СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение в сотрудничестве

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены возможности использования технологии обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка(при обучении чтению,при работе с новой лексикой,при написании письма личного характера и т.д.)

Просмотр содержимого документа
«Обучение в сотрудничестве»

МАОУ СОШ № 72: Полосина И.В.

Мастер-класс по теме: «Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка»

Цель:

1.Познакомить участников семинара с существующими разновидностями и возможностями данной технологии, ее основными принципами, преимуществами и недостатками

2.Представить имеющийся опыт работы с использованием технологии сотрудничества


Критериями отбора методов (технологий) в условиях системно-деятельностного подхода выступают: интерактивность, деятельностный характер, направленность на поддержку индивидуального развития, наличие свободы для принятия самостоятельного решения, выбора содержания, способа учения, диалогичность, перенос акцента с запоминания информации на изучение действительности. Выбор метода каждым конкретным учителем основывается на анализе педагогической ситуации. На определении метода обучения иностранным языкам обязательно скажется, например, количество времени, отведенного на учебный предмет, отдельную тему; уровень подготовленности обучающихся, их возрастные особенности; материальная оснащенность образовательного учреждения; уровень подготовленности самого учителя. Изучив комплекс условий, учитель принимает решение об использовании в своей работе того или иного метода. Я сегодня хотела бы остановится на обучении в сотрудничестве.

1.3.1 Обучение в сотрудничестве (Сooperative Learning)

Обучение в сотрудничестве – это использование малых групп обучающихся в реальном или виртуальном (при дистанционном обучении) классе; это совместное исследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя знания в уже готовом виде.

Самостоятельная образовательная деятельность обучающихся является одним из принципов обучения в сотрудничестве. Меняется роль преподавателя. Педагог является полноправным участником образовательного процесса. В некоторых случаях он привлекается обучающимися в качестве консультанта, помощника.

Существует несколько разновидностей метода (технологии) обучения в сотрудничестве, отличающихся постановкой учебных задач и организационными формами: Student Team Learning (обучение в команде), Student Teams Achievement Divisions (индивидуально-групповой подход), Teams Games Tournament (командно-игровой подход), Jigsaw (пила), Learning Together (учимся вместе).

Общим для всех вариантов обучения в сотрудничестве являются:

1. Зависимость от единой цели, которую обучающиеся могут достичь только совместными усилиями.

2. Индивидуальная самостоятельная работа, которая является «элементарной частицей» коллективной самостоятельной работы.

3. Каждый учащийся получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково, либо не поощряются никак.

Работа в малых группах по методу обучения в сотрудничестве принципиально отличается от традиционной формы работы в малых группах по следующим показателям:

1. Взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.

2. Специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения ‒ способам общения между членами группы.

3. Общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.

Методика обучения в сотрудничестве отвечает личностно-ориентированному подходу, так как предполагает рефлексию, избирательность, ответственность, автономность обучающегося. Этот метод предполагает постоянное самообразование и саморазвитие обучающихся. В его основе лежит деятельностный подход, так как совместная деятельность есть суть метода. Целью обучения являются не предметные знания, а компетенции, причем не только коммуникативная, а все в комплексе.


Метод обучения в сотрудничестве и его вариации

Существует несколько вариантов обучения в сотрудничестве. Рассмотрим подробнее их особенности.

Обучение в команде (Student Team Learning)

Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» (team goals) и успеху всей группы (team success), которые могут быть достигнуты только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой / проблемой / вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого обучающегося состоит не в том, чтобы выполнить какое-то задание, а в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого в совместное решение поставленной проблемы.

Метод обучения в команде сводится к трем основным принципам:

– «награды» (team rewards) – команда получает одну на всех «награду» в виде балльной отметки, сертификата, диплома и других видов оценки совместной деятельности;

– индивидуальная (персональная) ответственность (individual accountability) – успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена, это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;

– равные возможности для достижения успеха – каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников, а с собственными, ранее достигнутыми результатами, что позволяет обучающемуся чувствовать себя полноправным членом команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную планку.

Совместное обучение в командах (Student Teams Achievement Divisions)

Метод эффективен для усвоения нового материала. В рамках этого метода учащиеся делятся на группы из четырех человек. После объяснения материала ученикам предлагается обсудить материал в группах, разобраться в нем. Задание на проверку понимания нового материала выполняется либо по частям, когда каждый ученик выполняет свою часть задания, либо по принципу «вертушки», когда каждое последующее задание выполняется следующим учеником. При этом выполнение каждого задания контролируется всей группой. После выполнения задания всеми группами учитель организует обсуждение работы над заданием, затем учащимся предлагается тест на проверку понимания и усвоения нового материала, при этом дифференцируется сложность и объем заданий для сильных и слабых учеников. Задания теста выполняются не в группах, а индивидуально, и работа каждого ученика оценивается персонально. Оценки за индивидуальную работу суммируются в группе, и выставляется общая оценка.

Индивидуализация обучения в командах (Team Assisted In-dividualization)

Суть метода заключается в следующем: учащиеся получают индивидуальные задания по результатам проведенного ранее тестирования и далее работают индивидуально, в своем темпе, но в рамках команды. Разные команды могут работать над разными заданиями. Члены команды помогают друг другу при выполнении индивидуальных заданий. Успехи каждого члена группы отмечаются в специальном журнале. По завершении темы проводится итоговой тест. Каждый ученик выполняет его индивидуально. Тесты оцениваются самими учениками, которые были специально выбраны на роли оценщиков. Каждую неделю учитель отмечает количество тем, заданий по ним, выполненных командой, успешность их выполнения в классе и дома, при этом особо отмечаются наиболее значимые успехи группы.

Наиболее эффективно этот способ организации обучения в сотрудничестве проявил себя при работе над домашним чтением, так как большая часть работы приходится на домашние задания, а на уроке лишь обсуждаются вопросы, связанные с прочитанным текстом. Таким образом экономится большое количество учебного времени на уроке. Кроме того, поскольку учащиеся самостоятельно ведут учет усвоения нового материала каждым членом группы, учитель получает больше времени на индивидуальную работу с отдельными группами или учащимися, которым необходима его помощь.

Обучение в команде на основе игры (Teams Games Tournament)

В рамках этого метода организации групповой деятельности учитель объясняет новый материал, организует групповую работу, но вместо индивидуального тестирования каждую неделю проводит соревновательные турниры между командами. С этой целью организуются так называемые «турнирные столы» по три ученика за каждым, равных по уровню обученности. Задания, дифференцированные по уровню сложности и объему в зависимости от того, какого уровня учащиеся находятся за столом. Столы имеют разную планку, но победитель каждого из них приносит своей команде одинаковое количество баллов. Таким образом, более слабые соревнуются с равными по силе учениками и имеют равные шансы на успех для своей команды. Команда, набравшая наибольшее число баллов, становится победителем турнира. В качестве заданий

для турнирных столов на уроках иностранного языка могут быть грамматические и лексические тесты, задания по прочитанным текстам, задания социолингвистического характера, полилоги участников турнирного стола.

«Пила» (Jigsaw)

Еще один вариант организации образовательной деятельности в малых группах: учащиеся организуются в группы по четыре-шесть человек и работают над учебным материалом, который разбит на фрагменты – логические или смысловые блоки. Например, при работе над темой «Путешествие» материал можно разбить на несколько смысловых блоков: путешествие на самолете, на поезде, по морю, на машине и так далее или же организовать его другим образом, выделив следующие подтемы: выбор маршрута, заказ билетов, бронирование гостиницы и т. д. Каждый член группы занимается поиском и обработкой информации по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Единственный путь освоить материал всех фрагментов – внимательно слушать своих партнеров по команде и фиксировать в разных формах информацию. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на общей оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда. Следует отметить, что вопросы отчитывающимся может задавать не только учитель, но и члены других команд, причем члены группы вправе дополнять ответ своего товарища, и такие дополнения идут в общий командный зачет. Учитель ведет учет баллов, объявляет конечный результат. Данный вариант технологии при работе с текстами был прекрасно представлен в учебнике Кузовлева В.П. 7 класс., где в каждом резделе-юните был запланирован урок jigsaw reading, в котором были предложены тексты, упражнения и вопросы по текстам и подробно расписаны все этапы работы в группах

Вариант «Пила-2» (Jigsaw-2) предусматривает работу всей команды над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп остаются. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая получить набольшую сумму баллов, награждается.

Учимся вместе (Learning Together)

Согласно концепции этой методики класс разбивается на однородные по уровню обученности группы по три-четыре человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью другого, более масштабного задания, над которым работает весь класс. Например, при изучении темы «Путешествие» каждая группа отвечает за определенную часть маршрута: разработку культурной программы, заказ билетов, бронирование гостиницы и т. д. Группы общаются между собой, уточняя детали путешествия, предлагая свои варианты. Если учесть, что вся лексика по теме уже усвоена на предыдущих уроках, то акцент в групповой работе делается уже на речевой деятельности, коммуникативной практике учащихся. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому, по мнению разработчиков данного варианта методики, особое внимание должно уделяться вопросу комплектования групп с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого ученика и разработке задач для каждой конкретной группы. Следует отметить, что внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого, причем не только для выполнения задания группы, но и для организации согласованной успешной работы всей группы. Каждый член группы следит за активностью других его партнеров в решении общей задачи, соблюдением культуры общения внутри группы, фиксацией результатов и т. д. Таким образом, группа выполняет двойную роль: с одной стороны, достижение чисто учебной, познавательной цели, с другой – социально-психологической: учащиеся учатся культуре общения друг с другом, приобретают опыт толерантности и взаимопомощи.

Некоторые рекомендации

по применению метода обучения в сотрудничестве

на уроках иностранного языка

Метод обучения в сотрудничестве подразумевает совокупность приемов и принципов, которые необходимо соблюдать для обеспечения наивысшего результата. Познакомимся с некоторыми из них.

