СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте. Буква Б.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте. Буква Б.»

Допуск к уроку

Учитель: _______________

Методист: _______________



Ф.И.О.

Павлова Анна Александровна

Школа, класс:

Школа №74 класс 1Б

Дата проведения

15.11.2017

Предмет:

Обучение грамоте

Тема:

«Звук и буква [д]»

Тип урока:

Изучение нового материала

Цель:

Создать условия для формирования представления о звуках [д], [д,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [д], [д,], букву “д” в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков



Планируемые результаты

Предметные



Знать:

Название звука и буквы на письме

Уметь:

 Давать характеристику звуку

Применять:

Определять твердый и мягкий звук в слове

Анализировать:

Отвечать на вопросы

Синтезировать:

Общие признаки звука и буквы

Оценивать:

Как применить полученные знания в жизни



Метапредметные:



Регулятивные:

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Познавательные:

Развивать способность правильно формулировать мысли в процессе общения

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения



Личностные



Формирование учебных навыков: умение слушать, точно отвечать на вопросы, формировать навыки самоконтроля



Основные понятия:

Твёрдый звук, мягкий звук, согласная буква

Методы, технологии:

Работа под руководством учителя. Словесные, наглядные и практические методы

Ресурсы урока для учителя:

Конспект занятия, презентация, наглядный материал, раздаточный материал

Ресурсы урока для учащихся:

Учебник, рабочая тетрадь.

Оформление доски:

Тема урока, наглядный материал (картинка дрозда и дятла), листья-слоги, бумажная буква Д



Планирование:

1. Организация учебного процесса (2 минута)
2. Актуализация необходимых знаний (4 минуты)
3. Мотивация познавательной деятельности (2 минуты)
4. Организация познавательной деятельности (20 минут)

А) физминутка (3 минуты)


5. Подведение итогов (4 минуты)



Ход урока:



Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Организация учебного процесса

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Сергеевна. Сейчас я проведу у вас урок «Обучения грамоте».

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Тихо все за парты сели,

На меня все посмотрели.

Приветствие, проверка готовности к занятию.
Ученики садятся.

2. Актуализация необходимых знаний

У: Ребята, скажите мне пожалуйста, какие звуки могут обозначать буквы?

Какими могут быть гласные звуки?

(ударными или безударными)

А согласные звуки? 

(твердыми, мягкими. звонкими, глухими, парными...)

У: Сегодня у нас не простой урок, я вас приглашаю на прогулку в лес. В этом лесу мы встретим различных животных. Итак, собираемся в путь! Каждому путешественнику нужен радиоприемник, давайте проверим, как работают наши радиоприемники (упражнение на дикцию, увеличение и уменьшение громкости и скорости)

Дятел дерево долбит,(проговаривают губами)
День и ночь кору долбит.(шёпотом)

Дятел лечит древний дуб, (добавляют звук)
Добрый дятел дубу люб.(громко)


Чему учились во время речевой разминки?


Учитель подводит итог.

Мы готовили речевой аппарат к работе, учились чётко проговаривать звуки, регулировать громкость звука, развивали память.

Итак, мы подготовились к путешествию в лес. Теперь можно отправляться в путь. Закройте глаза, представьте, что мы подходим к лесу. Куда ни глянешь, кругом деревья. Деревья стоят то красные, то жёлтые. Лес, точно терем расписной лиловый, золотой багряный. Но что это там виднеется вдали? Кажется, это какое - то животное. Открываем глаза.


















Повторяют за учителем





















Представляют лес и различных животных










3. Мотивация познавательной деятельности

У:   Кого мы встретили? А сейчас вы мне скажите, отгадав мою загадку.

Целый день у нас вокруг
Раздается громкий стук.
— Чистишь дерево, приятель?
— Тук—тук—тук! — ответил …(Дятел)



Учитель обращает внимание детей на интерактивную доску на картинку со словом «дятел».

У: Правильно ребята, мы встретили дятла. Наше путешествие продолжается, мы видим с вами красивые деревья, пруд.. а кто же там поёт?



В певчем деле эта птица,
Прямо скажем мастерица,
Родственник он воробья
И напарник соловья.
(Дрозд)


Учитель обращает внимание детей на интерактивную доску на картинку со словом «дрозд».

У:  Ребята, давайте сделаем схемы слов «Дятел» и «Дрозд» из своих карточек.

В чём отличие этих слов?

(в слове «дятел» звук [д] мягкий, а в слове «дрозд» звук [д] твёрдый).

Кто может выйти к доске и составить схему слова «дятел»?

Кто может выйти к доске и составить схему слова «дрозд»?

Догадайтесь, ребята, о какой букве сегодня пойдет речь?

