СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обучение восприятию произведения искусства на примере картины Ф. Решетникова «Опять двойка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Обучение восприятию произведения искусства на примере картины Ф. Решетникова «Опять двойка» составлен  по технологии системно-деятельностного метода. Группова работа на уроке позволила включить в  работу всех учеников класса.

Просмотр содержимого документа
««Обучение восприятию произведения искусства на примере картины Ф. Решетникова «Опять двойка»»

Конспект урока по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»

Тема: Обучение восприятию произведения живописи на примере картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

Цели:

1)Личностные.

а) Умение соотносить поступки героев картины с принятыми эстетическими нормами.

б) Умение выделять нравственные аспекты поведения героев.

в) Учиться восприятию прекрасного средствами произведения искусства.

г) Умение устанавливать связи между учебной деятельностью и мотивами деятельности.

2)Регулятивные.

а) Умение ставить перед собой цели, планировать свои действия с учётом конечного результата.

б) Умение оценивать свои действия и корректировать в случае расхождения с эталоном.

в) Умение действовать по плану.

3)Познавательные.

а) Поиск и выделение необходимой информации для понимания идеи картины.

б) Структурирование знаний, преобразование информации.

в) Осознанное и произвольное построение речевого высказыания в устной и письменной форме.

г) Умение выделять основную и главную информацию.

д) Установление причинно-следственных связей.

4) Коммуникативные.

а) Умение работать в группе, договариваться, оказывать поддержку друг другу.

б) Управление поведением партнёра, контроль, оценка его действий.

в) Владение монологической и диалогической формами речи.


Тип урока – Урок открытия нового знания

Форма работы – групповая

Приёмы – кластер, эссе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, фильм «Ералаш» («На свободу с чистой совестью», выпуск № 146, 2004 год), репродукции картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка!», стенд по творчеству Ф.П.Решетникова, методическая брошюра для групповой работы, клей для оформления тетради – «Картинной галереи».


Ход урока.


Приветствие, пожелание плодотворной работы. Добрый день, ребята. Сегодня у нас с вами очень много гостей, желаю нам с вами плодотворной и полезной деятельности.

I. Вызов


1)Просмотр фильма «Ералаш»

►Понравился ли вам сюжет? Происходила ли похожая ситуации в вашей жизни?

►Как вы думаете, что хотели нам этим фильмом сказать авторы? (Плохо учиться на двойки, нельзя огорчать родителей, к чему может привести плохая учёба в школе)

2) А с помощью каких средств эту идею мог бы выразить художник на картине?





Составим кластер (учитель на доске рисует мелом, записывая ответы ребят)

(история создания, сюжет, герои, цвет, предметы, одежда, композиция) (если ученики не скажут слово «название», то оставляем пустой кружок как интригу на конец урока)













►Молодцы, ребята! Можно ли использовать этот кластер при описании любой картины? Конечно, да.

3) Сегодня я хочу представить вам произведение художника Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка!», которое очень созвучно нашему фильму.

Тема нашего урока: Обучение восприятию произведения живописи на примере картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

Целеполагание.

Посмотрите на кластер и попытайтесь каждый для себя сформулировать цель сегодняшнего занятия, что вы хотите узнать, понять, выяснить, чему учиться? На доску вывешиваются четыре слова (узнать о художнике, понять замысел картины, выяснить, с помощью чего художник может передать идею картины, учиться воспринимать произведение искусства)


II. Осмысление.

1) Групповая работа (5-7 мин.)

►Для более плодотворной работы разделимся на группы:

- искусствоведы;

- сценаристы;

- критики;

- дизайнеры;

- стилисты;

- психологи.

Каждая группа получит свой листок с заданиями и внесёт свой вклад в общую работу над картиной. Выполняя их, пользуйтесь методической брошюрой. (Листочки с заданиями заранее разложены на столах)


Задания для групп.

