Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты. Очень часто родители хотят переучить и леворуких детей, считая, что это неправильно. Но так ли это на самом деле?
Прошли времена, когда леворуких детей переучивали, заставляя писать правой. Но для того, чтобы ребенок-левша развивался быстрее и чувствовал себя счастливым, нужно учитывать некоторые особенности его мышления.
В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран от 5 до 30 %. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть, наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидексторы - люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью. Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто социальная среда заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.
Но при этом левшам сложнее концентрироваться. Они в целом дольше включаются в работу и формулируют ответ. Поэтому им непросто освоиться в школе - выходит, что именно то, что от них требуется на занятиях, дается им с трудом.
Леворукие дети часто пишут и читают зеркально. Зеркальное чтение и письмо обычно проходит к 10 годам, то есть после начальной школы. До этого достаточно просто предупреждать об особенности всех специалистов, которые будут работать с малышом, и следить за тем, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.
Дети-левши, как правило, начинают говорить позже сверстников — в 3 года, и используют грамотные и содержательные предложения. А еще левши более подвержены заиканию и неправильно произносят звуки. Нередко они неверно употребляют предлоги и с трудом распознают буквы и цифры.
Примите ребенка таким, какой он есть.
Не ругайте за медлительность, чрезмерную эмоциональность, проблемы с письмом, чтением, вниманием... У левшей масса талантов, которые он обязательно проявит, если создать ему благоприятные условия.
Развивайте координацию движений.
Двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, зарядка, спортивные секции, плавание — все это поможет гармонично развивать и правое, и левое полушария мозга. У левши также улучшится зрительная и моторная память, а еще он будет лучше ориентироваться в пространстве.
Обустройте рабочее место.
Настольная лампа должна стоять справа, ручку лучше использовать капиллярную — чтобы паста быстрее высыхала при письме и ребенок не пачкал руки. А еще не надо заставлять левшу писать буквы в слове слитно, без отрыва ручки от листа бумаги: ребенок просто не сможет так сделать из-за физиологических особенностей.
Учите «тактильно».
Левша лучше воспринимает информацию кинетически. Например, чтобы научиться застегивать пуговицы, возьмите руки ребенка в свои и вместе застегните и расстегните все пуговицы. Чтобы легче запомнить цифры и буквы, а также их правильное написание, можно их лепить или рисовать пальчиками на песке или крупе. Такие упражнения развивают мелкую моторику, а вместе с ней и речь.
Помните, что левшам тяжело даются абстрактные понятия: то, что нельзя пощупать (слова, цифры, термины). Поэтому старайтесь делать свои занятия максимально наглядными и осязаемыми. Для того, чтобы помочь левше выучить наизусть стихотворение или правило по школьному предмету, используйте его образную память.
Включайте ребенка в выполнение бытовых действий.
Убрать игрушки, помочь маме на кухне — такая деятельность незаметно, но эффективно развивает мелкую моторику, глазомер и ориентацию в пространстве.
Малоизученность данной проблемы во многом связано с тем, что отечественные педагоги и родители активно и долгое время переучивали левшей, хотя во многих странах мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают условия для нормального существования, обучения, получения профессии, это не является никакой «отрицательной особенностью. Особенности леворуких детей ведут за собой и особенную предметно-развивающую среду, особенные, специализированные программы, рекомендации для родителей и педагогов по обучению и воспитанию леворуких детей. Но, к сожалению, в отечественной педагогике и психологии нет полноценных таковых программ, есть только отдельные рекомендации, элементы программ и отдельные советы, которые очень малоопробированы и слишком разрознены, что в значительной степени усложняет обучение и воспитание как педагогам, так и родителям, и конечно же – непосредственно самим детям. А пока в нашей стране нет таких условий, леворукие дети сталкиваются с большим количеством трудностей при поступлении в образовательное учреждение. Наиболее острой проблемой является проблема леворукости, которая в плане функциональной организации мозга не всегда является просто противоположностью праворукости, скорее можно отметить иной характер функционирования мозга. В связи с этим психологические проблемы ребенка могут начаться не только при поступлении в школу, но и при неправильном и угнетающем подходе педагогов и родителей могут проявить себя и в дошкольном учреждении. Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.
У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, они могут исчезнуть.
В завершении хотелось бы отметить, что многие родители интересуются, имеют ли какие-то отличия левши от правшей и кто из них лучше адаптируется в школьной среде и получает более высокие отметки. Дети - левши будут учиться намного лучше своих праворуких сверстников, если до начала занятий, в подготовительный период, то есть в детском саду, с ними будет проведена определенная обучающая работа, в противном случае они будут отставать от правшей. Это связано со специфичностью переработки информации левшей. и в первую очередь хочется отметить, что важно развивать личность и индивидуальность, формировать высокие нравственные и моральные качества, независимо от того, какая сторона полушария у него доминирует, и что еще очень важно: насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга ведет к нежелательным последствиям. А для того, чтобы леворукому ребенку было максимально комфортно в окружающем его праворуком мире и оградить от лишних трудностей, необходимо выявить и понять его особенности. Для чего и необходимо как можно активнее прорабатывать и изучать данную проблему, чтобы воспитание и обучение леворуких детей не было в будущем не составляло никаких проблем.