СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте .Звук [о], буквы О, о"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока   по обучению чтению. Звук [о], буквы О, о"

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте .Звук [о], буквы О, о"»




Урок 15. Тема: Звук [о], буквы О, о


Цель: познакомить учащихся с буквами О, о; учить распознавать данные буквы среди других;

содействовать совершенствованию речевого дыхания детей, навыка артикуляции;

способствовать формированию умений выделять звук в слове, ударный звук; давать ему характеристику; проводить слого-звуковой анализ слов;

содействовать развитию связной устной речи, формированию умения составлять рассказ по теме;

создавать условия для развития внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления.


Оборудование: предметные картинки, демонстрационные карточки с письменными и печатными буквами С, с; картина с изображением цирка, круги для рефлексии, запись музыки В. Шаинского «Цирк», аудиозапись тихой музыки, смайлики


Ход урока

I. Организационный момент

(Звучит тихая музыка)

Прозвенел звонок, начинается урон.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу.


II. Артикуляционная и мимическая разминка

  • Упражнение «Произнесите звуки»

— Произнесите вслух медленно и раздельно все звуки по порядку: [и], [э], [а], [о] , [у], [ы]. (Повторяют за учителем)

Не торопитесь. Следите за правильной артикуляцией каждого звука. Повторите упражнение. Произнесите все звуки слитно: [иэаоуы].


  • Мимическая гимнастика.

Поднять (опустить, нахмурить) брови, наморщить нос, надуть губы, опустить уголки губ.


III. Подготовка к восприятию нового материала

— Ребята, многие из вас хотя бы раз бывали в цирке. Ну, а если – нет, то видели цирковое представление по телевизору. В крайнем случае, слышали о цирке от приятелей или взрослых. А знаете ли вы, что такое цирк?

Цирк - это необычайная страна, где ее обитатели – акробаты, иллюзионисты - фокусники, жонглеры, наездники, дрессировщики животных и- конечно же! -клоуны- сознательно себе усложняют жизнь. Жить просто так им не интересно! Скажем, ездят в цирке не на обычных, трех- или двухколесных велосипедах, а на одноколесных. А если сядут на двухколесный, то ездят задом наперед!

Часто там ходят не по земле, а по проволоке. А если и по земле, то - на длиннющих ходулях!

Иллюзионист – фокусник, к примеру, вместо мороженого глотает огонь, зажженный от пальца, а вместо спагетти -настоящие шпаги, извлеченные из кармана!..

А держат эти славные фокусы на своих спинах три «кита»: СИЛА ВОЛИ, СМЕЛОСТЬ, ЛОВКОСТЬ.

— Как называется сцена, где выступают артисты цирка?

  • Какой она формы?

— Каких артистов вы видели в цирке? Покажите.

— Как нужно вести себя в цирке?

(Звучит музыка В. Шаинского «Цирк»)


IV. Знакомство с новой темой


  • Чтение стихотворения учителем.

— Посмотрите на арену цирка. На какую букву она похожа? (Учитель показывает карточку с печатными буквами 0,о)

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Е. Тарлапан

  • Наблюдение за произношением звука и его характеристика.

  • Игра «Кто внимательный?»

Учитель показывает картинки. Учащиеся хором называют, что изображено на картинках

(Ослик, обруч, осы, овощи и т. д.)

— Какой первый звук слышится в этих словах? (Произнося слово, учитель голосом выделяет звук [о]).

Учитель объясняет детям артикуляцию звука [о]:

— губы округлены и слегка вытянуты вперед;

— зубы закрыты губами;

— язык лежит на дне рта;

— горло «работает» (рука ребенка лежит на горле для контроля).

Ученики делают вывод: звук [о] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его обозначения используется красный кружок (или красный цвет.)

  • Знакомство с буквой

  • Гласный звук [о] обозначается буквой, которая так и называется- (Учитель показывает на карточках печатную и письменную буквы, объясняет, когда каждая из них употребляется,)


  • Найдите в Букваре изображение буквы о.

— На что похожа эта буква?

Посмотри на колесо -

А увидишь буну О.

А, Шибаев


  • Ученики рассматривают рисунок (дупло и вылетавших из него ос.)

