Выступление на методическом совете Департамента образования 20 апреля 2018
Здравствуйте, уважаемые председатели комиссии.
Позвольте представить исследовательский проект
«World action (Мир действий)».
В последние годы наблюдается снижение мотивации детей 2-6 классов к изучению английского языка. Одной из причин является высокая потребность детей в активной деятельности на основе возрастных особенностей и интересов. Второй причиной мы считаем отсутствие целесообразности изучения английского языка.
В свете происходящих изменениях в коммуникации (все более актуальными становятся такие виды речевой деятельности, как письмо, чтение, говорение) следует отметить, что большую актуальность приобретает обучение именно этим видам речевой деятельности.
В настоящее время каждая школа стремится к тому, чтобы иметь «свое лицо», поскольку существует социальный заказ на образование как социокультурную систему, в которой ребенок выстраивает отношения с миром, друг с другом через систему ценностей. В этом смысле решение проблемы мы видим построения новых социокультурных образовательных пространств и практик.
Основная идея проекта заключается в применении Метода активизации иноязычной речевой деятельности (а точнее сказать его элементов) в модульном интегральном пространстве, которое мы назвали «Мир действий», включающее 4 модуля Модули «Театр», «На улице», «Путешествие», «Дом».
Цель проекта: создание модульного интегрального пространства, способствующего росту универсальных, предметных умений и мотивации обучающихся к изучению английского языка.
Задачи проекта:
1. Создать интегральное образовательное пространство, состоящее из 4 модулей («Театр», «Дом, «Путешествие», «На улице») в кабинете 33 МОУ «Гимназия г. Надыма».
2. Разработать систему уроков на основе метода активизации иноязычной речевой деятельности, для повышения речевых возможностей, учебной мотивации в изучении английского языка и расширение познавательных интересов гимназистов.
3. Провести диагностику мотивации результатов обучения по английскому языку в 5 классах в 2017/2018 учебном году.
Проект состоит из 3 этапов, которые направлены на решение задач проекта.
На первом этапе были созданы эскизы модульного пространства кабинета (совместно с дизайнерами г. Новосибирска), проведены корректировки созданных эскизов. Составлена смета проекта, в соответствии с которой закуплено и установлено все оборудование.
На втором этапе нами подбирались методы обучения, которые оптимальны при использовании создаваемого пространства. Нами был выбран Метод активизации иноязычной речевой деятельности Галины Александровны Китайгородской. В основе процесса обучения по методу активизации лежит общение посредством иностранного языка (в его устной и письменной формах), которое выступает одновременно целью обучения, основным средством и условием его достижения и Принцип полифункциональности упражнений, основанный на коммуникативном подходе.
Основанный на принципах: Принцип коллективного взаимодействия (который является ведущим) Именно этот принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства, способы и условия учебного процесса.
Принцип личностно-ориентированного общения является не менее значимым. Он основан на влиянии общения, его характера, стиля на реализацию воспитательных и образовательных целей. В общении каждый является как воздействующим, так и подвергающимся воздействию. Особенно значимое место занимает здесь познание людьми друг друга, что является необходимым условием общения людей. Общение представляет собой стержневую характеристику коллективной деятельности и деятельности личности в коллективе. Оно неотделимо и от процесса познания. Личностно-ролевое общение на английском языке в условиях интенсивного обучения – это не фрагмент учебного процесса или методический этап поурочного плана, а основа построения учебно-познавательного процесса.
Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса тесно связан с двумя предыдущими. Роли и маски в группе в большой степени способствуют управлению общением на уроке. Учебное общение в интенсивном обучении предполагает наличие постоянно активных субъектов общения (все обучающиеся), которые не ограничиваются просто восприятием сообщения и реакцией на него, а стремятся выразить свое отношение к нему, то есть “я - маска” всегда проявляет личностную характеристику. Ролевая игра – это одно из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению обучающихся.
Принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса является не только качественной, но и количественной характеристикой интенсивного метода. Концентрированность проявляется в различных аспектах: концентрированность учебных часов, концентрированность учебного материала. Все это вызывает высокую насыщенность и плотность общения, разнообразие форм работы. Это побуждает преподавателей работать в постоянном поиске новых форм подачи материала.
Принцип полифункциональности упражнений отражает специфику системы упражнений в интенсивной методике обучения. Языковые навыки, которые сформировались в неречевых условиях, непрочны.
5.Понимание творчества и креативности в данном подходе. Г.А. Китайгородская опирается на представленное в психологической науке понимание творчества как процессов интеллектуальной активизации личности, направленных на поиск решения в ситуации незавершенности и неопределенности и связанных с преобразованием имеющегося опыта, с преодолением стереотипов, а также со спонтанностью. Креативность, или способность к творчеству, понимается как всестороннее своеобразное мышление, способное воспринимать и учитывать разнообразие факторов и работать на их сближение.
6.Пример из личной педагогической практики В своем обучении английскому языку я часто применяю принцип коллективного взаимодействия, один из принципов Метода активизации, так как формировать коммуникативные способности можно только благодаря общению. Часто использую актуальные проблемы для той или иной группы.
Методика исследования.
С декабря 2017 г. нами проводилась диагностика активности головного мозга совместно с ученицей педагогического 10 класса на основе теста Тулуз-Пьерона, для оптимального определения дней контрольных работ и дней для организации деятельности в модульном пространстве. Результаты данного теста показали:
Скорость выполнения работы в начале учебной недели в 5 классе почти не изменяется.
Точность выполнения работы в начале учебной недели в 5 классе понижается.
Скорость выполнения работы в конце учебной недели в 5 классе возрастает.
Точность выполнения работы в конце учебной недели в 5 классе практически не изменяется.
По выбранной методике Л.А. Китайгородской обучение велось в 5 б и в 5а, но в 5 а не использовалось интегральное модульное пространство.
Затем в 5 классах провели диагностику мотивации (методика Лукьянова М.И., Калинина Н.В.) до начала эксперимента и через 3 месяца. За период с декабря 2017 по март 2018 года мотивация обучающихся 5 А класса выросла на 7%. Тогда как мотивация обучающихся 5 Б класса в тот же период выросла на 15%.
В конце 3 четверти мы провели сравнение общего качества обученности в 5 классах и качество обученности по английскому языку.
Как вы видите на слайде, общий % качества по предмету в 5 А классе вырос на 2%, в то время как в 5 Б классе % качества по предмету в классе почти на 4,41%.
Работа над проектом продолжается и об окончательных и стабильных результатах можно будет говорить к концу второго года проекта.