ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ).
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владеют умением проверять написанное.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Овладевают целостным, социально ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные – планируют, контроли-руют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные – общеучебные – используют рисунок, текст для решения учебной задачи;
логические – овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Издавна ведётся спор о том, когда, в каких классах можно предлагать учащимся письменные творческие работы, сочинения. Учителей очень пугает возможность орфографических ошибок у таких малограмотных людей, какими являются учащиеся первых-вторых классов. Учителя, которые страшатся сочинений из-за возможности ошибок, напоминают родителей, которые не позволяют ребёнку встать со стула из боязни, что он расшибёт себе нос. Но ведь если так поступать, ребёнок никогда не научится ходить. А это неизбежно: начнёт ходить – будет падать, и, в конце концов, научится ходить. И вот также надо решиться учить писать сочинения.
Смелее беритесь за работу, и вы, и ваши дети быстрее приобретёте необходимый для этого опыт. «Если нельзя сделать всё сразу – это не значит ещё, что не надо ничего делать. Нужно сделать, что можешь», - методист В.И.Богданов.
Сначала будет расходиться орфография со стилем, и в конце концов это уравняется, выработаются навыки, и ребёнок начнёт писать что-то содержательное и интересное.
- ЧТО НАДО ЦЕНИТЬ В СОЧИНЕНИЯХ? → Самым ценным качеством первых творческих работ является искренность. Вот это качество – искренность высказываний – особенно надо стараться сберечь в детских работах.
- КАК ПРЕОДОЛЕВАЕТСЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ БАРЬЕР? → Во-первых, на уроке, когда пишутся сочинения, у каждого учащегося на парте должен лежать орфографический словарь для начальных классов. Пользоваться словарём, надо учить заранее, как только ребята усвоят алфавит. Во-вторых, разрешать спрашивать у учителя правописание любого слова, которое затрудняет учащегося. Надо тихо, не мешая другим ребятам, сказать ученику правильный вариант написания слова. Не надо в таком случае требовать припомнить правило или найти проверочное слово, не надо отвлекать ученика от творческого процесса.
После того, как сочинение каждым учеником будет написано, ученик должен его проверить, используя орфографический школьный словарик.
Активное привлечение словарей приучает к культуре умственного труда, оказывает существенную пользу в формировании орфографической зоркости ученика.
Заранее на уроках русского языка надо показать ученикам, как можно аккуратно зачеркнуть ошибочно написанное слово или букву. В литературном творчестве особенно важно, чтобы у школьников не было страха перед исправлениями.
РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ.
– Какие темы для сочинений можно предложить детям в начальной школе?→ Темы даются близкие, понятные и интересные учащимся. Тема всегда объявляется на том уроке, когда пишется сочинение. Часто бывают темы, которые требуют предварительных, самостоятельных наблюдений учащихся, например, «Зимнее утро», «Зима отступает» и подобные. Тогда, не объявляя, что это станет темой сочинения, надо дать ребятам задание самостоятельно понаблюдать в природе и сопроводить наблюдение небольшой установкой: когда и что наблюдать.
Наблюдая зимнюю природу, кто-то из ребят сказал:
« Кусты голые и замёрзшие», и тут же явилась мысль, а что если среди зимы веточку поставить в воду, появятся на ней листочки или нет? Проверили. Поставили веточку орешника в воду. Задание – наблюдать. Сначала поступали устные сообщения, а потом ребята написали сочинение и назвали его «Наша веточка». → «Когда мы веточку принесли в класс, она была в льдинках, замёрзшая. Мы налили ей воды. Прошло несколько дней. Веточка ожила и распустила листики».
- КАКИЕ ЕЩЁ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ МОЖНО ДАТЬ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ?→Учащимся предлагаются темы, где требуется оценка явлений, например: «Какие уроки вам нравятся?» → «Я люблю уроки математики. Мне нравится думать и измерять отрезки, решать примеры. Ещё я люблю уроки окружающего мира. На этих уроках мы узнаём о земном шаре и о природе».
СОЧИНЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ УРОК».
ЦЕЛИ:
1. Формирование умения строить предложения-объяснения и включать их в текст. 2.Развитие умения использовать различные слова и конструкции в предложениях, передающих отношение к чему-либо или кому-либо.
