Организация работы с одаренными детьми в объединение художественной направленности «Юный художник»
Презентацию подготовила
Максименко Марина Владимировна
Учитель дополнительного образования ГБОУ «СОШ №2 с.Приволжье.
«Художественная одаренность, её выявление и развитие в рамках реализации дополнительного образования программ художественной - эстетической направленности» .
В группе «Юный художник»
Сегодня одаренными детьми называют:
- детей с интеллектом выше среднего;
- детей с высоким уровнем творческих способностей;
- детей, достигших успехов в опреде-ленных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
- Дисциплинированный. Организованный. Выбивающийся из общего темпа. Эрудированный. Умеющий поддержать общее дело. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). Занятый своими делами (индивидуалист). Быстро, «на лету» схватывающий. Общающийся легко, приятный в общении.
- Дисциплинированный.
- Организованный.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Умеющий поддержать общее дело.
- Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
- Занятый своими делами (индивидуалист).
- Быстро, «на лету» схватывающий.
- Общающийся легко, приятный в общении.
Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности.
Объединения «Юный художник» Работает 1 год.
В своей работе я использую разнообразные нетрадиционные способы рисования: пальцевая живопись, печатка, монотипия, набрызг, рисование по мокрой бумаге, рисование свечой, кляксография и пр.
Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «НЕЛЬЗЯ».
Условия развития одаренности
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями.
Однако не все они развиваются.
Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10 -летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.
Для того чтобы детские рисунки получились выразительными, мои занятия сопровождаются мелодичной, образной музыкой, которая позволяет детям расслабиться и насладиться ее легким звучанием .
Условия развития одаренности
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.
К 8 годам достигается 90% развития интеллекта;
По результатам диагностики интеллект 12 -летних подростков и уч-ся 11 -х классов существенно не
отличаются.
Степень одаренности
- Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
- Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
- Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
- Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.
Типы характеров одаренных детей
- 1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
- 2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий,
застенчивый пугливый.
«Плата за талант»
Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи .
Л юбознательны , однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал.
Способны к длительной интенсивной деятельности , но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
« Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка».
«Плата за талант»
Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи
Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей.
Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость .
Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.
Рекомендации:
- Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься .
- Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно .
- Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
- Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
- Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
- Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично