СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гавшина Валентина Николаевна

музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР Д/С №12 "Улыбка"

Учимся петь, играя…

Музыкальное искусство - яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребёнка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка обладает своим "языком", своей " речью". Важно не просто научить ребёнка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку, чутко воспринимать её. Музыка и связанная с нею деятельность, могут и должны вызвать в ребёнке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности, " рассуждать в ней" (термин Д.Б. Кабалевского).  

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме"»

Обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме


Гавшина Валентина Николаевна

Музыкальный руководитель

МБДОУ ЦРР Д/С №12 «Улыбка»

Учимся петь, играя…

Музыкальное искусство - яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребёнка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка обладает своим "языком", своей " речью". Важно не просто научить ребёнка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку, чутко воспринимать её. Музыка и связанная с нею деятельность, могут и должны вызвать в ребёнке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности, " рассуждать в ней" (термин Д.Б. Кабалевского). В этом эстетический аспект музыкального воспитания, и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребёнка.

I. Развитие звуковысотного слуха дошкольников

На музыкальных занятиях в детском саду развиваются различные музыкальные способности детей. Но, пожалуй, самое трудное для музыкального руководителя – развить у ребёнка звуковысотный слух, научить его чисто интонировать, а это возможно только при условии систематических, а не от случая к случаю, занятий и использования конкретных, результативных методических приёмов. С самого раннего детства нужно подводить детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех видах музыкальной деятельности. Очень помогают в этом всем известные музыкально-дидактические игры по принципу «высоко-низко», «большой – маленький» (младший возраст), при этом необходимо, чтобы раздаточный материал существовал на каждого ребёнка, что обеспечивает одновременно и индивидуальный, и фронтальный опрос детей; выявляя детское непонимание в этом вопросе и возможность обучения на индивидуальных занятиях. А в старшем возрасте дети учатся слушать звуки и по вертикали и по горизонтали, то есть выкладывать на фланелеграфах одновременно ритмический рисунок в сочетании со звуковысотностью. Это далеко не просто, но очень интересно детям.

Музыкально-дидактические игры приносит детям неподдельную радость обучения и возможность музыкальному руководителю и воспитателю проверить успехи в освоении знаний не одного, двух, а сразу всех детей. Игровой дидактический материал весьма разнообразен: это большие и маленькие ёлочки, цветочки, звёздочки, мячики, фрукты, геометрические фигуры, игрушки и т.д., что только увеличивает детский, познавательный интерес к этому виду занятий.

Обучение пению невозможно без восприятия музыки. Ведь умение различать музыку по характеру, высоте, настроению, образности, которое так необходимо в правильном и красивом пении, развивается именно через этот раздел музыкального воспитания. В разделе «Восприятие музыки» с первой младшей группы на каждом занятии необходимо проводить образное слушание, в котором ребёнок находит образные, зрительные ассоциации к музыке. Если мелодия сыграна в высоком регистре, значит, музыка своей волшебной кисточкой нарисовала нам птичку, бабочку, цветок, дождик, зайчика и т.д., при этом необходимо делать акцент на то, что только высокая музыка позовёт к нам этих персонажей, а на звучание средней или низкой музыки к нам в гости придут медвежонок, тигрёнок, машина и т.д. В старших группах дети к услышанной музыке сочиняют целые пейзажи, зарисовки, подбирают героев и сюжеты сказок. Теоретическое и слуховое распознавание высоких, средних звуков очень важно закреплять на практике голосом, для этого и существует раздел «Распевание» музыкального занятия. Как правило, детям и их наставникам очень нравится петь. А распеваться?

Ведя диалог с детьми, мы выясняем: может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться?; сможет ли без подготовки лётчик поднять в небо самолёт?; Конечно, нет. Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос? Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты в своей работе, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени - успеть бы остальное! Всё это понятно и объяснимо, но, только относясь к этим упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или "поют" речитативом. Всякое явление имеет своё объяснение, свои причинноследственные связи. Всё дело в том, что раздел "распевание"- это "белое пятно" в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Почему наши дети не любят раздел "распевание"? Для них он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен.

Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и птенчики", "Качели", "Бубенчики" и т д. Н.А.Ветлугиной, их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало, невозможно, в самом деле, практиковать только их все пять лет пребывания в детском саду! Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Может быть, вспомнить о том, что мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть? Так не воспользоваться ли этим и не совместить ли приятное с полезным? Нетрудно придти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат.


II.Значение игрового распевания для развития вокальных способностей детей.

Принцип игрового распевания: образное контрастное интонирование, где ребенок поет за двух контрастных персонажей, тем самым обучаясь переводить голос из среднего регистра в высокий в каждой распевке.Знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки включающие в себя два образа, несложный текст и мелодию из двух музыкальных фраз в двух регистрах: среднем и высоком. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях.

Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты. Поэтому, проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях? Такое игровое распевание многофункционально:

  • Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно пробуждает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е чистое интонирование.

  • Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;

  • Отрабатывает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

  • Совершенствует творческие способности детей, выразительность исполнения песен, зарождая навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

  • Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений, музицирование детей.

Такое обыгранное закрепление голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это займёт всего полминуты и пройдёт в игровой форме, возможно, с использованием атрибутов.

Распевки«Игровое распевание» чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим! Тут и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя – повтор прочитанных сказок.

Нельзя забывать, что распевка не должна подбираться необдуманно, хаотично. Она должна предвосхищать решение поставленной задачи в последующей песне. Решите: какой проблемный момент вам необходимо сегодня отработать для пения – скачки или плавный подъём мелодии, распевка должна выполнять ту же функцию, иначе её использование бессмысленно. Таким образом, можно сделать вывод: если распевание будет результативным, то и пение будет плодотворным.