3. Развитие умения формулировать вводную и заключительную части в тексте-объяснении.
ХОД УРОКА.
I. Объявление темы урока. Постановка учебной задачи.
- Какие уроки в школе вам нравятся?
- Объясните, чем они вам нравятся?
- Какой урок для вас самый любимый?
- Как объяснить (показать) в сочинении своё отношение?
- Чему будем учиться? → Объяснять своё отношение к какому-то одному уроку.
- Что именно нужно будет объяснить в сочинении? → Почему нравится именно этот урок.
- Кому можно это объяснить?
- В конце урока у нас получится книжка «Наши любимые уроки», которую смогут прочитать ваши родители и ученики других классов.
II. Составление предложений для объяснения своего отношения к уроку.
- Составим предложения, которые помогут объяснить, чем именно нравится урок. Прочитайте на доске начало каждого предложения.
Этот урок мне нравится, потому что…
Я с удовольствием…
Мне интересно…
Я люблю…
- Можно ли во всех предложениях указать одинаковые причины? → Нельзя.
- Закончите предложения и напишите их в тетради.
Варианты выполнения задания:
а) самостоятельно с последующей проверкой;
б) два предложения выполняют под руководством учителя, два – самостоятельно;
в) все предложения составляются под руководством учителя.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВТОРОМУ ВАРИАНТУ:
- Как можно закончить первое предложение?
Этот урок мне нравится, потому что…(я очень люблю книги; я очень хочу научиться рисовать и т.д.)
- Можно ли так закончить предложение: потому что мне нравится решать задачи? Почему? → Повторяется слово «нравится».
- Какие слова можно использовать в этом предложении, чтобы не повторять слово «нравится»? → Люблю, мечтаю, хочу, хорошо получается и др.
- Как продолжить следующее предложение? Подумайте, что доставляет вам особое удовольствие? → Я с удовольствием решаю трудные задачи; узнаю многое о жизни животных; читаю о детях и т.д.
- Составьте остальные предложения самостоятельно. Прочитайте их.
III. Обсуждение структуры текста. Составление вводного и заключительного предложений.
- Составьте разные предложения, которыми можно начать сочинения. Выберем из них лучшее.
- Нужно ли уже в вводной части объяснять, почему урок нравится? → Нет, так как этому посвящена вся основная часть.
- В вводной части нужно назвать любимый урок.
- Может ли вводная часть состоять не из одного, а из двух-трёх предложений? → Может.
ПРИМЕРНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Мой любимый урок – математика.
В школе много интересных уроков. Я больше всего люблю рисование.
Мне очень нравится учиться в школе. А мой самый любимый урок – урок окружающего мира.
- Какой вариант вы используете в своём сочинении?
- Чем важен этот урок? Об этом можно сказать в заключительной части.
- Составьте заключительную часть текста.
IV. Орфографическая подготовка.
(Проводится в ходе составления предложений, обсуждения вводной и заключительной частей текста.)
V. Запись текста. Проверка.
VI. Итог урока.
- Расскажите, как вы объяснили своё отношение к любимому уроку.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ.
Мой любимый урок – математика. Он нравится мне потому, что я люблю решать примеры и задачи.
На уроке математики я всегда поднимаю руку. Я с удовольствием решаю примеры на доске и объясняю их решение. Наша учительница часто предлагает интересные задания. Особенно приятно самому решить трудную задачу.
Математика – очень важный урок. Он учит думать.
Надо ориентировать тематику сочинений на разный уровень обобщения знаний, полученных в школе, и социальный опыт детей. Постараться интересно сформулировать тему.
Тематика определяет содержание сочинения. Значит, всякая новая тема – это новое содержание. Можно выделить две основные группы тем: РЕПРОДУКТИВНАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Например, чтобы написать сочинение на тему «Что я знаю о белке?» достаточно изложить определённое темой знание, то есть выполнить работу на репродуктивном уровне.
Подобные сочинения приближаются по методу работы к изложениям, хотя, учитывая полную самостоятельность ученика при отборе фактов, составлении текста не тождественны ему.
