СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение младших школьников созданию письменных текстов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка на тему: "Написание изложения повествовательного текста" в рамках реализации системного подхода в обучении младших школьников созданию текстов разных типов

Просмотр содержимого документа
«Обучение младших школьников созданию письменных текстов»

Итоговая работа по теме: «Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)»

Конспект урока русского языка в 3 классе

УМК «Перспектива»

Тема урока: Изложение повествовательного текста с элементами описания.

Цель: развивать умение определять тему текста; учить передавать содержание повествовательного текста с элементами описания по коллективно составленному плану; развивать речь.

Задачи:

- продолжать развивать умение передавать последовательно содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану, учитывать связи между частями, обогащать словарный запас детей;

- развивать орфографическую зоркость.

- воспитывать культуру внимания, интерес к предмету, наблюдательность, бережное отношение к родной природе.

Оборудование:

детские рисунки, фонограмма (Г. Свиридов. Вальс «Метель»), тексты изложения на карточках

Ход урока:

1. Организационный момент:

- Сегодня на уроке мы будем учиться передавать содержание текста по составленному плану, мы будем учиться писать изложение.

- Как вы думаете, для чего пишут изложения? (Чтобы узнать что-то новое, научиться передавать содержание прочитанного, точно передавать слова и выражения…)

2. Подготовительная беседа:

- Правильно. Перед знакомством с текстом посмотрите на доску, здесь снежинки, которые мы рисовали с вами после прогулки. Обратите внимание, какие они красивые и разные, нет ни одной одинаковой. Опишите их. (Одни снежинки большие, другие – маленькие, одни круглые, а другие похожи на шестиугольник, квадрат… Некоторые снежинки напоминают звёздочки, а некоторые кружева.)

- Верно, вы очень наблюдательные. А теперь закройте глаза и представьте, что все эти снежинки сорвались с листов и закружились вокруг. (Звучит Вальс «Метель» Г. Свиридова)

- Удалось вам представить, как миллионы снежинок кружатся, танцуют, ложатся вам на плечи, на руки… (Да, в этом нам помогла музыка)

- Каким после этого станет всё вокруг? (Всё вокруг станет белым, пушистым, заискрится и засверкает Будет очень красиво..)

- Какие чувства вы испытывали, слушая музыку и представляя, как танцуют вокруг снежинки? (Восторг, удивление, радость …)

- Так же была удивлена и обрадована девочка Таня, когда однажды утром проснулась и посмотрела в окно.

3. Знакомство с содержанием текста изложения:

(текст читает учитель)

Первый снег

Таня посмотрела в окно. Небо было полно снежинок. Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на деревенские крыши, чёрствую грязь на дороге, замёрзшие лужицы, голые ветки деревьев.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. В воздухе они похожи на пух. А поближе – звёздочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой – как острые стрелки.

После обеда Таня не узнала свою деревню. Вся она стала белая. Крыши белые, дорога белая, огороды белые.

Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла.

По Л. Воронковой

4. Беседа по тексту:

- В каких предложениях автор показал, что снег шёл густой? (Небо было полно снежинок. Снежинки летали, кружились, падали.)

- На что были похожи снежинки, которые увидела Таня? (В воздухе они похожи на пух. А поближе снежинки похожи на звёздочки. Они все разные. У одной лучики широкие, у другой – как острые стрелки.)

- Как изменилась деревня после обеда? (Деревня вся стала белая. Крыши белые, дорога белая, огороды белые.)

- Почему снег заблестел? (Снег заблестел, заискрился, потому что выглянуло солнышко.)

5. Анализ текста:

- Прочитайте текст самостоятельно.

- Определите тему текста. (Первый снег)

- Какова главная мысль текста? (Выпал первый снег, и всё вокруг изменилось. Пришла зима.)

- На сколько частей можно разделить текст? (На четыре: начало (завязка), основная часть (развитие действия), кульминация, развязка).

- К какому типу текста относится данный текст? Обоснуйте ответ. (Это текст – повествование. К тексту можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом, в конце? Всё изображённое в рассказе можно запечатлеть на нескольких снимках.)

6. Подробный разбор каждой части (языковая работа и озаглавливание):

- О чём говорится в первой части? (О том, что в небе было много снежинок, они летели, кружились, падали.)

- Определите главную мысль первой части. (Снежинки летят.)

- О чём говорится во второй части текста? (О том, как Таня разглядывала снежинки.)

- Какова главная мысль второй части? (Все снежинки разные.)

- Обратите внимание, что во второй части есть описание. (Да, описание помогает нам представить снежинки, первый снег, понять основную мысль текста.)

- С чем автор сравнивает снежинки? (В воздухе они похожи на пух, а поближе – на звёздочки.)

- Как можно озаглавить эту часть? (Какие бывают снежинки. Разные снежинки.)

- О чём говорится в третьей части текста? (Деревня изменилась.)

- Определите главную мысль этой части. (Вся деревня стала белой.)

- Какими словами автор подчёркивает белизну выпавшего снега? (Автор несколько раз повторяет слово белые, чтобы подчеркнуть белизну выпавшего снега: крыши белые, дорога белая, огороды белые.)

- Какой заголовок можно придумать к этой части? (Деревню не узнать. Вся деревня в снегу.)

- О чём говорится в последней части текста, какова главная мысль? (Пришла зима.)

В процессе работы над частями рождается план текста, по которому дети будут писать изложение.

ПЛАН

1. Снежинки летят.

2. Какие бывают снежинки.

3. Вся деревня в снегу.

4. Зима пришла.


- Итак, давайте ещё раз отметим, к какому типу относится этот текст? (Это текст повествование с элементами описания. Описание в тексте очень важно, оно помогает понять основную мысль текста, представить первый снег.)

7. Лексико-орфографическая работа:

- Какие глагола использует автор, чтобы описать снежинки? (Летели, кружились, падали, ложились.)

- Как вы думаете, являются ли эти слова синонимами? Как они называются?

(Эти слова имеют близкое значение только в данном тексте. Это контекстуальные синонимы).

- Подберите синонимы к этим словам. (Мелькали, парили, вились, порхали.)

- Что значит выражение «небо полно снежинок»? (Это выражение значит, что снег шёл очень густой, был настоящий снегопад.)

- Как вы понимаете выражение «чёрствая грязь»? (Застывшая грязь, замёрзшая грязь.)

- Найдите в тексте слова, которые описывают лучики у снежинок. (Разные, широкие, острые.)

- Как изменился снег, когда выглянуло солнышко? (Снег заблестел, заискрился.)

- Подберите к этим словам синонимы. (Засверкал, засиял, засветился.)

- Что поможет нам избежать неоправданных повторов одного и того же слова в тексте?

(Избежать неоправданных повторов одного и того же слова в тексте поможет употребление контекстуальных синонимов и местоимений).

- Выделите в тексте опорные слова-глаголы, подчеркните в них орфограммы. осмотрела, летали, кружились, падали, ложились, вышла, стала разглядывать, не узнала, выглянуло, заблестел, заискрился, пришла.)

8. Повторное чтение текста учащимися:

- Ребята, прочитайте текст ещё раз про себя. Попробуйте мысленно пересказать его.

9. Написание изложения.

- Обратите ваше внимание, что в данном тексте четыре части, каждую часть следует писать с красной строки.

10. Подведение итогов урока:

- Кто доволен своей работой? (Большинство ребят подняли руки.)

- В чём испытывали трудность? (Трудно не было.)

Все учащиеся справились с работой.