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О

В. Степанов


— Для чего нужна большая, маленькая буква? Назовите имена на О.

— Встаньте, дети, в имени или фамилии которых слышится звук [о].


  • Графическое изображение буквы

«Печатание» буквы о указательным пальчиком правой (левой) руки на ладони левой (правой.)


  • Упражнение для глаз

— Посмотрите глазами на окно, боковую стену, потолок, на пол. Сделайте круговые движения глазами.


  • Работа по учебнику (с 26- 27)

  • Разделите слово «обруч» на слоги.

  • Назовите первый и второй слоги.

  • Произнесите первый звук в слоге «об».

  • Какой он, гласный или согласный?

Аналогичная работа проводится со слогом «руч»

  • Определите ударный слог.

На доске записывается схема слова «обруч».

Такая же работа проводится со словами : Оля, клоун.


V . Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши 3 хлопка, головою3 кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

О. Гичева


VI. Развитие речи учащихся

  • Составление рассказа «В цирке»

  • Кто изображен на рисунке?

  • Что делает клоун?

  • Как зовут девочке?

  • Что она хочет подарить клоуну?


  • Анализ схем предложений

  • Составьте предложение, состоящее из двух слов. (Ослик бежит. Обезьяне весело.)

  • Составьте предложение, состоящее из трех слов. (Клоун вращает обручи.)


  • Игра «Может, да, а может – нет»

(Ученики слушают стихотворение и хором отвечают «Да» или «Нет»)


Две сестрички Таня с Валей,

И Сережа ,их сосед,

Как-то в цирке побывали

Там они скучали? (Нет.)


  • Где, - спросили, -

Наши кресла,

  • А садитесь вот сюда…

В цирке очень интересно

Было им , скажите? (Да.)


Звуки марша зазвучали,

Заискрился яркий свет.

И ребятам в нашем зале

Страшновато стало? (Нет.)


Стало радостно ребятам,

Хорошо, как никогда.

Тут выходят акробаты.

Вы им тоже рады? (Да.)


Был их номер очень сложен.

Ловкость - вот его секрет.

Вы ,друзья, смогли бы тоже

Как артисты прыгать? (Нет.)


Тут сказал Сергей: "Все ясно

Номер требует труда".

Вы с Сережею согласны,

Или нет, ребята? (Да.)


А потом большие гири

Стал подбрасывать атлет.

Сразу три, потом четыре.

Вы бы так сумели? ( Нет.)


А потом медведи были,

Завели мотоциклет

И по кругу покатили…

Неуклюжи мишки? (Нет)


И сказала Валя Гале,

Шли домой они когда.

  • Вот и в цирке побывали.

Хорошо там детям? (Да)


Согласился с этим тоже

И Сережа, их сосед..

Может , с Валей и

Сережей

Кто- то спорить будет! (Нет)

Ю. Погорельский


VII. Закрепление изученного материала

  • Игра «Кто больше?»

Учитель предлагает детям рассмотреть ряд картинок (Оля, овощи, осень, пальто, перо, кольцо, окна, кот, сок, обруч, осы, нос, ведро) и выполнить следующие задания

— выбрать картинки, в названии которых звук [о] стоит в начале слова, выделить звук голосом;

— выбрать картинки, в названии которых звук [о] стоит в конце слова, выделить звук голосом;

— рассмотреть оставшиеся картинки, назвать их, объяснить, что в названии этих предметов звук [о] стоит в середине слова, выделить звук [о] голосом;


  • Игра «Много—один»

Стекла — стекло, седла — …. окна — … , крылья — …. , перья — …. , колеса — ….

— Назовите последний звук во всех образованных словах.


  • Игра « Отгадай загадки»

— Назовите первый звук в отгадках.

1. Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без паруса плывет. (Облако.)


2. Когда ночь длинна, а вода холодна? (Осенью.)


3. Сер, но не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, а не лошадь. (Ослик.)


4. Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. (Осы.)


VIII. Итог урока

— С какой буквой вы познакомились на уроке?

— У кого из учеников нашего класса имя начинается со звука [о]?

— Дайте характеристику звуку [о]

— Где можно встретить печатную букву О? Письменную?


IX. Рефлексия

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Выберите кружок, который соответствует вашему настроению. Дорисуйте его.