Иного подхода требует близкая по смыслу тема «Могут ли белки жить в воде?» Здесь нельзя ограничиться воспроизведением знаний о белке. Для ответа на поставленный вопрос ученик должен раскрыть взаимосвязи живой и неживой природы, обусловленность внешнего вида животного, его средой обитания, питанием, другими словами выполнить работу творческим методом.
Особое значение для формирования личности ребёнка имеют такие темы, которые требуют самого высокого уровня обобщения материала и широкого переноса знаний, впечатлений: «Что такое доброта?», «Мир вокруг меня?», «Зачем людям речь
Тема должна предоставлять ученикам возможность проявить при написании сочинений свои самые сильные стороны. Так формулировки тем «Вот так снегопад!», «Жила-была добрая-предобрая Баба-Яга» стимулируют проявление творческого воображения.
Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. То есть создаются условия для развития интеллектуальных и духовных возможностей детей.
Для развития индивидуальных возможностей школьников через их литературное творчество очень важны такие темы, которые предоставляют ученику полную свободу в выборе жанра и даже, в какой-то мере, содержания своего сочинения. К таким можно отнести, например, тему «Весна в лесу», которую дети раскрывали в жанре сказки, научно-популярной статьи и художественного рассказа. К таким относится и тема «Пусть всегда будет солнце», содержание которой дети черпали из разных источников: одни на основе знаний по окружающему миру писали о Солнце как о звезде, показывая его значение для всего живого; другие строили свои работы, раскрывая борьбу людей за мир, дружбу между народами.
Особое значение надо придавать формулировке творческих тем, их эмоциональному представлению, стремясь вызвать удивление ребят, интерес к работе. Дети особенно откликаются на темы, требующие раскрытия в жанре сказок: «Сказка об облаке и солнце», «Сказка о ветре, который путешествовал по Земному шару» и др.
Дети легко включаются работу, если тема формулируется в виде вопроса, особенно, если вопрос был неожиданным: «Зачем людям сказки?», «Почему растут деревья?», «Зачем людям игрушки?»
Ребятам нравится тема сочинения «О чём чирикал воробей?» На эту тему они писали сочинение весной в первом классе, зимой во втором и осенью, зимой и весной в третьем классе. В результате можно создать красочный альбом с лучшими сочинениями.
СОЧИНЕНИЕ ПО НАБЛЮДЕНИЯМ И ВООБРАЖЕНИЮ «О ЧЁМ ЧИРИКАЛ ВОРОБЕЙ?»
Цели:
1. Формирование умения наблюдать за природой и описывать свои наблюдения.
2. Формирование умения использовать лексические средства и синтаксические конструкции в соответствии с задачей высказывания и характером героя.
Для подготовки к сочинению учащиеся наблюдают за птицами и делают записи в тетради:
1. Понаблюдайте за тем, как ведут себя воробьи весной. Запишите свои наблюдения.
2. Послушайте воробьёв и напишите «воробьиные» слова.
Ход урока.
I. Постановка учебной задачи. Обобщение наблюдений по записям в тетради.
- Назовите тему сочинения, к которому мы готовились?
- Что мы делали, чтобы подготовиться к сочинению?
- Что нужно было подметить, наблюдая за воробьями? → Суетливый, бойкий, подвижный, драчливый, весёлый.
– Как ведёт себя воробей весной? Прочитайте свои записи в тетради. →Весело чирикает, купается в лужах, играет с другими воробьями…
- Текст будет интереснее, если мы расскажем , о чём чирикал воробей от имени самого воробья.
II. Обсуждение содержания и языкового оформления сочинения.
- О чём нам может рассказать воробей? → О том, как он радуется весне, как ему хорошо весной.
- О чём может вспомнить воробей? → О том, как трудно ему жилось зимой.
- Как приходилось воробью зимой? → Плохо ему было, голодно и холодно, трудно найти корм.
- Что он чувствует теперь? → Ему весело, радостно, он доволен, что пришла весна.
- Что радует птичку весной? → Тепло, солнышко светит, снег растаял, много еды.
- Чтобы рассказ был похож на воробьиный, нужно включить в него «воробьиные» слова. Какие «воробьиные» слова вы записали? → Чик-чик, чирик, чив-чив, чивик.