Организация пространства

Приоритетной на уроке является самостоятельная совместная деятельность учащихся. Традиционная расстановка парт предполагает пассивное восприятие информации, то есть слушание. Для того чтобы организовать общение в ходе познавательной совместной творческой деятельности, необходимо, чтобы учащиеся видели друг друга. Мебель в классе должна быть мобильна, чтобы до урока или на любом этапе урока можно было поставить столы под углом друг к другу, или составить вместе, или вообще отодвинуть для презентации результатов работы.

Правила работы в малых группах

С этими правилами должны быть ознакомлены все учащиеся, задача учителя – соблюдать их самому и следить, чтобы их соблюдали все. Можно повесить их в классе. Правила могут быть дополнены, лучше их разработать совместно с учащимися. Например:

– взаимодействовать с любым партнером или партнерами;

– вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

– помнить об ответственности не только перед собой, но и перед своими партнерами;

– помнить, что, помогая другим, мы учимся сами.

Принципы формирования малых групп, распределение ролей

Учитель до урока разбивает группу на подгруппы по три-четыре человека. В каждой подгруппе должны быть мальчики и девочки, а также слабые, средние и сильные учащиеся. Такое деление является условным и субъективным. Любой ученик может быть слабым, например, в грамматике, но может быть сильным организатором работы в группе. В течение года состав подгрупп стоит менять, чтобы каждый учащийся мог поработать в различных подгруппах со всеми членами группы. Обозначив цели и задачи урока, учитель определяет, какие роли придется взять на себя учащимся для выполнения задания. Эти роли обсуждаются с учащимися, и они сами распределяют их между собой. Обязательно стоит предусмотреть такие роли, как организатор активной деятельности (следит за активностью партнеров в группе), редактор (контролирует правильность оформления задания), лидер (организует работу, готовит партнеров к отчету по выполненному заданию), оформитель (отвечает за эстетику представления выполненного задания). Роли могут быть разными в зависимости от задач урока и численности группы.

Общий алгоритм применения методики работы в малых группах для усвоения нового материала на уроке иностранного языка

1. Учитель объясняет новый материал.

2. Каждая группа получает комплект заданий на закрепление нового материала:

– дается задание на проверку понимания нового правила, которое выявляет тех, кто из слабых или даже средних учеников не понял новый материал. Слабые ученики обращаются за разъяснениями к сильным;

– выполняются упражнения на формирование навыка.

Упражнения могут выполняться индивидуально (каждый ученик выполняет определенное ему лидером группы задание, которое затем проверяется и обсуждается всей группой) или в парах (в этом случае можно использовать специальные упражнения с ключом, то есть правильным вариантом ответа в карточке контролирующего ученика, затем пары вновь объединяются в группу и обсуждают выполнение задания).

3. Учитель просит любого ученика из любой группы показать результаты работы и объяснить, почему задание выполнено именно так. Грамотный аргументированный ответ свидетельствует об успешном результате совместной деятельности учеников по усвоению нового материала.

Технология сотрудничества при работе с новой лексикой

Например, после введения новой лексики учитель разбивает детей сначала на пары и даёт упражнение на перевод словосочетаний. Каждый из партнёров имеет свой список словосочетании (с ключом для проверки правильности ответов партнёра). Сначала один из партнёров даёт задание и проверяет правильность ответов другого по ключу в его карточке. Затем ребята меняются ролями. Далее пары объединяются снова в четвёрку и начинают работать над правописанием новой лексики или занимаются словарной работой (находят синонимы, антонимы новой лексике, образуют новые слова на основе словообразовательных элементов). При выполнении упражнения на написание новых слов один ученик (обычно сильный) диктует, а все остальные члены группы (включая сильного ученика) пробуют записать его, затем сверяют правильность написания с образцом. Если оказывается, что кто-то из группы допустил ошибку, он воспроизводит это слово несколько раз, пока не запомнит его написание. В конце ребята «по вертушке» в произвольном порядке выполняют данное им письменное упражнение, которым и отчитываются.

Если задание предполагает ответы на задание по новому материалу, учитель формулирует по 2-3 вопроса каждому ученику группы, причём наиболее сложные – сильному ученику. Второй найдёт подтверждение или опровержение ответам первого ученика, а третий, например, эти ответы запишет, найдёт в тексте или придумает примеры, подтверждающие или опровергающие высказанную мысль. Далее ученики по кругу меняются ролями. Выполнение такого задания требует уже более сложных интеллектуальных и коммуникативных умений, которые включают в себя и определённую формулировку заданий.

Учитель интегрирует работу в группах самыми разнообразными способами: даёт детям возможность поспрашивать новый или заданный на дом урок в парах, прежде чем предложить индивидуальное задание или потренироваться в группах перед контрольной работой или тестом. В каких-то случаях – наоборот. Время от времени даёт детям возможность перед сдачей тетрадей проверять работы друг друга в группе.

Свою задачу учитель видит не в уличении ученика в незнании и неумении, а в том, чтобы научить.

Девиз обучения в сотрудничестве – помогая другим, учимся сами.



