СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОДНКНР, модуль "Я гражданин России" по теме "Право быть гражданином"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие составлено на основе программы "ОДНКНР", модуль "Я гражданин России" по теме: "Право быть гражданином" с использованием проблемных технологий. Дается определение понятий "гражданин", приводятся примеры гражданского подвига российских соотечественников. Занятие составлено на основе программы образовательной области "ОДНКНР" ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«ОДНКНР, модуль "Я гражданин России" по теме "Право быть гражданином"»

Омельченко Л.А.

ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»

г. Ростов-на-Дону

Конспект внеурочного занятия по ОДНКНР


Модуль « Я гражданин России»

Тема: Право быть гражданином
Планируемые результаты:

Личностные: осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье;

Метапредметные: владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения за- дач общения с учётом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; изла- гать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, оцени- вать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разных формах.

Цель: воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.


Задачи:

Обучающая: формировать внутренние установки личности, ценностные ориентиры, связанные с нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, родному краю, уважение к народам, их культуре и традициям; рассмотреть роль гражданина в гражданском обществе.

Развивающая: развитие у обучающихся способностей анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях, происходивших в духовной сфере в прошлом и происходящих в настоящем, рассматривать события в соответствии с принципами объективности, гуманизма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

Воспитательная: осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; воспитание гражданственности и патриотизма.
Основные понятия: гражданин, Декларация прав человека, Конституция РФ.

Ресурсы (информационные, литературные), используемые на уроке:


1. Всеобщая декларация прав человека и гражданина

2. Конституция РФ (ст.19, п.2; ст. 29)

3. Понятие «гражданин» из словаря С.И. Ожегова

4. Портрет и биография А.Д. Сахарова

5. Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»

6. Опережающее домашнее задание:- биография А.Д. Сахарова

-из публикаций СМИ подобрать примеры нарушения прав свободомыслия


Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности

Вступительное слово учителя.

Постановка проблемы: Что означает быть гражданином своей страны?

Игра в ассоциации, связанные со словом «гражданин»

Учащиеся пишут ассоциации, связанные со словом «гражданин»

Коммуникативные;

регулятивные:выдвижение версий-ассоциаций

2

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Комментарии учителя к предложенным ассоциациям:

1) «Гражданин»- (древнерусский язык)- житель города, синоним «горожанин».

2) С XVIII века «гражданин» употребляется в смысле общественного деятеля, становитися символом передовых идей, борьбы за свободу, равенство.

3) В 1797 году император Павел I указом запретил употребление слов «гражданин», « отечество», «общество».

4) Слово «гражданин» в смысле «житель города» употреблялось до конца XIX века

Отвечают на вопросы. Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками

Личностные:

осознать свои эмоции;

коммуникативные: излагать свое мнение, удерживают логику повествования, допускают существование различных точек зрения;

регулятивные:

выдвигать свои версии

3

Постановка учебных задач

Подводит учеников к теме урока.

В стих. «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасов пишет: «Будь гражданин! Служа искусству,

Для длага ближнего живи!»

Отвечают на вопрос:

«А как вы думаете, в каком значении употребляет слово «гражданин» Н.А. Некрасов?

Познавательные:

осуществляют анализ текста стихотворения,

личностные: осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах

регулятивные:

принимают учебную задачу сформулированную учителем;

выдвижение версии;

коммуникативные:

излагать свое мнение, понимать позицию другого

4

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Слово «гражданин» мы слышим часто. Это форма обращения к взрослому мужчине. А в словаре С. И. Ожегова записано: «гражданин»- это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующегося его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей». В Древней Греции гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами. В Афинском государстве гражданами были только мужчины. Они обладали правми: иметь дом, землю, участвовать в Народнос собрании, занимать государственную должность. Но были и обязанности: защищать Отечество, соблюдать законы.

В XIX веке Н.А. Некрасов спрашивал: «А что такое гражданин?» И сам же отвечал : «Отечества достойный сын!»

Во время Крымской войны 1853-1855 гг. за освобождение Севастополя при первой бомбардировке города пал адмирал Корнилов. Недалеко от этого же места вражеская пуля настигла адмирала Нахимова. Позднее был убит и контр-адмирал Истомин. О таких героях говорят: воин и гражданин. Они погибли за Отечество. Об А.С. Пушкине говорят: поэт и гражданин. О композиторе М.И. Глинке- музыкант и гражданин.