Искусствоведы

1) Используя методическую брошюру, подготовьте небольшой рассказ о биографии художника (несколько предложений)

2) Выделите основную тему творчества и познакомьте класс с репродукциями картин на эту тему (используйте стенд)

3) Расскажите об истории создания картины «Опять двойка» (познакомьте класс с первым вариантом картины и эскизами к картине)

4) Какое время изображено на картине? (используйте брошюру)

Сценаристы

1) Расскажите сюжет картины (используйте брошюру), что было до того, как пришёл мальчик?

2) Подумайте, что делал мальчик до прихода домой?

3) Что произойдёт дальше?


Критики

1) Рассмотрите внимательно картину и расскажите о композиции картины:

- на переднем плане;

- на заднем плане;

- слева;

- справа;

- в центре.

(обратите внимание на открытую дверь, окно в другой комнате)

2) Почему именно так расположил художник части своей картины? (используйте брошюру)

(Художник расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц. Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него. Окно во второй комнате на заднем плане картины играет важную роль. Оно полно света, а значит, жизни, надежды. Оно пропускает через себя все чувства, эмоции наружу. Возле окна – географическая карта, она напоминает, что мир огромен и каждый может найти своё место в нём. Комната вся озарена светом и даёт надежду на то, что мальчик возьмётся за ум и будет учиться хорошо).


Дизайнеры

1) Рассмотрите предметы интерьера комнаты, в которой находятся герои, перечислите эти предметы и опишите их.

2) Какую цветовую гамму выбрал художник для интерьера комнаты?

3) Какова обстановка в комнате?

3) Рассмотрите вторую комнату, каково её назначение, какие детали интерьера видны?

4) О чём нам говорит интерьер квартиры?

(Перед нами типичная квартира послевоенного времени. Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Стены в комнате голубовато-серые. В центре комнаты мы видим стол, покрытый чистой белой скатертью, за ним, наверняка, собирается вся семья обедать. В левом углу - письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. В квартире чисто, прибрано, хотя обстановка небогатая. На стенах висят картины, старинные часы, на полу – ковёр красного цвета. В доме тепло и уютно. Всем интерьером художник показывает, что никто не мешает мальчику заниматься, у него есть все условия для учёбы).

Стилисты

1) Опишите одежду героев(используйте брошюру):

- мальчика – главного героя;

- старшей сестры-пионерки;

- мамы;

- младшего брата.

2) О чём нам может рассказать одежда героев? (используйте брошюру)

(Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки.

Мама одета очень просто, на ней розовая блузка, длинная чёрная юбка. Ей некогда думать о роскошных нарядах. Красный фартук поверх одежды и косынка на голове говорят о постоянной домашней работе. На ногах не туфли, а простые домашние тапочки. Мама очень много трудится, чтобы её дети ни в чём не нуждались, на себя ей не хватает времени и денег, всё уходит на детей, чтобы они ни в чём не нуждались.

Старшая сестра одета в чистую выглаженную форму, на шее ровно повязанный пионерский галстук. Это говорит о её собранности, аккуратности, чистоплотности. Все учебники и тетради у неё в порядке, ничего лишнего в портфеле нет.

Младший брат одет в домашнее трико, футболку, сам он ещё не умеет за собой ухаживать, за него всё делает мама, одет он чисто и аккуратно)


Психологи

1) Предположите возраст героев и опишите внутреннее состояние героев:

- мальчика – главного героя;

- старшей сестры-пионерки;

- мамы;

- младшего брата;

- собаки.

2) Куда направлены взгляды героев?

3) Попробуйте определить характер каждого из героев по мимике, позе, выражению лиц:

- мальчика – главного героя;

- старшей сестры-пионерки;

- мамы;

- младшего брата.

(Мальчику лет10-11, он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных. У него виноватый вид. Глаза опущены, брови приподняты, губы надуты. На макушке хохолок. Вместо того чтобы идти домой и делать уроки, он прогонял на коньках. Но переживает он не из-за «двойки», а из-за того, что огорчил мать. Он отводит от нее глаза, ему очень стыдно перед ней и он искренне раскаивается. Даже любимый пёс не радует его.