   Задания, предполагающие обучение в сотрудничестве, могут быть различного характера: задания на проверку домашнего задания, работа над текстом для чтения, подготовка к тесту или контрольной работе, совместная работа по проекту, по отработке орфографических навыков, работа над лексикой.(Некоторые из них мы сегодня рассмотрим более подробно)

Технология обучения в сотрудничестве предусматривает использование таких активных форм, как диспут, пресс-конференция, дискуссия, ролевая игра.

Методика проведения диспута

Учащиеся делятся на 2 группы оппонентов и 1 группу редколлегии. Ведущим может быть учитель или хорошо подготовленный ученик. Например, данная форма работы может быть предложена как итоговый урок в 9 классе по теме ―Спорт

Обучающимсядаѐтся 15 минут для подготовки к участию в диспуте ―Спорт: за или против . 1 группа просматривает и выбирает позитивные утверждения, связанные со спортом, а 2 группа – негативные. Обе группы вспоминают жизненные примеры из своего опыта или опыта других людей (спортсменов, медиков…).

3 группа (самая малочисленная 2-3 человека) готовит плакат с названием темы, значок для ведущего, вывешивает табличку с фразами на английском языке, например: Согласен/ не согласен, Я другого мнения, Я думаю, вы ошибаетесь и др. Роль ведущего не только начать и завершить работу диспута или представить стороны оппозиции, но и быть связующим звеном, задавать вопросы, уметь направлять ту или иную группу в нужное русло, подводить итог.

Методика проведения урока ―Пресс-конференция

Все обучающиеся делятся на 3 группы по принципу лотереи.

1 группа – гости (из США, Великобритании…)

2 группа – представители прессы (газет, журналов), участники конференции

3 группа – редколлегия. Выбирается ведущий (учитель или наиболее подготовленный ученик). Даѐтся 15-20 минут на подготовку:

  • 1 группа просматривает и повторяет материал пройденной темы, выписывает отдельные слова, фразы.

  • 2 группа готовит интересные вопросы приглашѐнным гостям (приветствуются вопросы, заданные с юмором, вопросы личностно–ориентированного характера и вопросы, требующие ответа с опорой на знания обучающихся, выходящие за рамки программного материала учебника).

  • 3 группа подготавливает значок для ведущего (с Ф.И.), таблички с данными для гостей, таблички с названиями журналов / газет и приветственный плакат типа

―Добро пожаловать в Россию! или ―Приветствуем участников конференции!‖ и т. д.

Остальные 20 минут длится сама конференция. Ведущий открывает конференцию, называет тему, цели, представляет гостей и названия издательств, представители которых участвуют в работе. Он же закрывает конференцию, благодарит участников за работу и подводит итоги.

Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.

Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой, и предоставляется возможность высказать свое мнение. На начальном этапе обучения учитель обычно берет на себя роль организатора общения, поддерживает обсуждение уточняющими репликами, наводящими вопросами, обращает внимание на оригинальные мнения участников, спорные проблемы, снимает возникающее напряжение. Со временем роль ведущего (лидера) передается одному из учащихся каждой группы. Содержанием таких дискуссий обычно служит любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и другие.

Дискуссия как форма работы считается сложной и требует проявления многих качеств коммуникантов, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. готовности включиться в реальную коммуникацию. Данные коммуникативные действия можно реализовывать с помощью:

а) репликсогласия/несогласия: Right, I think the same; I’m afraid you are wrong; I think...;

Exactly; Absolutely; As for me...; On the contrary; I don’t think so;

б) фраз и вопросов уточняющего характера: What makes you think so? ;

Where have you got this information? ; Do you mean...? ;

What do you mean? ; What’s your idea about this? ; I believe...; Well, I suppose...;

в) эмоциональных реакций: Unbelievable! ; That sounds strange; Incredible! How nice! Great!

I can’t believe it;

г) обобщающих суждений: On the whole; In general; Summing up all you’ve just said; Let’s come to a conclusion; The result is...;

Умение реплицировать можно формировать у учащихся в ходе выполнения упражнений разных типов: вопросно-ответных, репликовых и упражнений типа условная беседа.

Например: Let’s talk a little. On hearing a statement each of you should say something. Follow the scheme of typical responses (exclamation, question, statement, request, suggestion, etc.).

Model: Our headmaster has invited a group of American high school students to our school.

Exclamation: - Fine! How nice!

Question: - When will they come?

Suggestion: - Let’s take them to our disco.

Request: - Will you help us to talk to them?

Упражнения такого типа стимулируют условно-коммуникативную, неподготовленную и частично инициативную речь учащихся на иностранном языке. Я обратила внимание на тот факт, что эти упражнения сами по себе не могут сформировать у учащихся умения вести дискуссию. Для достижения желаемых результатов необходимо учить школьников сочетать эти реплики в естественной речи, непринужденно развертывая общение. Поэтому я стараюсь использовать беседу на различных этапах обучения иностранному языку.

Исследовательская работа учащихся в группах (Шломо Шаран, Университет Тель - Авива, 1976 г.) также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве.

Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся могут работать индивидуально или в группах до шести человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще этот вариант работы используется в проектной технологии. В рабочей тетради к учебнику Биболетовой М.З. для 5 класса, выпущенной в 2013г. подробно расписаны этапы работы над групповым проектом


Приёмы стимулирования и контроля:

Взаимоконтроль.

-Циклическая взаимопроверка. Учащимся предлагается проверить задания друг у друга по принципу «ты - у меня, я - у другого»;

- Релейная проверка. Учитель проверяет задание у учащегося, который первым с ним справился. Этот учащийся, в свою очередь, проверяет выполненное задание у другого, затем они вместе производят проверку следующих, и так далее.

Самоконтроль (самооценивание). Класс самостоятельно выполняет решение задания.

Использование накопительных баллов. В течение нескольких уроков за небольшие ответы, не заслуживающие оценки, ученик получает отдельные баллы, которые затем суммируются.


Преимущества методики обучения в сотрудничестве:

  1. При работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет место при индивидуальной работе).

  2. У детей развивается чувство взаимопомощи, товарищества.

  3. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

  4. Учащиеся учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.

  5. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.

  6. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивать своё мнение.

  7. Учащиеся понимают, где и как они смогут применить полученные знания.


























Приложение


Пример урока по обучению написания личного письма

по методике обучения в сотрудничестве

Обучение письму требует больших затрат времени и индивидуального подхода к обучающимся, что сложно осуществить в условиях массовой школы и классно-урочной системы. Поэтому применение методики работы в малых группах, где учащиеся выполняют работу сообща, генерируя идеи, помогая друг другу преодолеть так называемый writer’s block, осуществляя взаимопроверку работ, может быть одним из эффективных способов оптимизации работы по обучению этому виду речевой деятельности.

Данный урок рассчитан на учащихся с уровнем владения английским языком В1 по общеевропейской шкале.

Цель урока – обучить навыкам написания личного письма-совета. Учащиеся должны разобраться в проблемной ситуации, найти способы ее решения, дать совет, оформить свое высказывание в соответствии с неофициальным стилем речи.

Алгоритм работы учителя и учащихся может быть следующим:

1. Учитель вместе с учащимися определяет цели и задачи урока.

2. Учитель определяет объем материала, который учащиеся смогут выполнить за отведенное на одном уроке время, учитывая, что при работе в группах учащимся потребуется больше времени, чтобы убедиться, что все в группе поняли задание, договориться о способах его выполнения, дать каждому члену группы возможность завершить его часть работы, обсудить работу. Учитель должен подчеркнуть, что задание не должно выполняться индивидуально или по принципу соревновательности. Группа должна представить общий продукт своей деятельности, и успех всех здесь зависит от успеха каждого.

3. Учитель раздает карточки с заданием: This is a part of a letter you got from your pen-friend Linda who writes:


I really want to go camping with my friends on summer holiday but my parents won’t let me. They say I’m too young and I have to stay at home. But I’m fourteen already and it is so boring at home in summer. What do you think I

should do?


Учитель дает информацию о структуре личного письма, основной цели этого вида письменного высказывания и стиле речи, в котором оно должно быть оформлено. Каждая группа также получает раздаточный материал с информацией, предоставленной учителем

(в данном случае это будут правила составления письма-совета). В случае возникновения затруднений учащиеся смогут обратиться к раздаточному материалу в любое время, при этом сильные ученики помогут тем, кто слабее. Ниже приводится пример раздаточного материала для учащихся ( см. табл. 1).

Таблица 1

Part

Purpose

Notes

Useful phrases

First line

Greet your friend


Dear...

First main para-graph

Thank friend for letter; refer to some important in-formation it con-tains


How are you? Thanks a lot for your letter. It was great to hear from you... I’m glad to know...

Second main para-graph

Mention partner’s problem; Say you will be glad to help


I know what you feel... I understand what it means to

Third main para-graph

Answer your friend’s questions, give advice


I think you should...

In my opinion, the best way...

Fourth main para-graph

Ask your questions (3).Finish main part of letter; give a reason for ending the letter


Anyway, let me know...

I have to go now as...

Closing expres-sions (1)

Final remarks


Write soon! Take care! See you soon!

Closing expres-sions (2)

Express love


Love, / Lots of love, / All the best

Final line

Your name only





4. Учитель задает алгоритм работы, делит учащихся на группы, определяет задание каждой группы и, если это необходимо, помогает распределить задания внутри группы. В данном случае задание будет одно для всех групп, и его можно также записать на доске. Например, роли можно распределить так: один ученик отвечает за содержание письма (идеи, аргументированность, организация), другой – за написание (можно набирать текст и на компьютере), третий – за проверку и редактуру. При этом важно, что работают учащиеся вместе, однако некоторые элементы задания могут выполняться и индивидуально при условии их последующего обсуждения и одобрения всей группой.

Первым этапом работы группы может быть мозговой штурм – аккумуляция идей (варианты решения проблемы). Затем следует работа над лексическими и грамматическими средствами реализации проблемной задачи – создание первого, чернового варианта письма. Последним этапом может быть проверка написания и редактура.

