Просмотр содержимого документа
«Обучение приёмам работы с текстами разного формата как основа формирования читательской грамотности»
Обучение приёмам работы с текстами разного формата
как основа формирования
читательской грамотности
Шабанова Оксана Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
руководитель ШМО МАОУ «Лицей №19» г.Королёв
ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ПРОБЛЕМА, СВЯЗАННАЯ С ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ? *Средний результат российских 15-летних учащихся по читательской грамотности в 2018 году составил 479 баллов, что статистически ниже среднего результата для учащихся стран ОЭСР (487 балла).
* 22% 15-летних учащихся России, по данным PISA-2018, не достигают порогового уровня читательской грамотности: они не в состоянии ориентироваться с помощью текстов даже в привычных бытовых ситуациях.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ
в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий
занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в основной школе невозможно без сформированности у обучающихся
читательской грамотности. Читательская грамотность, понимаемая как
способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как
способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования. Исторически термин
«грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию
в виде письменного текста.
ЧТО ТАКОЕ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ? 1. Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 2. Способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её
форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. Ученики читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Одна из ключевых компетенций учащихся. Заключается в способности использовать специальные знаки в построении коммуникации с окружающими,
чётко и ясно выражать свои мысли,
аргументировать своё мнение,
читать и понимать прочитанное, включая инструкции, правила, художественные тексты,
грамотно писать тексты различного объёма и типа, применяя соответствующие языковые средства и средства художественной выразительности.
Овладеть читательской грамотностью – это значит: · понимать текст,
· размышлять над его содержанием,
· оценивать его смысл и значение,
· излагать свои мысли о прочитанном,
· интерпретировать текст.
Слово «текст» подразумевает печатные или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык Сплошные тексты Описание Повествование Объяснение Инструкция
Несплошные тексты Графики Диаграммы Таблицы Рисунки Фотографии
«верные –неверные утверждения» 5 класс, литература. Статья « С.А. есенин» Утверждения | До чтения | После чтения |
Родился в селе Константиново | + | + |
Его родители были дворяне | - | крестьяне |
С народным творчеством поэта знакомила бабушка | + | бабушка и дедушка |
После окончания школы отправился в Петербург | + | В Москву |
Свою жизнь поэт не отделял от судьбы своей Родины | + | + |
Стихотворения о природе и «братьях наших меньших» составляют незначительную часть творчества поэта | - | + |
Какие тексты вызывают затруднение? Одна из основных проблем российских пятнадцатилетних учащихся – трудность с пониманием текстов, не похожих на учебные: тех, где информации больше, чем нужно для решения задачи, и текстов бытового и газетного типа (инструкция, объявление и проч.). Особенно сложная ситуация с чтением и пониманием нескольких текстов, объединенных одной темой, но предназначенных для разных целей.
Задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации на уроках русского языка. Русский язык. 5- 6 класс Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм) «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении». 1. Найти и подчеркнуть … 2. Посчитать … 3. Если … 4. Найти границы … 5. Поставить … 6. Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника.
Виды упражнений в процессе работы с текстом
выделение смысловых элементов в тексте для составления плана; обобщение (выделение общих элементов в тексте); способность выделять главную и избыточную информацию для предоставления её в сжатой форме; умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов (учитель предлагает выделить хронологическую или причинно-следственную последовательность в тексте или сформулировать алгоритм описываемого действия); систематизация и сопоставление информации (сравнение с другими источниками аналогичного периода, поиск недостающей информации).