Биолог И.И. Мечников создал вакцину против холеры. Но необходжимо было ее проверить, и он сам себе привил холеру. Ф.П. Гааз открыл на свои собственные деньги и продолжал содержать тюремную больницу. Для детей арестантов открыл школу.

Слушают учителя и отвечают на вопросы.





















Вопросы:

«Получается, что именно такие люди- граждане.Означает ли, что только такие выдающиеся личности могут быть гражданами?»

«Если такие, кто думает иначе?»





«Не кажутся ли вам эти посткпки странными? Почему?»

Личностные: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него;

познавательные: анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений, коммуникативные: умение слушать и слышать, учет разных мнений

5

Организа-ция взаимо-действия учителя с учащимися по овладе-нию темы занятия.

Учитель организует работу с опережающим д/з. Рассказ уч-ся о правозащитной деятельности А.Д. Сахарова.

Слушают одноклассника и отвечают на вопрос учителя: «Чему же учит трудная судьба академика А.Д. Сахарова? Кого еще вы можете назвать из правозащитников, инакомыслящих, диссидентов?»


Личностные: личностное самоопределение, нравственно-эти-ческое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм); коммуникативные: умение слушать и слышать, выраже-ние своих мыслей с достаточной точно-стью и полнотой, владение монологической и диалогической формами речи;

регулятивные: оценка своей деятельности; познавательные: осознанное построение речевого высказывания


6

Организа-ция взаимо-действия учителя с учащимися по овладе-нию темы занятия.

Работа с первоисточником


Учитель организует работу с первоисточниками:

а) Всеобщая декларация прав человека и гражданина: ст.1; ст. 19

б) Конституцией РФ:

-ст. 19, п.2;

- ст.29, п.1

Принцип равенства граждан, их прав и свобод стал одним из основных лозунгов первых демократических революций. Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. закрепила положение о том, что люди рождаются свободными и равными в правах. Эти нормы были направлены против дискриминации и сословных привилегий. Затрагивающий сначала интересы граждан конкретного государства, в дальнейшем данный принцип стал распространяться на человека. В 1948 г. Всеобщая декларация прав человека провозгласила равенство всех людей в их достоинстве и правах (ст. 1). Аналогичные формулировки содержатся и в других базовых международно-правовых документах.

Давайте сравним, как звучит принцип равенства граждан, их прав и свобод в Декларации и Конституции РФ?


Заполнение таблицы

статья

ВДПЧ

К.РФ




Заполнение учащимися таблицы сравнения принцип равенства граждан, их прав и свобод в Декларации и Конституции РФ

Познавательные:

анализировать и классифицировать суждения; представлять информацию в таблице, осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме;

коммуникативные:

осознанно использовать речевые средства;

личностные:

осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах

7

Организа-ция взаимо-действия учителя с учащимися по овладе-нию темы занятия.

Вопросы учителя:

«Как обычно люди относятся к тем, кто думает иначе, чем они? Почему?»

«Приведите примеры из современной истории, когда люди пострадали за свободу мысли». (А.И. Солженицын, П.Г. Григоренко, Ю. Шадрин)

Приводят примеры

нарушения прав свободомыслия-опережающее д/з

Личностные:

осознавать свой мировоззренческий выбор;

познавательные: работа с информацией,

коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения

8

Рефлексия

Что означает быть гражданином своей страны?

Учитель предлагает учащимся оценить занятие

Ученики выражают свое мнение о занятии, рисуют на доске соответствующие смайлики.

Познавательные: умение обобщить на доступном уровне полученную информацию;

регулятивные: умение критично относиться, оценивать чужие и свои высказывания, умение активно слушать;

коммуникативные: умение точно и полно строить высказывание; оценка своей деятельности и деятельности других людей;

личностные: смыслообразование.




Прогнозируемый результат: в ходе внеклассного занятия учащиеся заполняют сравнительную таблицу.

На занятии учащиеся учатся:

- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности, приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; объяснять и  конкретизировать примерами смысл понятий «гражданин;

- осознавать значение личной патриотической позиции в укреплении нашего государства; понимать, в чем состоят основы российской гражданской идентичности;

- использовать полученные знания и приобретенные умения для формирования способности уважать права и культурные особенности всех наций и народностей;

- извлекать и использовать информацию СМИ для анализа тенденций развития национально-культурных взаимоотношений внутри страны и во внешнем мире.