5. Подводятся итоги работы. Если темп работы групп позволяет, в конце урока можно попросить учащихся зачитать свои письма и общим голосованием определить лучшее. Итоги работы группы должны оцениваться не только исходя из того, удалось учащимся написать грамотное сочинение или нет, должна оцениваться и организация работы в группе, то, как учащиеся слушали друг друга, как помогали друг другу, как вместе решали возникшую проблему. С этой целью учитель во время урока наблюдает за группами, при этом учащиеся заранее осведомлены об этом, и критерии оценки их работы им также хорошо известны. Если учащиеся не справились с задачей, это свидетельствует о том, что практики было недостаточно и им потребуется больше времени для освоения навыка. В этом случае они дорабатывают сочинения дома, и оценка конечного продукта деятельности группы происходит на следующем уроке.



























Использование технологии обучения
в сотрудничестве (
jigsaw) при работе над разными текстами – образцами монологических высказываний на этапе совершенствования навыков иноязычного общения О. В. Афанасьева, 
И. В. Михеева “English VII”, Unit 3, p. 60 ex. 16
“Great Britain: a Country of Traditions”

Каждый участник группы (home group) получает свой текст для чтения: “SPRING”, “SUMMER”, “AUTUMN” или “WINTER”, – т.е. существует возможность дифференциации сложности заданий в соответствии с уровнем языковой подготовки учащихся. Внутри одной группы дети работают над разными текстами. После прочтения текста учащиеся из разных групп, работавшие над одним и тем же материалом, встречаются и обмениваются информацией (expert groups). Это так называемая “встреча экспертов”. Затем они возвращаются в свои группы (home groups) и по очереди рассказывают о том, что узнали. Далее следует проверка понимания другими членами группы прослушанной информации, для чего могут быть использованы вопросы как из учебника, так и предоставленные учителем, а также тестовые задания типа “True–False”. “Сильным” ученикам можно предложить самостоятельно составить вопросы к тексту или разработать тестовые задания. В заключение учащиеся должны оценить работу всех членов “home group”, записать результаты в лист контроля и сдать его учителю.



Great Britain: a Country of Traditions

Just like families have their own traditions, so do countries. It’s common knowledge that the British are lovers of traditions. Each season in Britain is connected with various colourful traditions, customs and festivals.

SPRING

St. David’s Day. March 1st is a very important day for Welsh people. It’s St. David’s Day. He is the “patron” or national saint of Wales. On March 1st, the Welsh celebrate St. David’s Day and wear daffodils in the buttonholes of their coats or jackets.
May Day. May 1st was an important day in the Middle Ages, the celebration of summer’s beginning. For that day people decorated houses and streets with branches of trees and flowers. In the very early morning young girls went to the fields and washed their faces with dew. They believed this made them beautiful for a year after that. Also on May Day the young men of each village tried to win prizes with their bows and arrows. People put up a striped maypole decorated with flowers and danced round it. Some English villages still have maypole dancing on May 1st.



SUMMER

The Trooping of the Colour. The Queen is the only person in Britain with two birthdays. Her real birthday is on April 21st, but she has an “official” birthday, too. That’s on the second Saturday in June. And on the Queen’s official birthday, there is a traditional ceremony called the Trooping of the Colour. It’s a big parade with brass bands and hundreds of soldiers at Horse Guards’ Parade in London. The Queen’s soldiers, the Guards, march in front of her. At the front of the parade is the flag or “colour”. The Guards are trooping the colour. Thousands of Londoners and visitors watch Horse Guards’ Parade. And millions of people at home watch it on television. 
Swan Upping. Here’s a very different royal tradition. On the River Thames there are hundreds of swans. A lot of these beautiful white birds belong, traditionally, to the King or Queen. In July the young swans on the Thames are about two months old. Then the Queen’s swankeeper goes, in a boat, from London Bridge toHenley. He looks at all the young swans and marks the royal ones. The name of this custom is Swan Upping. 
Highland Games. In summer, Scottish people traditionally meet together for competitions called Highland Games. After Queen Victoria visited the games at Braemar in 1848, the Braemar games became the most famous tradition in Scotland. Today thousands of visitors come to see sports like tossing the caber (a tall pole is thrown into the air as a test of strength) or throwing the hammer. The games always include Scottish dancing and bagpipe music.