Учитель открывает тему на доске «Звуки [д] и буква Д»





Отгадывают загадку























Отгадывают загадку



























Буква [Д]


4. Организация познавательной деятельности

У: Ребята, а сейчас давайте сделаем анализ слова дятел.


- Позовите слово (дяятеел)

- Сколько слогов в этом слове? (2)
- Назовите первый слог. (ДЯ)
- Назовите второй слог. (ТЕЛ)
- Ударение на какой слог падает? (1)
- С какого звука начинается слово дятел? (д,)
- Какой он твёрдый или мягкий? ( мягкий)
-Где согласный произносим твердо, а где мягко?

-Почему?


А сейчас давайте сделаем анализ слова дрозд.


- Позовите слово (дрозд)

- Сколько слогов в этом слове? (1)
- С какого звука начинается слово дрозд? (д)
- Какой он твёрдый или мягкий? ( твёрдый)
-Где согласный произносим твердо, а где мягко?

-Почему?



У: Молодцы!



У: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного размяться, для этого вам нужно встать из своих рабочих мест.

Физминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Наклонились,

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два,

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.


Ребята, на полянке кто-то забыл листочки. Мы сейчас посмотрим что на них. Они необычные листочки-слоги. (учитель крепит листочки-слоги на доску). Давайте прочитаем их:

ДА, ДЫ, ДО, ДУ, ДЭ, ДИ

Как вы произнесли первые пять слогов мягко или твёрдо? (твёрдо)

А последний? (мягко)

Учитель демонстрирует на доске печатание букв Д д.

У: А сейчас ребята, я вам предлагаю открыть рабочие тетради, ваша задача напечатать буквы Д д до конца строки.







Фонематическое упражнение.

У: Ребята, сейчас я вам буду называть слова, а вы должны будете поднимать карточки, в зависимости от того, твёрдый или мягкий звук [д] вы услышите.

-Бардак

-Выдра

-Матрос

-Дядя

-Гудок

-Индюк

-Кудри

-Луна

-Лидер

-Мидия

-Мадам

-Отдых

-Судья

-Садик

-Чудак

-Радио

Молодцы, ребята!,



Каждому ученику выдаётся текст.

У: Ребята, давайте посмотрим на экран.

Что изображено на картинке?

(мальчик, девочка, собака)

Какое настроение у ребят на картинке?

(хорошее, они смеются)

Ребята, у каждого на парте лежит текст. Давайте с вами прочитаем этот текст все вместе вполголоса.

Диме и Даше подарили собаку. Они назвали собаку Дымок. Весь день дети мастерили домик для собаки. Дымок был рад новому домику. Дети ухаживали за собакой. Дима, Даша и Дымок теперь друзья!

-Как звали детей в рассказе?

-Для кого дети смастерили домик?

-Почему их можно назвать теперь друзьями?

-Подберите заголовок к тексту.

-Назовите слова, в которых есть звук [д]?

-Назовите слова, в которых есть звук [д’]?

-Почему Дима, Даша и Дымок пишутся с заглавной буквы?



У: Ребята, посмотрите на следующий слайд. Давайте продолжим фразу вместе.

С какого звука начинается слово дуб?

Твердый или мягкий этот звук?

С какого звука начинается слово дятел?

Твердый или мягкий этот звук?

С какого звука начинается слово дорога?

Твердый или мягкий этот звук?

С какого звука начинается слово дед?

Твердый или мягкий этот звук?


У: а сейчас ребята, я предлагаю взять букву Д и разместить ее перед собой на парте. Потрогайте ее пальчиком, проведите пальчиком, запоминая ее образ. Тоже самое сделайте и с закрытыми глазами.

У: Ребята, слушаем меня внимательно и повторяем за мной.


Физминутка:

На зарядку солнышко

Поднимает нас,

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два».

У: Ребята, открываем учебник на странице 108.

-Что изображено на иллюстрации?

-Какая погода изображена?

Давайте с вами прочитаем текст после иллюстрации все вместе вполголоса.

Нева, Дон, Кама, Днепр, Двина, Лена, Амур, Ока-реки.

По рекам плывут суда.

Над реками мосты. По мостам идут поезда.

-Кто может перечислить все реки из текста?

-Что плывет по рекам?

-Что есть над реками?

-Что идёт по мостам?

-Назовите слова, в которых есть звук [д]?

Замечательно, ребята!

Выполняют анализ слова «дятел» устно










Произносят мягкий и звонкий звук [д], [д’]












Повторяют за учителем






























Читают слоги хором






Обводят шаблон дятла










Печатают букву Д в тетради

















































































 
























5. Подведение итогов

У: Чем мы занимались на уроке?

Что нового узнали?

Что вы можете сказать о букве Д?

Какие звуки обозначает буква Д?

Скажите, а пригодятся полученные сегодня нами знания в жизни?