18
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей.
Направленность общеобразовательной модифицированной общеразвивающей программы «Движение» - художественно-эстетическая. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, элементы современного сценического движения, даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников.
Актуальность программы базируется на анализе родительского спроса на дополнительные образовательные услуги.
Педагогическая целесообразность подчеркивает важность взаимосвязи процессов обучения, развития и воспитания.
Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:
Обучить детей танцевальным движениям.
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
Формировать умение ориентироваться в пространстве.
Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей.
Развить музыкальный слух и чувство ритма.
Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
Отличительная особенность. Существующие аналогичные программы музыкально-ритмического воспитания дошкольников не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения, является основной частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 4-7 лет. Программа «Движение» содержит комплексные занятия, состоящие сразу из трёх частей: для дошкольников 5-6 лет: Ритмические упражнения. Классическая хореография (простой экзерсис). Репетиционно - постановочная работа. Для дошкольников 6-7 лет: Двигательно-ритмические упражнения. Классическая хореография (сложный экзерсис). Репетиционно - постановочная работа.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы – 4 – 7 лет.
Сроки реализации: программа рассчитана на два года обучения, по одному часу в неделю.
Формы и режим занятий: форма организации деятельности обучающихся на занятии – групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, показ педагогом приёмов исполнения.
По типу занятие может быть репетиционным.
Форма проведения занятия: репетиция, концерт.
Режим занятий: для детей первого года обучения 20 минут, для детей второго года обучения 25 минут. По одному занятию в неделю.
Ожидаемые результаты освоения программы и способы определения их результативности.
В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а также танцев современного направления. У них формируется основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма, что играет важную роль в обучении их игре на детских музыкальных инструментах.
Дети понимают ориентировку на себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они хорошо ориентируются в пространстве зала и выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д.
У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям.
Меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.
Как способ определения результативности успешности овладения обучающимися программы применяется педагогическое наблюдение.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является выступление на праздничных мероприятиях.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.
Дошкольник будет знать:
музыкальные размеры, темп и характер музыки;
хореографические названия изученных элементов;
требования к внешнему виду на занятиях;
знать позиции ног, рук.
Воспитанник будет уметь:
воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
владеть корпусом во время исполнения движений;
ориентироваться в пространстве;
координировать свои движения;
исполнять танцевальный этюд в группе.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
(Разработана на основе методик А.Н.Зиминой и А.И.Бурениной).
Цель: выявление уровня развития чувства ритма.
Проведение: педагогическое наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Средний дошкольный возраст.
Критерии уровня развития чувства ритма:
Движение.
1) соответствие движений характеру музыки с контрастными частями:
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и конец музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого;
низкий – смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки.
2) соответствие движений ритму музыки:
высокий – ребёнок чётко ритмично выполняет движения;
средний – выполняет движения с ошибками;
низкий – движения выполняются неритмично.
3) соответствие движений темпу музыки:
высокий – ребёнок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой движения;
средний – чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу взрослого или других детей;
низкий – не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием.
4) координация движений и внимание («Ритмическое эхо» со звучащими жестами):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
Воспроизведение метра и ритма.
1) воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в хлопках:
высокий – ребёнок точно воспроизводит метрическую пульсацию музыкального произведения;
средний – на протяжении выполнения задания кратковременно теряет ощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом справляется с заданием.
низкий – беспорядочные хлопки.
2) воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
3) воспроизведение ритмического рисунка в хлопках («Ритмическое эхо»):
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
Старший дошкольный возраст.
Критерии уровня развития чувства ритма:
Движение.
1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма):
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки.
2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;
средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.
3) соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
Воспроизведение ритма.
1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
2) воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.
3) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках («ритмическое эхо»):
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок.
Творчество.
1) сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
2) танцевальное:
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке
Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка
- Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:
Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.
Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).
Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.
высокий - правильное одновременное выполнение движений.
средний - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.
низкий - неверное выполнение движений.
- Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».
Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.
высокий - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ.
средний - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.
низкий - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации;
- Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется.
Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).
Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами.
3см и меньше – низкий уровень
4-7см – средний уровень
8-11см – высокий уровень
Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад).
Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.
высокий – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.
средний – средняя подвижность позвоночника.
низкий - упражнения на гибкость вызывают затруднения.
- Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).
Упражнение «Кто из лесу вышел?»
После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки. (отражение в движении характера музыки).
Упражнение «Заведи мотор».
Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).
Упражнение «Страусы».
Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков).
высокий – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику)
средний – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.
низкий – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
- Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (высокий или низкий уровень).
Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого волка».
- Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные высказывания.
Упражнения с ладошками.
Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.
Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой.
4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).
низкий - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок.
средний – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком.
высокий – точно передает ритмический рисунок.
Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.
Первый уровень (высокий) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.
Второй уровень (средний). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений.
Третьему уровню (низкому) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной образовательной программы «Движение»
первого года обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Ритмические упражнения | 12 | | 12 |
2 | Классическая хореография. Простой экзерсис. | 12 | | 12 |
3 | Репетиционно - постановочная работа | 12 | | 12 |
ИТОГО | 36 | | 36 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной образовательной программы «Движение»
второго года обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Двигательно-ритмические упражнения | 12 | | 12 |
2 | Классическая хореография. Сложный экзерсис. | 12 | | 12 |
3 | Репетиционно - постановочная работа | 12 | | 12 |
ИТОГО | 36 | | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения. Дети 5-6 лет. 1 час в неделю.
