Омельченко Л.А.
ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»
г. Ростов-на-Дону
Конспект внеурочного занятия по ОДНКНР
Модуль « Я гражданин России»
Тема: Право быть гражданином
Планируемые результаты:
Личностные: осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье;
Метапредметные: владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения за- дач общения с учётом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; изла- гать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, оцени- вать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разных формах.
Цель: воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
Обучающая: формировать внутренние установки личности, ценностные ориентиры, связанные с нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, родному краю, уважение к народам, их культуре и традициям; рассмотреть роль гражданина в гражданском обществе.
Развивающая: развитие у обучающихся способностей анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях, происходивших в духовной сфере в прошлом и происходящих в настоящем, рассматривать события в соответствии с принципами объективности, гуманизма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
Воспитательная: осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; воспитание гражданственности и патриотизма.
Основные понятия: гражданин, Декларация прав человека, Конституция РФ.
Ресурсы (информационные, литературные), используемые на уроке:
1. Всеобщая декларация прав человека и гражданина
2. Конституция РФ (ст.19, п.2; ст. 29)
3. Понятие «гражданин» из словаря С.И. Ожегова
4. Портрет и биография А.Д. Сахарова
5. Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»
6. Опережающее домашнее задание:- биография А.Д. Сахарова
-из публикаций СМИ подобрать примеры нарушения прав свободомыслия
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к деятельности | Вступительное слово учителя. Постановка проблемы: Что означает быть гражданином своей страны? Игра в ассоциации, связанные со словом «гражданин» | Учащиеся пишут ассоциации, связанные со словом «гражданин» | Коммуникативные; регулятивные:выдвижение версий-ассоциаций |
2 | Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии | Комментарии учителя к предложенным ассоциациям: 1) «Гражданин»- (древнерусский язык)- житель города, синоним «горожанин». 2) С XVIII века «гражданин» употребляется в смысле общественного деятеля, становитися символом передовых идей, борьбы за свободу, равенство. 3) В 1797 году император Павел I указом запретил употребление слов «гражданин», « отечество», «общество». 4) Слово «гражданин» в смысле «житель города» употреблялось до конца XIX века | Отвечают на вопросы. Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками | Личностные: осознать свои эмоции; коммуникативные: излагать свое мнение, удерживают логику повествования, допускают существование различных точек зрения; регулятивные: выдвигать свои версии |
3 | Постановка учебных задач | Подводит учеников к теме урока. В стих. «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасов пишет: «Будь гражданин! Служа искусству, Для длага ближнего живи!» | Отвечают на вопрос: «А как вы думаете, в каком значении употребляет слово «гражданин» Н.А. Некрасов? | Познавательные: осуществляют анализ текста стихотворения, личностные: осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах регулятивные: принимают учебную задачу сформулированную учителем; выдвижение версии; коммуникативные: излагать свое мнение, понимать позицию другого |
4 | Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии | Слово «гражданин» мы слышим часто. Это форма обращения к взрослому мужчине. А в словаре С. И. Ожегова записано: «гражданин»- это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующегося его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей». В Древней Греции гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами. В Афинском государстве гражданами были только мужчины. Они обладали правми: иметь дом, землю, участвовать в Народнос собрании, занимать государственную должность. Но были и обязанности: защищать Отечество, соблюдать законы. В XIX веке Н.А. Некрасов спрашивал: «А что такое гражданин?» И сам же отвечал : «Отечества достойный сын!» Во время Крымской войны 1853-1855 гг. за освобождение Севастополя при первой бомбардировке города пал адмирал Корнилов. Недалеко от этого же места вражеская пуля настигла адмирала Нахимова. Позднее был убит и контр-адмирал Истомин. О таких героях говорят: воин и гражданин. Они погибли за Отечество. Об А.С. Пушкине говорят: поэт и гражданин. О композиторе М.И. Глинке- музыкант и гражданин. Биолог И.