Henley — a town on the Thames
to toss the caber — бросать бревно (спортивное состязание)

AUTUMN

The State Opening of Parliament. Parliament governs modern Britain. But traditionally the Queen opens Parliament every autumn. She travels from Buckingham Palace to the Houses of Parliament, in a gold carriage – the Irish State Coach. At the Houses of Parliament the Queen sits on a throne in the House of Lords. Then she reads the Queen’s Speech. At the State Opening of Parliament the Queen wears a crown and crown jewels. 
Guy Fawkes Day. November 5th is Guy Fawkes Day in Britain. All over the country people build wood fires, or “bonfires”, in their gardens. On top of each bonfire is a straw man. That is a figure of Guy Fawkes. He was one of a band of conspirators who wanted to blow up the Houses of Parliament and kill King James I and his ministers. However, the plot failed, Fawkes was caught on the 5th of November 1605. The conspirators were executed and Britain has celebrated Guy Fawkes night since then. Before November 5th, children use their guys to make money. They stand in the street and shout “Penny for the guy”. Then they spend the money on fireworks.

a guy — зд. чучело

WINTER

Up-Helly-Aa. The Shetlands are islands off the coast of Scotland. In the ninth century the Vikings from Norway came to the Shetlands. They came to Britain in ships and took away gold, animals and sometimes people.
Now, 1000 years later, people in the Shetlands remember the Vikings with the festival, which they call “Up-Helly-Aa”. Every winter people of Zerwick, the capital of the Shetland Islands, make a model of a Viking longship with the head of a dragon at the front. Then, on Up-Helly-Aa night in January, the Shetlanders dress in Viking clothes and carry the ship through the town to the sea and burn it there. The festival is a party for the people of the Shetland Islands.
Carol Singing. Originally, carols were songs performed with dancing at Christmas and other festivals. They were often sung outside houses by costumed actors called Mummers. Many of today’s carols have been written since the 19th century as Christmas hymns celebrating the birth of Jesus Christ.

  1. Make home groups. Read one of the texts carefully. Find out more information about British traditions.
    2. Answer the questions individually.

Text 1. “SPRING”

1. What holiday is a very important day for Welsh people?
2. What flower do people wear on St. David’s Day?
3. Is May Day an important celebration nowadays?
4. How did people celebrate May Day in the Middle Ages?
5. What is “maypole dancing”?

Text 2. “SUMMER”

1. What person has got two birthdays?
2. What ceremony is traditionally held on the Queen’s official birthday?
3. How can you explain the word “colour” in this text?
4. Does the Queen’s swankeeper mark all the swans on the Thames?
5. The Highland Games are not only sport competitions. What else do they include?
6. When did the Braermar games become the most famous tradition in Scotland?
7. What competitions for strong people are held in the Highlands?

Text 3. “AUTUMN”

1. Who traditionally opens Parliament?
2. For what purposes is the Irish State Coach used nowadays?
3. What does the Queen do in the Parliament and what does she wear?
4. What kind of person was Guy Fawkes?
5. How do people celebrate Guy Fawkes Day?
6. What do children usually do on Guy Fawkes Day?

Text 4. “WINTER”

1. Whom do the Shetlanders remember with Up-Helly-Aa festival?
2. What is the capital of the Shetlands?
3. How do the people of the Shetlands celebrate Up-Helly-Aa?
4. What are “carols”?
5. Is Carol Singing a Christmas tradition? Prove your answer.

3. Take True-False test.

Text 1. “SPRING”

1. St. David’s Day is a very important day for British people.
2. May Day is a very important celebration nowadays.
3. May Day is the celebration of spring’s beginning.
4. The symbol of St. David’s Day is a maypole.
5. The striped maypole is decorated with daffodils.

Text 2. “SUMMER”

1. The Queen’s official birthday is on the second of June.
2. Trooping of the Colour is translated on TV.
3. Swan Upping is the name of a custom of marking all swans.
4. The Highland Games were founded by Queen Victoria.
5. The Braermar games are the most famous tradition in Scotland.

Text 3. “AUTUMN”

1. At the Houses of Parliament the Queen sits in the Irish State Coach.
2. Modern Britain is ruled by the Queen.
3. “Bonfire” is a figure of Guy Fawkes.
4. Guy Fawkes is a national hero in Britain.
5. Guy Fawkes and his people wanted to blow up the Houses of Parliament and kill the king.

Text 4. “WINTER”

1. The Shetlands were colonized by the Vikings.
2. On Up-Helly-Aa, people burn a model of a Viking longship.
3. Carols are Christmas hymns.
4. Carols are costumed actors.
5. Carol Singing is performed only at Christmas.

4. Meet in expert groups.
– compare your answers for the questions
– compare your answers for the test
– work out a common answer

5. Meet in your home groups.
– take turns retelling the texts you have prepared
– let your team-mates take the True- False test
– explain them the details
– as you listen to your group-mates don’t forget to take notes
– don’t forget to fill the checking list and hand it to your teacher

KEYS TO THE TESTS

6. The whole class discussion.
Many people think that Great Britain is a country of traditions. Do you agree with this? What’s your opinion? Explain your point of view. While listening to your classmates be ready to give some more reasons to support or refute the point of view being discussed.

Примерные темы групповых дискуссий:

1. Is protection of the environment an important problem today?

2. Should women work outside the home?

3. How should the elderly people be taken care of?

4. Is choosing a profession for secondary school graduates the responsibility of the

parents only?

5. Should teenagers work after classes to have their pocket money?

6. An ideal family - fact or fiction?

7. Is mass media a reflection of society?

8. Television is a source of education and pleasure, isn’t it?

9. ―He who loves not his country can love nothing.‖(Byron)

10. Is education so important for the good of society?

11. Peace on earth is everybody’s concern.

12. The country expects every man to do his duty.

Примеры ролевых ситуаций:

1. You are a new pupil; you talk with your classmates about the timetable.

2. You were absent from school yesterday. Talk with your friends about what they did yesterday.

Start the conversation.