Ритмические упражнения: Часики. Петушок. Паровозик. Мишка. Лошадка.
Классическая хореография. Простой экзерсис.: Позиции рук (подготовительная, I, II, III). Позиции ног (I, II, VI). Деми плие. Батман тандю (вперед, в сторону, назад). Релеве.
Репетиционно-постановочная работа: классический танец.
Второй год обучения. Дети 6-7 лет. 1 час в неделю.
Двигательно-ритмические упражнения: Три хлопка. Тук-ток. Соку бачи.
Классическая хореография. Сложный экзерсис.: Позиции рук (подготовительная, I, II, III повторение). Позиции ног (III, IV, V). Грана плие. Батман тандю жете (вперед, в сторону, назад). Релеве (повторение). Пор де бра. Ан деор. Ан дедан.
Репетиционно-постановочная работа: Классический танец. Современный танец.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы организации занятий:
• словесный - объяснение
• наглядный – демонстрация видеоматериалов, показ (исполнение) педагогом упражнений, элементов и движений
• практический – наблюдение, практические задания, упражнения
Приемы организации учебно-воспитательного процесса: упражнения, показ видеоматериалов, наблюдение, практические задания, репетиции.
Дидактический материал:
Таблица «Позиции рук и ног в классическом танце».
Таблица «Перечень элементов экзерсиса».
Таблица «Методика обучения основным элементам экзерсиса».
Схема «Классификация элементов экзерсиса»
Раздаточный материал «Цветы» для выстраивания детей по линиям.
Видеозаписи занятий, выступлений.
музыкальные фонограммы классической музыки: В.А. Моцарт «Реквием по мечте», Ф. Шопен «Прелюдия», трэк «Классическая музыка в современной обработке», Э. Григ «В пещере горного короля», А. Вивальди «Времена года».
музыкальные фонограммы детских песен: трэк «Попурри детских песен», трек «Детская дискотека», «Просто мы маленькие звёзды», «Мы маленькие детки нам хочется гулять», «Белые ангелы».
музыкальные фонограммы для упражнений: «Лошадка», «Часики», «Паровозик», «Петушок», «Мишка», «Три хлопка», «Тучка», «Тук-Ток».
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Музыкальный зал или специально оборудованный танцевальный зал с зеркалами и хореографической стойкой;
Методическая литература;
Музыкальная аппаратура;
Музыкальный центр;
Компьютер;
Мультимедиаплеер;
Музыкально-дидактические игры;
Атрибуты к танцам;
Костюмерная с достаточным количеством костюмов для танцевального творчества дошкольников, выступлений;
Флэш-накопитель.
КОМПЕТЕНЦИИ
Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте, является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной учебно-познавательной, трудовой и др.).
Формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста при занятии по программе «Движение»:
Информационная компетентность представляет собой готовность ребенка принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Информационная компетентность
1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.).
2. Умение делать выводы из полученной информации.
3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.
5. Умение получать информацию, используя некоторые источники
Технологическая компетентность определяется как готовность ребенка к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.
Технологическая компетентность
1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.
2. Умение планировать этапы своей деятельности.
3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.
4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.
6. Умение использовать способы преобразования.
7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.
8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.
9. Умение организовать рабочее место.
10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Социально-коммуникативная компетентность
1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.
2. Умение получать необходимую информацию в общении.
3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.
6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д)
8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
9. Умение принимать и оказывать помощь.
10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
перечень нормативных документов
Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05.2013г. №26).
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41).
Устав МАУ ДО «ДЭЦ» (Приказ руководителя управления образования мэрии города Магадана от 09.03.2016 № 198).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
использованный при написании программы
Богданов Г. Русский народно-сценический танец: методика и практика создания. Учебное пособие. – Спб.: Лань, 2018. – 480 с.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Лань, 2000. - 220 с.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
Комплект ФГОС ДО. Польки, вальсы, хороводы. Музыкальное сопровождение танцев в мультимедийном приложении (+ CD диск). М.: Учитель, 2018. – 63 с.
Модестов В. Волшебный мир балета. – М.: Белый город, 2018. – 112 с.
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа, 2004.
Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
Стуколкина Н. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. – М.: Лана, 2017. – 376 с.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
рекомендуемый родителям
Александрова Н. Малашевская Г. Классический танец для начинающих. Учебное пособие (+ DVD). – СПб, 2014. – 128 с.
Зарецкая Н. Танцы в детском саду. М.: Айрис-пресс, 2008. – 112 с.
Игры с наклейками. Танцы. М.: Эксмо, 2008. – 8 с.
Каплунова И., Новоскольцева И., Алексеева И. Топ-топ, каблучок. Танцы в детском саду. Выпуск 1. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений (+CD). – М.: Композитор, 2016. – 84 с.
Куприянова Т. Музыка для малышей Игры песни танцы… - М.: Академия развития, 2010. – 32 с.
Мухина А. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ Астель, 2009. – 123 с.
Ремизовская Е. Танцуйте, крошки! Сборник песен и танцев для дошкольников. М.: Феникс, 2012. – 125 с.
Роот З. Танцы и песни для детского сада. М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.