СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10 профильный класс. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху." предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«обществознание, 10 профильный класс. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.»

Урок 7-9 Обществознание, профильный уровень Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху  ( Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время ) Д.З: § 3, ?? (с. 23), задания (с.24) © А.И. Колмаков

Урок 7-9

Обществознание, профильный уровень

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху ( Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время )

Д.З: § 3, ?? (с. 23), задания (с.24)

© А.И. Колмаков

 объяснить понятия и термины: «гуманизм», «разделение властей», «социалистический идеал», «технократизм», «экзистенциализм», «социальная статика», «социальная динамика»;  познакомить со средневековыми представлениями о человеке и обществе и взглядами на общество и человека в Новое и Новейшее время;  развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;  способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
  • объяснить понятия и термины: «гуманизм», «разделение властей», «социалистический идеал», «технократизм», «экзистенциализм», «социальная статика», «социальная динамика»;
  • познакомить со средневековыми представлениями о человеке и обществе и взглядами на общество и человека в Новое и Новейшее время;
  • развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
 гуманизм;  разделение властей;  социалистический идеал;  марксизм;  технократизм;  экзистенциализм;  социальная статика;  социальная динамика.
  • гуманизм;
  • разделение властей;
  • социалистический идеал;
  • марксизм;
  • технократизм;
  • экзистенциализм;
  • социальная статика;
  • социальная динамика.
Изучение нового материала Кризис средневековых представлений о человеке и обществе. Политика и государство: новый взгляд. Просвещение: вера в разум и прогресс. Становление общественных наук. Справедливое общество и пути к нему. Марксистское учение об обществе. Социально-философская мысль xx в. Вспомните.  Как изменилось положение католической церкви под влиянием Реформации? Что нового привнесла в развитие общества эпоха Возрождения? Каким видели будущее человечества социалисты-утописты?

Изучение нового материала

  • Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
  • Политика и государство: новый взгляд.
  • Просвещение: вера в разум и прогресс.
  • Становление общественных наук.
  • Справедливое общество и пути к нему.
  • Марксистское учение об обществе.
  • Социально-философская мысль xx в.

Вспомните. Как изменилось положение католической церкви под влиянием Реформации? Что нового привнесла в развитие общества эпоха Возрождения? Каким видели будущее человечества социалисты-утописты?

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе. В Новое время начинает формироваться новое понимание общества и человека в нем. Сначала в рамках философских течений А позже появились общественные науки (социология, политология и др.) Философские учения оформились ещё в средневековье  (основывались на религиозных учениях, философия - «служанка богословия»): Идея : человек – главное творение Бога, оно ценнее любого другого земного творения. Добродетельная жизнь – путь к спасению во время Страшного Суда

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.

В Новое время начинает формироваться новое понимание общества и человека в нем.

  • Сначала в рамках философских течений
  • А позже появились общественные науки (социология, политология и др.)

Философские учения оформились ещё в средневековье (основывались на религиозных учениях, философия - «служанка богословия»):

  • Идея : человек – главное творение Бога, оно ценнее любого другого земного творения.
  • Добродетельная жизнь путь к спасению во время Страшного Суда
Известные философы  средневековья:  ФОМА АКВИНСКИЙ (13 в.) Благодаря разуму человек может распознавать универсальные сущности в вещах Человек разумное, духовное и социальное существо , для которого жизнь в обществе – необходимое условие самореализации. Аквинский канонизирован церковью, его учение признано официальной философией церкви ( томизм - учение, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля) АВГУСТИН (4-5 в.в.) Создал учение о «Божьем Граде и Граде Земном» В земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка, а церковь необходима для спасения души

Известные философы средневековья:

ФОМА АКВИНСКИЙ (13 в.)

  • Благодаря разуму человек может распознавать универсальные сущности в вещах
  • Человек разумное, духовное и социальное существо , для которого жизнь в обществе – необходимое условие самореализации.

