Урок 15. Тема: Звук [о], буквы О, о
Цель: познакомить учащихся с буквами О, о; учить распознавать данные буквы среди других;
содействовать совершенствованию речевого дыхания детей, навыка артикуляции;
способствовать формированию умений выделять звук в слове, ударный звук; давать ему характеристику; проводить слого-звуковой анализ слов;
содействовать развитию связной устной речи, формированию умения составлять рассказ по теме;
создавать условия для развития внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления.
Оборудование: предметные картинки, демонстрационные карточки с письменными и печатными буквами С, с; картина с изображением цирка, круги для рефлексии, запись музыки В. Шаинского «Цирк», аудиозапись тихой музыки, смайлики
Ход урока
I. Организационный момент
(Звучит тихая музыка)
Прозвенел звонок, начинается урон.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу.
II. Артикуляционная и мимическая разминка
— Произнесите вслух медленно и раздельно все звуки по порядку: [и], [э], [а], [о] , [у], [ы]. (Повторяют за учителем)
Не торопитесь. Следите за правильной артикуляцией каждого звука. Повторите упражнение. Произнесите все звуки слитно: [иэаоуы].
Поднять (опустить, нахмурить) брови, наморщить нос, надуть губы, опустить уголки губ.
III. Подготовка к восприятию нового материала
— Ребята, многие из вас хотя бы раз бывали в цирке. Ну, а если – нет, то видели цирковое представление по телевизору. В крайнем случае, слышали о цирке от приятелей или взрослых. А знаете ли вы, что такое цирк?
Цирк - это необычайная страна, где ее обитатели – акробаты, иллюзионисты - фокусники, жонглеры, наездники, дрессировщики животных и- конечно же! -клоуны- сознательно себе усложняют жизнь. Жить просто так им не интересно! Скажем, ездят в цирке не на обычных, трех- или двухколесных велосипедах, а на одноколесных. А если сядут на двухколесный, то ездят задом наперед!
Часто там ходят не по земле, а по проволоке. А если и по земле, то - на длиннющих ходулях!
Иллюзионист – фокусник, к примеру, вместо мороженого глотает огонь, зажженный от пальца, а вместо спагетти -настоящие шпаги, извлеченные из кармана!..
А держат эти славные фокусы на своих спинах три «кита»: СИЛА ВОЛИ, СМЕЛОСТЬ, ЛОВКОСТЬ.
— Как называется сцена, где выступают артисты цирка?
— Каких артистов вы видели в цирке? Покажите.
— Как нужно вести себя в цирке?
(Звучит музыка В. Шаинского «Цирк»)
IV. Знакомство с новой темой
— Посмотрите на арену цирка. На какую букву она похожа? (Учитель показывает карточку с печатными буквами 0,о)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Е. Тарлапан
Учитель показывает картинки. Учащиеся хором называют, что изображено на картинках
(Ослик, обруч, осы, овощи и т. д.)
— Какой первый звук слышится в этих словах? (Произнося слово, учитель голосом выделяет звук [о]).
Учитель объясняет детям артикуляцию звука [о]:
— губы округлены и слегка вытянуты вперед;
— зубы закрыты губами;
— язык лежит на дне рта;
— горло «работает» (рука ребенка лежит на горле для контроля).
Ученики делают вывод: звук [о] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его обозначения используется красный кружок (или красный цвет.)
Гласный звук [о] обозначается буквой, которая так и называется- (Учитель показывает на карточках печатную и письменную буквы, объясняет, когда каждая из них употребляется,)
— На что похожа эта буква?
Посмотри на колесо -
А увидишь буну О.
А, Шибаев
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О
В. Степанов
— Для чего нужна большая, маленькая буква? Назовите имена на О.
— Встаньте, дети, в имени или фамилии которых слышится звук [о].
«Печатание» буквы о указательным пальчиком правой (левой) руки на ладони левой (правой.)
— Посмотрите глазами на окно, боковую стену, потолок, на пол. Сделайте круговые движения глазами.
Разделите слово «обруч» на слоги.
Назовите первый и второй слоги.
Произнесите первый звук в слоге «об».
Какой он, гласный или согласный?
Аналогичная работа проводится со слогом «руч»
На доске записывается схема слова «обруч».
Такая же работа проводится со словами : Оля, клоун.
V . Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши 3 хлопка, головою3 кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
О. Гичева
VI. Развитие речи учащихся
Составьте предложение, состоящее из двух слов. (Ослик бежит. Обезьяне весело.)
Составьте предложение, состоящее из трех слов. (Клоун вращает обручи.)
(Ученики слушают стихотворение и хором отвечают «Да» или «Нет»)
Две сестрички Таня с Валей,
И Сережа ,их сосед,
Как-то в цирке побывали
Там они скучали? (Нет.)
Наши кресла,
В цирке очень интересно
Было им , скажите? (Да.)
Звуки марша зазвучали,
Заискрился яркий свет.
И ребятам в нашем зале
Страшновато стало? (Нет.)
Стало радостно ребятам,
Хорошо, как никогда.
Тут выходят акробаты.
Вы им тоже рады? (Да.)
Был их номер очень сложен.
Ловкость - вот его секрет.
Вы ,друзья, смогли бы тоже
Как артисты прыгать? (Нет.)
Тут сказал Сергей: "Все ясно
Номер требует труда".
Вы с Сережею согласны,
Или нет, ребята? (Да.)
А потом большие гири
Стал подбрасывать атлет.
Сразу три, потом четыре.
Вы бы так сумели? ( Нет.)
А потом медведи были,
Завели мотоциклет
И по кругу покатили…
Неуклюжи мишки? (Нет)
И сказала Валя Гале,
Шли домой они когда.
Хорошо там детям? (Да)
Согласился с этим тоже
И Сережа, их сосед..
Может , с Валей и
Сережей
Кто- то спорить будет! (Нет)
Ю. Погорельский
VII. Закрепление изученного материала
Учитель предлагает детям рассмотреть ряд картинок (Оля, овощи, осень, пальто, перо, кольцо, окна, кот, сок, обруч, осы, нос, ведро) и выполнить следующие задания
— выбрать картинки, в названии которых звук [о] стоит в начале слова, выделить звук голосом;
— выбрать картинки, в названии которых звук [о] стоит в конце слова, выделить звук голосом;
— рассмотреть оставшиеся картинки, назвать их, объяснить, что в названии этих предметов звук [о] стоит в середине слова, выделить звук [о] голосом;
Стекла — стекло, седла — …. окна — … , крылья — …. , перья — …. , колеса — ….
— Назовите последний звук во всех образованных словах.
— Назовите первый звук в отгадках.
1. Без крыльев летит,
Без ног бежит,
Без паруса плывет. (Облако.)
2. Когда ночь длинна, а вода холодна? (Осенью.)
3. Сер, но не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, а не лошадь. (Ослик.)
4. Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Осы.)
VIII. Итог урока
— С какой буквой вы познакомились на уроке?
— У кого из учеников нашего класса имя начинается со звука [о]?
— Дайте характеристику звуку [о]
— Где можно встретить печатную букву О? Письменную?
IX. Рефлексия
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Выберите кружок, который соответствует вашему настроению. Дорисуйте его.