Обучающая презентация на тему: «Любовь к Родине дыша»
Цель урока:
- расширить представление о творчестве замечательных поэтов А.Блока и С.Есенина, познакомить с новыми стихотворениями о Родине;
« Любовью к Родине дыша…»
Вдумайтесь в эти слова, как много в них смысла.
Понимаем ли мы, что это значит -ЛЮБИТЬ РОДИНУ?
Легко ли переживать и радоваться вместе с любимой, быть
всегда рядом, подставить плечо в трудную минуту, жить и дышать одним существом, все
делить пополам… не улыбайтесь, я не забыла, что говорю не о человеке, а о стране.
Хотя… разве есть разница?
Для людей, о которых сегодня пойдет речь, этой разницы не существовало. Они любили Россию всем своим существом, « до радости, до боли», их душа жила и дышала одной любовью – любовью к Родине.
Мы будем у Есенина и Блока учиться любить свою страну.
Прочитай и кратко запиши в тетрадь о творчестве А.А.Блока
Прочитай и кратко запиши в тетрадь о творчестве А.А.Блока
Прочитай и кратко запиши в тетрадь о творчестве С.А.Есенина
При первой встрече Блок приветливо встретил молодого поэта Есенина, внимательно выслушал его стихи. Признал в нем дарование, благословил на поэтический подвиг: « Не каждый может быть поэтом, но кто носит в себе это начало, тому надо выбирать единственный путь и держаться его твердо, так, чтобы этот путь привел к победе»
Есенин… Блок… Такие разные, оригинальные, самобытные, но искренняя любовь к Родине сближала этих столь непохожих людей.
С чего начинается Родина?
С какими местами связаны первые стихи поэтов?
Какие великолепные места
Село Константиново привольно раскинулось по правому холмистому берегу Оки. Как и
во времена поэта, здесь
Одна, как прежняя, белеется гора,
Да у горы
Высокий серый камень.
А это Шахматово. Вот как писала о нем тетка А.Блока Мария Бекетова: « Тенистый сад со старыми липами расположен на юго-востоке, по другую сторону дома. Открыв стеклянную дверь столовой, выходившей окнами в сад, и, вступив на террасу, всякий поражался широтой и разнообразием вида…»
Разве можно забыть родной дом, где жили твои родственники, косогор над рекой и березовую рощу, где встречался с любимой, все то, что считал родным? Это не забывается.
Приведите примеры из стихотворений поэтов, связанных с родными местами.
Покажи лирический образ деревни как олицетворение России и при
ответе обязательно обратить внимание на яркость и образность эпитетов и метафор.
Например:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь
Есенин
Как отображается Родина в стихотворениях Есенина, которые вы зачитали?
В лирике Есенина все очеловечено, все дышит, живет
своей особенной жизнью: « кудрявый сумрак за горою рукою машет белоснежной», «туча
кружево в роще связала», «изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины».
Деревня «пахнет яблоком и медом», а хаты – «рыхлыми драченами».
Как отображается Родина в стихотворениях Блока, которые вы зачитали?
Любовь –тайна, любовь-скорбь, любовь-слезы – вот блоковская любовь к России, и звучит
признание в ней:
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…
Блоковское восприятие России непостижимо, переменчиво, неоднозначно.
Влечет, манит поэта вечная тайна его земли. Откроем стихотворение «Осенняя воля».
Что воспевает он?
Слышите – навеки, навсегда, как и положено любить избранницу.
«Битый камень», «скудные пласты», кладбища голос «Руси пьяной»…
Прослушай стихотворения «Гой, ты Русь моя» С.А.Есенина.
Проанализируй данное стихотворение по алгоритму и запиши в тетрадь:
1.Особенности жанра.
2. Вид лирики по содержанию.
3. Построфный анализ. Развитие лирического чувства. Характеристика лирического героя.
4. Поэтические образы: изобразительно –выразительные средства.
5. Идея стихотворения. Выделить строки, где эта идея сконцентрирована особенно чётко.
6. Своё отношение, впечатление.
Проверь:
- Стихотворение
- Посвящено теме любви к родине.
- Лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем. Он поклоняется родной земле, свято чтит ее.
4. Метафора «хаты — образа» соседствует с цветовым образом — слепящий, разъедающий глаза синий («Только синь сосет глаза»). Синий — это небесный, горний, возвышенный. Кроме того, здесь автор использует звукопись, аллитерацию на свистящие, благодаря чему рождается ощущение пронзительной сини просторов.
5. В последней строфе стихотворения особенно ярко и образно передана любовь лирического героя к родной земле: он не готов променять Русь даже на рай.
Прослушайте стихотворение «Росиия» А.А.Блока
Проанализировав стихотворения, скажите, что объединяет таких поэтов, как Блок и Есенин?
Поэт и его родина – неделимое целое, поэт всегда со своей
страной. В стихах о родине переплетается все: и личная их страсть, и чувство долга, и ощущения надвигающейся бури.
Так тесно переплетаются судьбы поэта, человека и страны, Родины, что уже трудно отделить, где сам поэт, где его стихи, где его жизнь. Но ясно одно: быть поэтом – это значит искренне и честно любить свою страну, быть с ней до конца, «любовью к
родине дышать».
Прочитайте с выражением С.А.Есенина «Русь»
Прослушай как читает это стихотворение актёр С.Безруков, попробуй прочитать так же.
А.Блок и С. Есенин преподали нам урок высокого Патриотизма. Урок Любви и Понимания. У них есть чему поучиться.
Но мне интересно узнать, как же вы понимаете
фразу «Любовью к родине дыша»?