«Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси» по книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Педагога дополнительного образования

МБУДО Карачевский Дом детского творчества

Дорониной Т.Г.

Уклад церковной жизни в Древней Руси во многом отличался от современного и содержал во всей полноте черты глубокой христианской древности. Соблюдение церковного устава…традиций находилось на должной высоте во всех слоях общества.

Уклад церковной жизни в Древней Руси во многом отличался от современного и содержал во всей полноте черты глубокой христианской древности. Соблюдение церковного устава…традиций находилось на должной высоте во всех слоях общества.

Церковь призывала всех говеющих не только раскаяться в своих грехах и больше к ним не возвращаться, но и принести обильный плод добрых дел.

Церковь призывала всех говеющих не только раскаяться в своих грехах и больше к ним не возвращаться, но и принести обильный плод добрых дел.

Проповедники уделяли посту большое значение. «Пост душу очищает, и тело просвещает, и на небо возводит, и ангелам равно творит, и к Богу приближает, и в рай святый вводит». 1

Проповедники уделяли посту большое значение. «Пост душу очищает, и тело просвещает, и на небо возводит, и ангелам равно творит, и к Богу приближает, и в рай святый вводит». 1

«Пост без добрых дел неприятен есть». «Яко дырявый сосуд не приемлет воды, тако и без добрых дел пост ничтоже есть» 2

«Пост без добрых дел неприятен есть». «Яко дырявый сосуд не приемлет воды, тако и без добрых дел пост ничтоже есть» 2

Великий пост христиане проводили очень строго, и потому предписаний о нем сохранилось гораздо больше, чем о других постах. Согласно древнецерковным указаниям, Великий пост признавался десятиной года, которую верующий посвящал своему Небесному Царю.

Великий пост христиане проводили очень строго, и потому предписаний о нем сохранилось гораздо больше, чем о других постах. Согласно древнецерковным указаниям, Великий пост признавался десятиной года, которую верующий посвящал своему Небесному Царю.

В «Прощеное воскресенье» в торжественной церковной обстановке прощали друг другу все согрешения.

В «Прощеное воскресенье» в торжественной церковной обстановке прощали друг другу все согрешения.

Народный обычай прощения в Древней Руси заключался в том, что после вечерней молитвы младшие члены дома с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивая прощения у них, кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками – своими духовными отцами.

Народный обычай прощения в Древней Руси заключался в том, что после вечерней молитвы младшие члены дома с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивая прощения у них, кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками – своими духовными отцами.

Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году.

Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году.

… о чине прощения француз Маржерет пишет: «На масленице россияне…посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуй»; другой отвечает: «Бог тебя простит». 3

… о чине прощения француз Маржерет пишет: «На масленице россияне…посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуй»; другой отвечает: «Бог тебя простит». 3

С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, « прощаясь с братией, а иногда ездил в Троице-Сергиеву Лавру…вечером в Прощеное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе…Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих…заключенных.

С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, « прощаясь с братией, а иногда ездил в Троице-Сергиеву Лавру…вечером в Прощеное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе…Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих…заключенных.

Преподобный Феодор Студит цель поста полагал…в созидании гармоничного соотношения между душой и телом.

Преподобный Феодор Студит цель поста полагал…в созидании гармоничного соотношения между душой и телом.

В XYII веке строгость поста вошла в русское общество так прочно, что стала…составной частью самой религиозной жизни народа. Даже иностранцы поражались таким строгим соблюдением поста русскими людьми. Так, Гербенштейн пишет, что среди русских «некоторые принимают пищу в воскресенье и в субботу, а в остальные дни воздерживаются от всякой пищи… 4

В XYII веке строгость поста вошла в русское общество так прочно, что стала…составной частью самой религиозной жизни народа. Даже иностранцы поражались таким строгим соблюдением поста русскими людьми. Так, Гербенштейн пишет, что среди русских «некоторые принимают пищу в воскресенье и в субботу, а в остальные дни воздерживаются от всякой пищи… 4

На первой Недели Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице.

На первой Недели Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице.

Магазины в первые три дня были закрыты. Все жители не производили ни продажи, ни купли, но неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду.

Магазины в первые три дня были закрыты. Все жители не производили ни продажи, ни купли, но неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду.

В древности обычай причащаться в …посты соблюдался очень строго, о чем в одном древнерусском поучении говорится: « Аще иерей проходит пост не причастившись, то яко и скотина есть…Такоже кто от простых человек, аще кто не причащается трижды от года до года , то в суе нарицается хрестианин» 5

В древности обычай причащаться в …посты соблюдался очень строго, о чем в одном древнерусском поучении говорится: « Аще иерей проходит пост не причастившись, то яко и скотина есть…Такоже кто от простых человек, аще кто не причащается трижды от года до года , то в суе нарицается хрестианин» 5

Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним…Милостыня бедным в Древней Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность. «Аще кто постится, не творя милостыни, то не успевает ничтоже». «Пост на небо ведет человека, а милостыня в царство вселяет». 6

Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним…Милостыня бедным в Древней Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность. «Аще кто постится, не творя милостыни, то не успевает ничтоже». «Пост на небо ведет человека, а милостыня в царство вселяет». 6