3. You invited your friends to the birthday party. Start the conversation at birthday dinner.

4. You have just returned from a trip to Moscow. Start the conversation with your parents.

5. You are the shop assistant suggesting Christmas gifts to a group of schoolchildren.

6. You are a police officer in the street. Three members of a school group from the U.S.A. have

become separated from their group. Help them to find the way to the hotel.

7. You are at your grandparent’s house watching television. You don’t like the programme. Try

to convince your grandmother and grandfather to change to another one.

8. You are a librarian. Try to convince the boys who are not very much interested in reading to

choose some interesting books for their English class.

9. You are customers talking with a waiter at a cafe.

10. You are two passengers talking with a stewardess on a plane.




Пример ролевой игры. Ток – шоу ―Sport in Our Life

Цель: развитие диалогической речи обучающихся, умения ориентироваться в

различных ситуациях.

1. Разминка.

На основе пройденной темы ―Sport in Our Life‖ проводится беседа с обучающимися о том, какие виды спорта они знают, какую роль спорт играет в их жизни. Учитель приглашает всех на ток-шоу ―Sport in Our Life‖. Говорит, что на съѐмку этой передачи приглашены различные известные люди: братья Кличко, Алина Кабаева, Дэвид Бекхэм, Анна Курникова и т.д. Они расскажут о своих достижениях в спорте и о том, как они себя поддерживают в форме.

2. Объединение обучающихся в группы.

Обучающиеся вместе с учителем составляют общий план и поэтапную программу: обдумывают список приглашѐнных гостей, решают, кто будет брать интервью, ученики составляют вопросы либо готовят речь согласно своей роли.

3. Работа в группе.

Подборка информации о спорте, которая необходима для дачи интервью звѐздам и которая поможет корреспондентам задать необходимые вопросы. Также определяется область обсуждения, т.е. виды спорта, которые распределяются между участниками. Обучающиеся делают наброски оформления, рабочие варианты выступлений, обсуждают вопросы по теме.

Возможные вопросы к участникам шоу:

What role does sport play in your life?

Why, according to your opinion, do many people go in for sport?

How long are you in sport?

In what worldwide competitions have you ever taken part?

If you were a child, would you like to change anything in your life?

What sports can you call: a) the most beautiful, b) the most dangerous, c) the most useful for health, d) the most interesting to watch.

4. Проведение шоу.

5. Рефлексия

.






























Памятка

1. Вы работаете в группе. Помните, что успех группы в целом зависит от успеха каждого. Не забывайте оказывать помощь друг другу, делайте это тактично и терпеливо.

2. Помните, что навыки иноязычного общения совершенствуются только в общении. Будьте активны сами и внимательны к другим.

3. Не забывайте включать в свои высказывания лексико-грамматический материал, усвоенный вами ранее, а также старайтесь активно использовать новый.

4. Пользуйтесь словарем и справочным материалом по мере необходимости, но и не забывайте о языковой догадке.

5. В случае серьѐзных затруднений обратитесь к учителю;

6. Если ваша группа работает над текстом для совершенствования умений говорения, то дальнейшую работу выполняйте в таком порядке:

а) индивидуально прочтите текст и обсудите его содержание в группе;

б) выберите предложения, передающие основное содержание текста;

в) ознакомьтесь с речевой задачей и схемой ожидаемого высказывания, выберите предложения из текста для заполнения схемы, внесите в них необходимые изменения, сокращения, дополнения и т.д.;

г) составьте пересказ прочитанного, опираясь на схему;

д) перескажите текст в своей группе для его оценки или в другой группе как текст для аудирования;

е) при оценивании высказывания или пересказа текста принимаются во внимание:

логичность, достаточность, завершенность высказывания, наличие точки зрения говорящего, наличие структур с новым лексико-грамматическим материалом, а также наличие ошибок и их характер. Оценивая друг друга, не забывайте быть тактичными и доброжелательными.

7. Если вам предстоит познакомить членов своей или другой группы с тем, что вы узнали, и проверить степень понимания сообщенной вами информации, то следуйте следующим рекомендациям:

– определите для себя порядок высказываний, они должны быть логичны и лаконичны;

– сообщите, о чѐм будет ваш рассказ:

―My story is about…

―I’d like to tell you about…

– предупредите членов группы, что после прослушивания вы проверите, как они поняли ваш рассказ:

―Listen to my story attentively. Then you’ll answer my questions/do a test.‖

– во время рассказа следите за своей речью, говорите чѐтко, в нормальном темпе. Если вы не уверены в правильности произнесения отдельных слов, предварительно проконсультируйтесь с учителем;

– после окончания рассказа проконтролируйте, как вас поняли. Это могут быть вопросы или тест типа ―True–False;

– проверьте результаты тестового задания и отметьте в листе контроля.

8. Помните, что всѐ общение внутри и между группами должно вестись на иностранном языке.