И. Мечников создал вакцину против холеры. Но необходжимо было ее проверить, и он сам себе привил холеру. Ф.П. Гааз открыл на свои собственные деньги и продолжал содержать тюремную больницу. Для детей арестантов открыл школу. | Слушают учителя и отвечают на вопросы. Вопросы: «Получается, что именно такие люди- граждане.Означает ли, что только такие выдающиеся личности могут быть гражданами?» «Если такие, кто думает иначе?» «Не кажутся ли вам эти посткпки странными? Почему?» | Личностные: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него; познавательные: анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений, коммуникативные: умение слушать и слышать, учет разных мнений |
5 | Организа-ция взаимо-действия учителя с учащимися по овладе-нию темы занятия. | Учитель организует работу с опережающим д/з. Рассказ уч-ся о правозащитной деятельности А.Д. Сахарова. | Слушают одноклассника и отвечают на вопрос учителя: «Чему же учит трудная судьба академика А.Д. Сахарова? Кого еще вы можете назвать из правозащитников, инакомыслящих, диссидентов?» | Личностные: личностное самоопределение, нравственно-эти-ческое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм); коммуникативные: умение слушать и слышать, выраже-ние своих мыслей с достаточной точно-стью и полнотой, владение монологической и диалогической формами речи; регулятивные: оценка своей деятельности; познавательные: осознанное построение речевого высказывания |
6 | Организа-ция взаимо-действия учителя с учащимися по овладе-нию темы занятия. Работа с первоисточником | Учитель организует работу с первоисточниками: а) Всеобщая декларация прав человека и гражданина: ст.1; ст. 19 б) Конституцией РФ: -ст. 19, п.2; - ст.29, п.1 Принцип равенства граждан, их прав и свобод стал одним из основных лозунгов первых демократических революций. Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. закрепила положение о том, что люди рождаются свободными и равными в правах. Эти нормы были направлены против дискриминации и сословных привилегий. Затрагивающий сначала интересы граждан конкретного государства, в дальнейшем данный принцип стал распространяться на человека. В 1948 г. Всеобщая декларация прав человека провозгласила равенство всех людей в их достоинстве и правах (ст. 1). Аналогичные формулировки содержатся и в других базовых международно-правовых документах.
Давайте сравним, как звучит принцип равенства граждан, их прав и свобод в Декларации и Конституции РФ? | Заполнение таблицы Заполнение учащимися таблицы сравнения принцип равенства граждан, их прав и свобод в Декларации и Конституции РФ | Познавательные: анализировать и классифицировать суждения; представлять информацию в таблице, осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме; коммуникативные: осознанно использовать речевые средства; личностные: осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах |
7 | Организа-ция взаимо-действия учителя с учащимися по овладе-нию темы занятия. | Вопросы учителя: «Как обычно люди относятся к тем, кто думает иначе, чем они? Почему?» «Приведите примеры из современной истории, когда люди пострадали за свободу мысли». (А.И. Солженицын, П.Г. Григоренко, Ю. Шадрин) | Приводят примеры нарушения прав свободомыслия-опережающее д/з | Личностные: осознавать свой мировоззренческий выбор; познавательные: работа с информацией, коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения |
8 | Рефлексия | Что означает быть гражданином своей страны? Учитель предлагает учащимся оценить занятие | Ученики выражают свое мнение о занятии, рисуют на доске соответствующие смайлики. | Познавательные: умение обобщить на доступном уровне полученную информацию; регулятивные: умение критично относиться, оценивать чужие и свои высказывания, умение активно слушать; коммуникативные: умение точно и полно строить высказывание; оценка своей деятельности и деятельности других людей; личностные: смыслообразование. |
Прогнозируемый результат: в ходе внеклассного занятия учащиеся заполняют сравнительную таблицу.
На занятии учащиеся учатся:
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности, приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятий «гражданин;
- осознавать значение личной патриотической позиции в укреплении нашего государства; понимать, в чем состоят основы российской гражданской идентичности;
- использовать полученные знания и приобретенные умения для формирования способности уважать права и культурные особенности всех наций и народностей;
- извлекать и использовать информацию СМИ для анализа тенденций развития национально-культурных взаимоотношений внутри страны и во внешнем мире.