СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Однокоренные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Однокоренные слова"»

Тема урока: «Однокоренные слова»

Тип (форма проведения): урок открытия новых знаний; индивидуальная, фронтальная

Задачи: сформировать понятие о родственных словах как о словах, связанных словообразовательными отношениями, дать понятие о корне как общей части основ родственных слов.

Планируемые результаты

Предметные:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения.


Метапредметные:

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью, умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта.

Личностные:

воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения.

Межпредметные связи: литературное чтение

Ресурсы урока: учебник, тетрадь, заранее подготовленные карточки для рефлексии.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Примечание

1.Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

-Проверьте, все ли необходимые принадлежности к уроку у вас есть?

Ребята приветствуют учителя, садятся, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

Дети в хорошем настроение, готовы слушать учителя.

2.Актуализация знаний.

На доске: р-ка,

п-ро, ст-кло, р-бро. Какой орфограммой объединены эти слова?

Какую работу выполняет эта буква?

С какой заглавной буквой можно перепутать Е?

Когда мы проверяли слова, что мы делали?

Как можно изменять слова? Чем отличается одно изменение от другого?

Дети отвечают на вопросы учителя. Несколько учеников выходят к доске, вписывают правильную букву в слова, проверяют, объясняют свой выбор.

-Безударная гласная в корне слова!

-Везде пропущена буква Е!

-Обозначает звук [э] после мягкого согласного, обозначает сочетание звуков [й'э].

- с З.

-Мы изменяли слова, ставили букву, которая была в слабой позиции, в сильную.

- Ставили букву е под ударение, путем подбора близких слов. -Названия предметов - по числу, падежу.

-Название признаков - по числу, роду, падежу.

-Название действий- по времени, лицу, роду.

-Окончание у всех разное.

Познавательные:

постановка и решение проблемы;


Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов;







Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Отметим, что дети любят отвечать у доски, не стесняются, пытаются строить грамотное объяснение своих мыслей.

Ученики знакомы с понятием «слабая» и «сильная» позиции.

У ребят отточено знание характеристик всех звуков.

3.Постановка учебной задачи. Определение темы урока.

-Предлагаю вам проверить букву, а в слове хвастун.

Что называет это слово? Что мы делаем?

Значит?!

Сегодня на уроке мы и будем этим заниматься.

- Это слово называет предмет.

- Попробуем изменить по числу, падежу…

-Не получается привести к сильной позиции.

-Нужно найти другой какой-то способ!

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

На данном этапе дети активно вступают в контакт с учителем. Готовы активно продолжать занятие.

И решить поставленную проблему, задачу.

4.Изучение нового материала.

А бывают ли у слов родственники?

Как проявляется или обнаруживается это родство? Может быть, эти слова по-родственному помогут и с проверкой?

Всем вам хорошо известно слово лесник. Объясните смысл.

Являются ли родственниками слова лесники и лес? Одно было в языке раньше, другое появилось, родилось от него. Значит, они связаны родственными отношениями, как дети и их родители.

Сделаем первый важный вывод:

Откройте учебники на с.152. Прочитайте объяснение. Подчеркните главную мысль, сделайте вывод.

Отвечают на вопросы учителя.

- Нет.

-Наверно бывают.

-Наверно у них буквы одинаковые.

Как люди друг другу?

-Мы должны помогать родным.

- И слова между собой тоже могут помочь?

- Проверить друг друга по-родственному.

Дети толкуют при помощи слова лес.

- Дядька, который живет в лесу.

- Нет – это старичок, который следит за лесом и собирает грибы, ягоды всякие.

- Я думаю, что да.

-Если одно слово образовалось, родилось от другого, значит это слова-родственники.

Дети внимательно читают, дается время подумать. После чего озвучивают вывод.

-Общая часть родственных слов называется корнем.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при ответе.





На этапе изучения нового материала возникали небольшие сложности. Но с помощью учителя и дополнительных рассуждений они были устранены.

Дети не бояться вступать в дискуссии, учитель умеет создавать проблемные ситуации.

Ребята дисциплинированы.

Во время самостоятельного прочтения в классе стоит полная тишина.

Учитель проходит по классу, осуществляя контроль за выполнением задания.

5.Закрепление

-Выполните упр 65. Найдите родственные слова:

Дятел – барабанщик. Бьет дятел в барабан весной. Барабан дятла – это звонкий сухой сучок…

Упр 66

Какое слово лишнее? Запишите в тетрадь только однокоренные слова.

Дети работают в тетрадях. Потом происходит смена деятельности. Проверка осуществляется в парах.

Записывают однокоренные слова в тетрадь, выделяют корень…

-Боль, больной

-Гора, горный.

-Сад, садовник, садовая.

Регулятивные: умение планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,

Личностные:

оценивание самого себя;


На данном этапе дети задавали вопросы. Учитель повторно объяснял задание.



6.Рефлексия.

-Чему вы научились на уроке?

Заполните схему:

Я знаю

Я запомнил

Я смог -Бывают ли у слов родственники?

-Как называются такие слова?

-Какие условия необходимы для того, чтобы слова считались родственными или однокоренными.

Некоторые ученики высказывают свое мнение.

- Я знаю об однокоренных словах.

- Я запомнил, что у однокоренных слов общий смысл и корень.

Я смог выполнить упражнение на поиск и выделение однокоренных слов.

-Да, бывают, это похожие слова.

-Один смысл, общая часть.

Регулятивные:

умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений;

Личностные: формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки.


Ученики довольны уроком.

Активно заполняют схемы для рефлексии. Делятся впечатлениями.

7.Домашнее задание.

Упр 67, 69, письменно в тетради.

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

Слушают учителя, записывают домашнее задание в дневник.


Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Получают домашнее задание, а также необходимые комментарии. Выставляются оценки за урок.