Аквинский канонизирован церковью, его учение признано официальной философией церкви ( томизм - учение, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля)

АВГУСТИН (4-5 в.в.)

  • Создал учение о «Божьем Граде и Граде Земном»
  • В земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка, а церковь необходима для спасения души
Известные философы  средневековья: Роджер Бэкон Английский ученый 13в. доказывал:  что знание только тогда может считаться истинным, когда оно подкреплено опытом . Задачу науки - изучать природу во всех ее проявлениях и поставить силы природы на службу людям.

Известные философы средневековья:

Роджер Бэкон

  • Английский ученый 13в. доказывал:
  • что знание только тогда может считаться истинным, когда оно подкреплено опытом .
  • Задачу науки - изучать природу во всех ее проявлениях и поставить силы природы на службу людям.
Известные философы  средневековья:  МАРТИН ЛЮТЕР (15-16 в.в.) Священники должны научить верующих читать священные книги (вера – это непосредственная связь с Богом) Церковь должна стать «дешевой» (без пышных обрядов, без пышных одежд священников, богатого убранства) Церковь должна подчиняться светской власти (князьям или императорам) Лютеранская церковь

Известные философы средневековья:

МАРТИН ЛЮТЕР (15-16 в.в.)

  • Священники должны научить верующих читать священные книги (вера – это непосредственная связь с Богом)
  • Церковь должна стать «дешевой» (без пышных обрядов, без пышных одежд священников, богатого убранства)
  • Церковь должна подчиняться светской власти (князьям или императорам)
  • Лютеранская церковь
Философы эпохи Ренессанса ( Возрождение культуры античности) 16 в.) Возрождается интерес к античной греческой философии, к человеку Главным направлением в философии – гуманизм В вопросах истины верховным авторитетом становится наука , а не теология (учения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона) Возникли новые философские учения об устройстве общественной жизни (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье)

Философы эпохи Ренессанса ( Возрождение культуры античности) 16 в.)

  • Возрождается интерес к античной греческой философии, к человеку
  • Главным направлением в философии – гуманизм
  • В вопросах истины верховным авторитетом становится наука , а не теология (учения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона)
  • Возникли новые философские учения об устройстве общественной жизни (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье)
Макиавелли (15-16 в.в.) Создал учение о механизме управления государством Цель политики – приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства Государь сам устанавливает законы и моральные нормы (цель оправдывает средства) «макиавеллизм»

Макиавелли (15-16 в.в.)

  • Создал учение о механизме управления государством
  • Цель политики – приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства
  • Государь сам устанавливает законы и моральные нормы (цель оправдывает средства) «макиавеллизм»
Томас Гоббс (16-17 в.в.) Английский философ. Государство , по Гоббсу как мифическое библейское чудовище Левиафан, - результат договора между людьми , положившего конец естественному состоянию

Томас Гоббс (16-17 в.в.)

  • Английский философ.
  • Государство , по Гоббсу как мифическое библейское чудовище Левиафан, - результат договора между людьми , положившего конец естественному состоянию "войны всех против всех".
  • Основа жизни общества – государство, которое поддерживается силой
  • Основные сочинения: "Левиафан" (1651), "Основы философии" (1642 - 58).
Теория общественного договора происхождения государства , (выдвинутая голландским учёным Г. Гроцием и разрабатывавшаяся Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.) государство возникло в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти. Сочинение Гоббса «Левиафан»
  • Теория общественного договора происхождения государства , (выдвинутая голландским учёным Г. Гроцием и разрабатывавшаяся Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.)
  • государство возникло в результате договора между людьми,
  • в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.

Сочинение Гоббса «Левиафан»

(17-18 в.в.) Английский философ, иногда называемый

(17-18 в.в.)

