У нормально развивающихся детей выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительной речи» интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
В нашем классе «Особый ребенок» у всех учащихся основной логопедический диагноз - это общее недоразвитие речи (I и II уровня). Речь таких детей отличается грубыми нарушениями произношения и лексико-грамматического строя речи. Речь детей была на 1 году обучения неразвитая, нечистая, монотонная. Дети отвечали на вопрос одним словом, которое повторяли из вопроса взрослого. Были грубо нарушены: слоговая структура речи, темп, ритм и плавность. Это создавало большие проблемы в классе. Также все учащиеся не приучены были смотреть на себя в зеркало и уже тем более выполнять какие-то движения языком или мимические упражнения перед зеркалом. Для нас, учителей – дефектологов и логопедов стоило немало усилий потратить на то, чтобы дети привыкли к своему отражению в зеркале, научились управлять своей мимикой и языком. Во многом помогли наглядности в виде шапочек. Мы учились перед зеркалом “улыбаться”, “плакать”, “смеяться”, “сердиться”, радоваться, “злиться” и т.д. Постепенно дети с желанием принимались за упражнения. Занятия включали в себя в работу над подвижностью артикуляционного аппарата, звуками, развитием фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Использовались речевые игры, яркие интересные игрушки, разнообразные настольные кукольные театры. Игра явилась необходимостью, без которой не было бы положительных результатов. Мы проводили комбинированные занятия в игровой форме, что позволило гибко переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса. Дети начинали постепенно общаться и играть вместе.
В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи: научить детей играть друг с другом, научить их элементарным навыкам взаимодействия с людьми; развивать внимание; научить культуре поведения в общественных местах; формировать навыки личной гигиены и самообслуживания.