- Каких предложений должно быть много в рассказе, чтобы было похоже на чириканье воробья? → Коротких.
- Какие предложения помогут передать чувства воробья? → Восклицательные.
III. Обсуждение структуры текста. Коллективное составление вводной части.
- С какой части нужно начать текст? → С вводной.
- Составим вводную часть. О чём в ней можно сказать? → О том, что пришла весна, растаял снег, солнышко пригрело.
- Составьте предложения для вводной части.
- Каким предложением нужно закончить вводную часть, чтобы перейти к рассказу воробья? Составим предложение, которое поможет перейти к основной части. → Весело зачирикал на ветке воробей.
Учитель может записать вводную часть на доске.
- О чём сначала может сказать воробей? → О том, как ему трудно было зимой.
- О чём он потом может рассказать? → О том, как хорошо весной.
- Это будет основная часть текста. Сколько маленьких частей в ней может быть? → Две.
- Как можно закончить рассказ воробья? → Предложениями, которые передадут его радость.
- Составьте такие предложения. → Я рад! Я рад! Как хорошо жить!
- Как на письме надо показать начало каждой части?
IV. Орфографическая подготовка.
- Какую работу ещё нужно сделать, готовясь к написанию текста? → Подготовиться грамотно написать текст.
- Подчеркните в словах на доске буквы, на которые нужно обратить внимание при записи.
Запись на доске.
ХОРОШО, ВЕСЕЛО, ГОЛОДНО, ХОЛОДНО, ТЕПЛО.
ЗАБИЛСЯ, НАЙДУ, ВЫЛЕЗЛИ, ГРЕЕТ.
ЧЕРВЯЧКИ, ЗЁРНЫШКИ, ЖУЧКИ.
V. Запись сочинения.
VI. Проверка работы. Чтение сочинений.
Вопросы для анализа сочинений.
- Удалось ли передать настроение и характер воробья?
- Какие интересные наблюдения использованы в сочинении?
VII. Итог урока.
- Расскажите, как подготовка помогла написать сочинение?
- Понравилось ли писать такое сочинение?
- Что было особенно интересно в этой работе?
ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ.
О чём чирикал воробей?
Пришла весна. Пригрело солнышко. Растаял снег. Весело зачирикал на ветке воробей. Чик-чирик! Я воробей. Плохо мне было зимой. Холодно и голодно. Все жучки спрятались. Есть было нечего.
А весной тепло и весело. Чив, чив, чив! Есть корм, греет солнышко. И мне уже не нужно прятаться под карниз. Чиррик!
Я рад! Я рад! Я люблю весну!
- В курсе обучения русскому языку в начальной школе работа над сочинением всегда считалась самой сложной темой. Обучение письму сочинения является обязательной частью программы по русскому языку.
« Детей надо учить так, чтобы им было интересно».
- Как увлечь ребят изучением языка, сделать урок русского языка любимым, интересным? → Ребята с удовольствием составляют тексты по сюжетным картинка.
Сочинения: «Курочка и цыплята», «Лиса и заяц», «Друзья» по сюжетным картинкам.
Большое значение придаётся и работе по картинам. Мы часто рассматриваем репродукции картин на уроках литературного чтения, изобразительного искусства. Учимся «читать» картину. Сочинение по картине начинаем писать во 2-ом классе.
Во многих случаях достаточно написать на доске тему сочинения, как все дети погружаются в работу.
В других случаях требуется предварительное слово учителя.
Большое значение придаётся работе над сочинениями, когда они уже написаны детьми.
Надо помнить три обязательных условия:
• обсудите с детьми написанные сочинения;
• обязательно упомяните всех учеников (несколько работ прочитать полностью, из остальных работ зачитать выдержки, с обязательным названием автора);
• по итогам обсуждения предоставьте им возможность отредактировать работы.
Л.В. Занков предлагал проверять работы следующим образом: ошибки на неизвестные детям правила следует исправлять, а ошибки на известные правила только подчеркнуть с тем, чтобы ученики их исправили во время работы над ошибками. Надо особенно поощрять детей, написавших не только интересные работы, но и аккуратно оформивших их.
Сочинения – бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир детей.
Суббота, 01 октября 2016 г.
9