  • Английский философ, иногда называемый "интеллектуальным вождем 18 в." и первым философом эпохи Просвещения.
  • О нецелесообразности концентрации верховной власти в одних руках
  • Выдвинул идею о разделении законодательной и исполнительной власти
Шарль Монтескье (17 – 18 в.в.) Вывод о необходимости выделения 3-й ветви власти – судебной Оформил идею  принципа разделения властей  Основные сочинения:

Шарль Монтескье (17 – 18 в.в.)

  • Вывод о необходимости выделения 3-й ветви власти – судебной
  • Оформил идею принципа разделения властей
  • Основные сочинения: "Персидские письма" (1721), " О духе законов" (1748).
Мари Франсуа Аруэ (Вольтер)  (18в.) Век Просвещения. Французский писатель и философ-просветитель. боролся против религиозной нетерпимости и мракобесия, критиковал феодально-абсолютистскую систему, :

Мари Франсуа Аруэ (Вольтер) (18в.) Век Просвещения.

  • Французский писатель и философ-просветитель.
  • боролся против религиозной нетерпимости и мракобесия,
  • критиковал феодально-абсолютистскую систему, : "Философские письма" (1733), "Философский словарь" (1764 - 69).
  • Общество должно опираться на науку и просвещение, тогда люди станут более нравственными
  • Оказал влияние на развитие мировой, в том числе русской, философской мысли. Один из идеологов Французской революции конца 18 века.
Жан-Жак Руссо 18 в.) критиковал современное общество, основанное на неравенстве, и противопоставлял ему

Жан-Жак Руссо 18 в.)

  • критиковал современное общество, основанное на неравенстве, и противопоставлял ему "естественное состояние" людей, свободных и равных.

  • В трактате "Об общественном договоре" (1762 г.) он рисует идеальное общество , в котором государство призвано обеспечивать людям свободу через соблюдение политического и имущественного равенства, не допуская поляризации богатства и нищеты .

  • Мелкую собственность, основанную на личном труде, он считает основой общества.

  • выступает за прямую демократию, когда законы одобряются собранием всех граждан .
Шотландский экономист и философ, основные условия процветания экономики – господство частной собственности, невмешательство государства в экономику Социальная структура общества – классы наемных рабочих, капиталистов, крупных земельных собственников (различаются по зарплате, ренте) Интересы рабочих и капиталистов противоположны, это неизбежность. экономика – это система, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию.  Адам Смит (18 в.)
  • Шотландский экономист и философ,
  • основные условия процветания экономики – господство частной собственности, невмешательство государства в экономику
  • Социальная структура общества – классы наемных рабочих, капиталистов, крупных земельных собственников (различаются по зарплате, ренте)
  • Интересы рабочих и капиталистов противоположны, это неизбежность.
  • экономика – это система, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию.

Адам Смит (18 в.)

Огюст Конт ( 18-19 в.в.) Ввел термин «социология», понятие «социальная динамика» (общественные изменения) Призывал изучать реальные факты общественной жизни Реальным фактором развития общества считал духовный рост людей

Огюст Конт ( 18-19 в.в.)

  • Ввел термин «социология», понятие «социальная динамика» (общественные изменения)
  • Призывал изучать реальные факты общественной жизни
  • Реальным фактором развития общества считал духовный рост людей
(18-19 в.в.) Впервые использовал применительно к обществу понятия «система», «институт», «структура» и др. Идея – об усложнении общественной организации с развитием человечества

(18-19 в.в.)