В XYII в. Павел Алеппский отмечал, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, так как было «много домов для помещения их и ежедневная выдача потребного для жизни». 7

В XYII в. Павел Алеппский отмечал, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, так как было «много домов для помещения их и ежедневная выдача потребного для жизни». 7

Отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие, глубоко поражавшее иностранцев…Например, в 1523 г. Католик Альберт Кампензе писал папе Клименту YI о вере и нравах московитян: «Они лучше нас (т.е. католиков. – А.И.) следуют учению Евангельскому…Причащаются весьма часто (почти каждый раз, когда собираются в церковь)…В церквях не замечено ничего неблагопристойного или бесчинного, напротив того, все, приклонив колена…молятся с искреннем усердием…Обмануть друг друга почитается у них ужасным…Вообще они глубоко почитают Бога и святых Его» 8

Отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие, глубоко поражавшее иностранцев…Например, в 1523 г. Католик Альберт Кампензе писал папе Клименту YI о вере и нравах московитян: «Они лучше нас (т.е. католиков. – А.И.) следуют учению Евангельскому…Причащаются весьма часто (почти каждый раз, когда собираются в церковь)…В церквях не замечено ничего неблагопристойного или бесчинного, напротив того, все, приклонив колена…молятся с искреннем усердием…Обмануть друг друга почитается у них ужасным…Вообще они глубоко почитают Бога и святых Его» 8

Духовным идеалом людей того времени бал монах – подвижник, всецело посвятивший себя служению Богу. Поэтому монастырский устав и определял всю жизнь русских людей. Отличие мирян состояло в лишь в том, что они могли вступать в брак и заниматься мирскими делами…

Духовным идеалом людей того времени бал монах – подвижник, всецело посвятивший себя служению Богу. Поэтому монастырский устав и определял всю жизнь русских людей. Отличие мирян состояло в лишь в том, что они могли вступать в брак и заниматься мирскими делами…

… в домашнем быту, и в общественной жизни чувствовался монастырский уклад. «У всякого в доме, - писал Павел Алеппский, - имеется бесчисленное множество икон…» 9 Кроме образов святых, во всей Московии нельзя было видеть других изображений» 10.

… в домашнем быту, и в общественной жизни чувствовался монастырский уклад. «У всякого в доме, - писал Павел Алеппский, - имеется бесчисленное множество икон…» 9 Кроме образов святых, во всей Московии нельзя было видеть других изображений» 10.

Перед смертью русские обычно причащались и принимали монашеский постриг. «Так делали не только старики, но и юноши, молодые женщины, завещая свою имущество монастырям и церквам…Творец даровал русским царство, которого они достойны за то, что все заботы их – духовные, а не телесные. Таковы они все. 11

Перед смертью русские обычно причащались и принимали монашеский постриг. «Так делали не только старики, но и юноши, молодые женщины, завещая свою имущество монастырям и церквам…Творец даровал русским царство, которого они достойны за то, что все заботы их – духовные, а не телесные. Таковы они все. 11

Литература 1. Нарцизова А. Письма о путешествиях с о. Иоанном  Кронштадтским на его родину. СПб, 1894, с.69. 2. Сергеев И.И. Моя жизнь во Христе (извлечения из  дневника) т. II , М., 1892, с.250. 3. Маржерет Ж. Состояние Российской державы и  Великого Княжества Московского с 1590 по 1606 г.  СПб., 1830, с.25-26. 4. Библиотека иностранных писателей о России, т. II ,  отд. I , ч. I , 1847, с. 109. 5. Курские епархиальные ведомости, № 46, 1907, с.777. 6. Гальковский Н. Борьба христиан с остатками язычества в Древней  Руси, т. II , М., 1913, с. 233; Русская историческая библиотека…, т.  YI . СПб., 1880, с.272. 7. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в  половине XYII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом  Алеппским. Изд. Московского университета, 1896-1900 вып. 3, с. 35. 8. Библиотека иностранных писателей о России, т. I , отд. I , ч. I , Спб., 1836, с.3 3-34. 9. Путешествие…, с.52. 10.Там же, вып. 3, с. 136. 11. Путешествие…, вып. 3, с.138.

Литература

1. Нарцизова А. Письма о путешествиях с о. Иоанном

Кронштадтским на его родину. СПб, 1894, с.69.

2. Сергеев И.И. Моя жизнь во Христе (извлечения из

дневника) т. II , М., 1892, с.250.

3. Маржерет Ж. Состояние Российской державы и

Великого Княжества Московского с 1590 по 1606 г.

СПб., 1830, с.25-26.

4. Библиотека иностранных писателей о России, т. II ,

отд. I , ч. I , 1847, с. 109.

5. Курские епархиальные ведомости, № 46, 1907, с.777.

6. Гальковский Н. Борьба христиан с остатками язычества в Древней

Руси, т. II , М., 1913, с. 233; Русская историческая библиотека…, т.

YI . СПб., 1880, с.272.

7. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в

половине XYII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом

Алеппским. Изд. Московского университета, 1896-1900 вып. 3, с. 35.

8. Библиотека иностранных писателей о России, т. I , отд. I , ч. I , Спб., 1836, с.3 3-34.

9. Путешествие…, с.52.

10.Там же, вып. 3, с. 136.

11. Путешествие…, вып. 3, с.138.