Мама ужасно расстроена, бессильно села на стул. Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро! У матери есть одна надежда – ее дети и их учеба, в частности. Особенно учеба сына, ведь он должен будет стать главой семьи, кормильцем, и многое зависит именно от учебы. Также от этого зависит, станет ли он пионером, что было очень важно для того времени. В её глазах мы видим печаль оттого, что сын не держит своих обещаний, не хочет учиться и брать пример со старшей сестры. Возможно, она сидит и думает: «В кого ж ты у меня такой уродился?» Она очень переживает за своего непутёвого сына.

Сестра (она пионерка, ей 12-13 лет) смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Ей хочется доказать, что она лучше и важнее брата. В ее взгляде читается укор, чувство превосходства. В ней говорит своеобразная гордость за то, что она не такая, что она правильная. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на «отлично». Она только пришла из школы и уже из своего портфеля учебники с тетрадками достает, а у него из портфеля что выглядывает? Тетрадка? Нет, коньки. Для него они важнее учебы.

Брат катается на велосипеде да посмеивается над двоечником. Он ещё в школу не ходит, (ему всего лет 5-6), и не может понять, что произошло. Он лукаво улыбается, думая, что сейчас ему точно достанется.

Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой — всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Ей всё равно, какую оценку принёс хозяин, она его просто любит. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.

Центром внимания является сам мальчик, и к нему как бы направлены три «луча», три разных к нему отношения)

2) Выступление групп (каждая 2-3 мин.)

3) Составление пазла. (Название каждой группы на отдельном пазле. Пазлы во время выступления групп закрепляются на доске. После выступлений – перевернуть, и получится картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»)

►Посмотрите, ребята, мы с вами все вместе собрали целостную картину, и каждый из вас внёс свой вклад. С разных сторон мы рассмотрели картину – объект сегодняшнего нашего внимания.

4) А о чём мы с вами ещё не говорили сегодня? (о названии ) Заполняем до конца наш кластер.

Название играет немаловажную роль. Почему художник так назвал свою картину? (В центре внимания – мальчик. Двойка эта не первая, и наш герой это понимает, но ничего поделать не может, ему очень жалко свою маму, поэтому он и отвёл взгляд в сторону)

►В начале урока каждый из вас поставил для себя цель. Достигнута ли она вами? Поделитесь. (высказывания 2-3 учеников)

►Картина была написана в 50-е годы 20-го века. Вы родились уже в 21-ом веке. А созвучна ли она нашему времени? Близка ли вам? (И сегодня есть нерадивые ученики, приносящие домой двойки и огорчающие своих родителей. А может, кто-то представил себя на месте этого ученика? Да. Картина современна и сегодня. Поэтому в Третьяковской галерее возле картины «Опять двойка!» всегда так много зрителей.)

III. Рефлексия.

И в завершение нашего урока я попрошу вас поделиться своими впечатлениями, мыслями

об услышанном. Продолжим работу в нашей «Картинной галерее» (3 мин.)

Чтение нескольких высказываний (2-3 чел.)

IV. Домашнее задание.

Ребята! А вы знаете, что первоначально свою картину Ф.П.Решетников хотел назвать «Опять пятёрка!» Название и замысел изменились после одного урока, на котором побывал художник. К доске вызвали отличника, а он подумал, что в классе сидит проверяющий, и очень плохо отвечал от волнения. Ему поставили «двойку». Растерянный вид ученика так поразил художника, что он решил изменить название картины. А о дальнейшей истории картины вы уже знаете. С этим будет связана домашняя работа.

Попробуйте нарисовать словесную картину с названием «Опять пятёрка!», продумайте героев, место действия, композицию, одежду. Работу можно проиллюстрировать гуашью, акварелью и получить дополнительную оценку.

►Запись д/з в дневник.

Наш урок окончен. Спасибо всем за работу!