  • Впервые использовал применительно к обществу понятия «система», «институт», «структура» и др.
  • Идея – об усложнении общественной организации с развитием человечества
Социалистические идеи: социалисты-утописты – Томас Мор, Томмазо Кампанелла Французские социалисты – Анри Сен-Симон и Шарль Фурье, английский - Роберт Оуэн. Идеи: Критиковали капиталистическое общество (это общество хаоса и разобщенности, жадности и эгоизма) О гармоничном обществе, где будут преобладать общие интересы, свободный творческий труд, равноправие Все обязательно будут трудиться, а созданные блага будут распределяться поровну

Социалистические идеи:

  • социалисты-утописты – Томас Мор, Томмазо Кампанелла
  • Французские социалисты – Анри Сен-Симон и Шарль Фурье, английский - Роберт Оуэн. Идеи:
  • Критиковали капиталистическое общество (это общество хаоса и разобщенности, жадности и эгоизма)
  • О гармоничном обществе, где будут преобладать общие интересы, свободный творческий труд, равноправие
  • Все обязательно будут трудиться, а созданные блага будут распределяться поровну
Наиболее полно теорию переустройства общества разработали немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс (19 в.)

Наиболее полно теорию переустройства общества разработали немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс (19 в.)

Проверь себя

1. В работе «О гражданине» Гоббс сравнивает общество с часами. Когда мы хотим разобраться в работе часов, мы их разбираем, изучаем отдельные детали. При последующей сборке часов мы стремимся подогнать детали друг к другу, определить функции каждой из них. Так у нас формируется понимание работы часового механизма как целого. Так же и с обществом: его следует мысленно разделить на части, изучить каждую из них, увидеть их взаимные связи и функционирование. В результате нам станет понятным, что такое общество.

В чем преимущества такого «разборно-сборного» метода изучения общества по сравнению с господствовавшим тогда методом наблюдения? Каковы, на ваш взгляд, недостатки такого метода?

2. Маркс утверждал: «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов».

Сформулируйте эту же мысль, используя понятия «способ производства» и «общественно-экономическая формация». Разделяете ли вы марксистскую идею о примате экономики в жизни общества? Свой ответ аргументируйте.

3. Сравните представления о справедливом (идеальном) общественном устройстве Платона и Маркса. Что общего в их позициях и представлениях, каковы существенные различия?

4. Философы-экзистенциалисты, в отличие от просветителей, сторонников марксизма и представителей других направлений, отказались искать разумный (нацеленный на прогресс) смысл истории.

Какие события XX в. поставили под сомнение исторический оптимизм мыслителей прошлого?

1) Как повлияли на средневековые представления о человеке и обществе Реформация и научные открытия XVII в.? 2) Что общего и каковы различия во взглядах на государство Т. Гоббса и Н. Макиавелли? 3) Почему, на ваш взгляд, идея разделения властей была впервые выдвинута именно философами? 4) Что нового в развитие общественной мысли внесли философы-просветители? 5) Охарактеризуйте основные положения экономического учения А. Смита. 6) Кого принято считать основателями социологической науки и почему? 7) Какие новые идеи об обществе и его развитии выдвинули К. Маркс и Ф. Энгельс? 8) Сравните взгляды социалистов-утопистов и основоположников марксизма на будущее общественное устройство и пути перехода к нему. Выделите общее, укажите различия. 9) Какие новые «версии» марксизма появились в начале XX в.? 10) В чем суть идей технократизма? 11) Как трактуют понятие «свобода» философы-экзистенциалисты?

1) Как повлияли на средневековые представления о человеке и обществе Реформация и научные открытия XVII в.?

2) Что общего и каковы различия во взглядах на государство Т. Гоббса и Н. Макиавелли?

3) Почему, на ваш взгляд, идея разделения властей была впервые выдвинута именно философами?

4) Что нового в развитие общественной мысли внесли философы-просветители?

5) Охарактеризуйте основные положения экономического учения А. Смита.

6) Кого принято считать основателями социологической науки и почему?

7) Какие новые идеи об обществе и его развитии выдвинули К. Маркс и Ф. Энгельс?

8) Сравните взгляды социалистов-утопистов и основоположников марксизма на будущее общественное устройство и пути перехода к нему. Выделите общее, укажите различия.

9) Какие новые «версии» марксизма появились в начале XX в.?

10) В чем суть идей технократизма?

11) Как трактуют понятие «свобода» философы-экзистенциалисты?

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?