БОУ ТР ОО «Жерновецкая СОШ»


Учитель: Сеничкина Н.С.учитель
высшая квалифиткационная категория
2017-2018 уч. год
Цели урока:
Образовательная: учить детей выделять слова-действия, ставить вопросы к словам-действиям.
Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расширять кругозор.
Воспитательная: Воспитывать любовь к языку своего народа, аккуратность выполнения работы в тетрадях, умение слушать своего товарища, умение работать в группах.
Задачи урока:
Учить в речи выделять слова-действия
Развивать речь обучающихся
Учить работе в группах.
УУД: Личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя представителем народа - носителя русского языка.
Регулятивные: умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты деятельности.
Познавательные: умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции, классификации, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой:
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок.
А теперь все повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Звучит фрагмент «Песни о русском языке».
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Какую работу вы выполняли дома?
Ученики: Отвечали на вопросы «Проверь себя»
Учитель: По какой теме проверяли свои знания?
Ученики: «Имя существительное».
Учитель: Давайте заполним таблицу, используя наши знания об этой части речи.
Заполнение таблицы:
Часть речи | Что обозначает | Вопросы | Примеры |
Существительное | Предмет | Кто? Что? | Книга, белка |
| | | |
Учитель: Дополните ещё, что знаете о существительном.
Ученики: Существительное бывает нарицательным или собственным, одушевлённым или неодушевлённым, изменяется по числам, если обозначает один предмет – это единственное число, а если два или несколько предметов – это множественное число.
3.Минутка чистописания.
Учитель: Отгадайте букву, которой вспомним написание.
На одной стоит ноге,
Любят гуси букву ...
Ученики: Г
Учитель: Какой элемент используется, чтобы написать строчную букву г?
Ученики: Короткая прямая наклонная палочка с закруглением вверху и внизу.
Учитель показывает написание буквы.
Ученики пишут букву г отдельно и в соединении с другими элементами и предложение:
Собирала Маргаритка маргаритки на горе.
Учитель: Подчеркните грамматическую основу предложения, определите имена существительные и устно сделайте их морфологический разбор.
4. Словарная работа. (работа в парах)
Дети получают карточки со словарными словами, вставляют пропущенные буквы, записывают их в тетради.
(Среди существительных есть одно слово – глагол)
1 пара: Б…рёза, м…тро, …зык, д…журит, л…гушка, ст…кан.
2 пара: М…лина, …нварь, т…вар…щ, р…сует, …тец, п…суда.
3 пара: Д…ревня, об…зьяна, вет…р, …девается, сн…гирь.
4 пара: Р…бята, к…рова, …нварь, ур…жай, р…ботает, п…льто.
5 пара: Ш…л, х….рошо, пл…ток, м…рковь, щ…вель, т…пор.
3.Самоопределение к деятельности.
Учитель: Найдите и подчеркните лишнее слово.
Каждая пара называет слово, учитель помещает эти слова на доске.
Учитель: Почему эти слова лишние?
Ученики: Это не имена существительные.
Учитель: А как вы думаете, они являются частью речи?
Ученики: Да.
Учитель: Так как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
Ученики: Новую часть речи, узнаем, что она обозначает, на какие вопросы отвечает, научимся находить её среди других слов.
3.Работа по теме урока.
Учитель: Так давайте определим, что обозначают эти слова. Подставляем к ним существительные, и выполняем то, что обозначено данным словом. Каждый ребёнок совершает действие, обозначенное глаголом
Ученики: подходят к выводу, что эти слова обозначают действие предмета.
Учитель: А теперь давайте поставим вопросы к данным словам.
Ученики: ставят вопросы к данным словам.
Учитель: Так что же обозначает эта новая часть речи?
Ученики: Действие предмета.
Учитель: А на какие вопросы отвечает?
Ученики: Что делает? Что делал? И т. П.
Учитель: Хотите узнать, как называется эта часть речи?
Ученики: Да.
Учитель: Тогда внимательно смотрим и слушаем.
Просмотр материала с мультимедийного диска.
Учитель: Так как же мы назовём эту часть речи?
Ученики: Глагол.
Учитель: Закрепим ещё это разочек, прочитав правило на с. 68 учебника.
Ученики: читают правило.
4.Физкульминутка: «Две руки»
Учитель: Найдите среди слов зарядки глаголы.
5. Работа по учебнику. УПР. 116-118.
6. Работа в группах «Помоги Незнайке».
Учитель: К нам на урок спешил Незнайка, нёс части речи, которые мы свами изучили. Но вот беда: по дороге он упал и все слова перепутались. Я вот поделила вам эти слова на две части, но вы их должны
Поделить на существительные и глаголы. На первом ряду должны быть существительные, а на втором глаголы.
Ученики: выполняют задания, обмениваясь словами.
7. Рефлексия.
Учитель: Вернёмся к нашей таблице. Можем ли мы заполнить вторую строку?
Ученики: Да.
Заполнение таблицы.
Часть речи | Что обозначает | Вопросы | Примеры |
Существительное | Предмет | Кто? Что? | Книга, белка |
Глагол | Действие предмета | Что делать? Что сделать? | Смотреть, вызвать |
Учитель: И немного о глаголе в стихах.
Ученик 1:Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
Ученик 2: Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:
Встал, оделся и пошёл.
Что же делает предмет?
Смотрит, думает, читает,
Даст такой глагол ответ:
Любит, знает, сострадает.
СОСТОЯНИЯ души
Ты в глаголы запиши.
Учитель: Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
А если понравилось, работаем с карточками «Солнышко»
8. Итоги урока, выставление оценок.