номинация ЛИНГВИСТИКА
Работа с Языковым портфелем
в начальной школе на основе УМК М.З. Биболетовой
“Enjoy English”
(Методическая разработка)
Рыбинцова Татьяна Николаевна,
учитель английского языка МОУ СОШ № 5
п. Ключи-1, Камчатский край
В младшем школьном возрасте большое значение для учащихся имеет оценка результатов их деятельности, фиксирование личных достижений в изучении иностранного языка. Для реализации данной потребности я начала использовать в работе Языковой Портфель как инструмент оценки и самооценки деятельности младших школьников. В данной работе акцент так же делается на создание мотивации к изучению языка и развитию положительного отношения к другим языкам, народам, культурам. Метод оформления Языкового Портфеля дает возможность младшему школьнику осмыслить приобретаемый опыт общения и вместе с тем обеспечить его осознанную, заинтересованную деятельность по изучению предмета и тем самым формировать самостоятельность обучающегося, его личностные характеристики.
Языковой Портфель – это пакет документов, позволяющих обучаемому самостоятельно фиксировать свои достижения и опыт в овладении неродными языками вне зависимости от используемых методов и средств обучения1.
Для российских школьников ЯП разработали Н.Д. Гальскова и З.Н. Никитенко2. В своих работах они выделяют цели ЯП, его роль для учителя и ученика, функции ЯП.
Цели Языкового Портфеля:
Внедрить в практику преподавания и изучения современных языков перспективную образовательную идеологию;
Вооружить обучающегося надежным и доступным инструментом для определения своих достижений, путей дальнейшего совершенствования своих знаний и умений;
Дать учителю возможность оценивать уровень достижений каждого учащегося и вносить коррективы в свою преподавательскую деятельность;
Развивать и поддерживать заинтересованность каждого в изучении языков на протяжении всей жизни.
Работа с ЯП поможет учителю:
повысить мотивацию в преподавании;
планировать свою деятельность;
помочь каждому ученику осознать свой индивидуальный путь овладения языком;
осознать важность поддержки языкового многообразия в классе/ школе и развития многоязычия отдельной личности;
вносить коррективы в процесс обучения;
повысить свое пофессионально-методическое мастерство
Пользуясь ЯП, ребенок может:
самостоятельно оценить свой уровень владения неродным языком;
осознанно овладевать неродным языком и ощущать ответственность за процесс и результаты учения;
осознавать важность изучения не только ИЯ, но и языков народов России, этнических групп, проживающих рядом с ним;
осознавать языковое многообразие в классе/школе/регионе/стране и равноценность всех языков;
работать с ЯП с интересом, развиваясь при этом интеллектуально и эмоционально.
Функции Языкового Портфеля
Информативная
Обеспечение едиными стандартами при определении уровня владения ИЯ;
Возможность показать свои способности в области владения ИЯ;
Возможность для родителей контролировать и поощрять изучение языков детьми.
Педагогическая
Совершенствование процесса обучения и обеспечение положительных результатов;
Внедрение нового содержания начального языкового образования и повышение личной ответственности учащихся;
Управление качеством языкового образования;
Облегчение планирования учебного процесса, контроля над ним и оценки уровня владения языками;
Совершенствование профессиональной компетенции учителя за счет реальной возможности оценивать уровень достижения каждого ученика и вносить коррективы в свою деятельность.
Социальная
Поддержание в обществе языкового и культурного многообразия и развития многоязычия;
Создание мотивации младших школьников к совершенствованию своих умений;
Создание условий для организации межкультурного взаимодействия и взаимодействия с носителями иностранных языков.
Этапы работы с Языковым Портфелем
Объяснение целей, содержания и структуры ЯП;
Заполнение раздела «Языки, которые я знаю»;
Сбор материалов для «Копилки»;
Разъяснительная работа с родителями;
Заполнение разделов «Языки в моей семье», «Мой опыт использования иностранных языков»;
Занятия по проверке результатов самооценки с использованием речевых задач.
Меня заинтересовала данная идея, но возник вопрос, при помощи каких заданий проверять сформированность тех или иных умений. В связи с тем, что обучение в нашей школе ведется по УМК М.З. Биболетовой “Enjoy English”, возникла необходимость подбирать задания для учащихся из данного учебника, формулировать речевые задачи с учетом сюжета, героев этого УМК.
Работа с ЯП начинается со знакомства с ним, изучения содержания его страниц, чтения обращения к ученикам, беседы о целях и задачах данного пакета документов.
Далее идет непосредственная работа по заполнению страниц, в процессе которой мы обсуждаем, какие иностранные языки известны ученикам, используются в их семьях, изучались родственниками. Акцент делается не только на общеизвестные языки, но и на языки малых народов, этнических групп, что позволяет познакомить ребят с языковым многообразием нашей страны. Вполне уместным здесь может быть использование регионального компонента: на каких языках говорят люди, проживающие в данной местновти.
Большую роль играет обсуждение опыта использования иностранного языка в повседневной жизни: при работе с компьютером, во время путешествий, при использовании бытовых приборов и т.д. Эти беседы и оформление своего опыта использования неродного языка в ЯП позволяют ученикам по-новому оценить необходимость изучения иностранного языка.
На данном этапе очень удачным является включение проектного метода в работу с Языковым портфелем.
Тема проектной работы – «Английский язык в повседневной жизни».
Цели проекта:
Сбор и анализ примеров употребления английского языка в повседневной жизни.
Развитие внимания к окружающей действительности.
Формирование общеучебных навыков.
Развитие интереса к изучаемому языку.
Повышение мотивации к изучению английского языка.
Результаты выполнения проектов:
Расширение словарного запаса.
Повышение интереса и мотивации к изучению иностранного языка.
Осознание факта необходимости изучения английского языка.
Достижении нового уровня развития общеучебных навыков (умения работать в группе, договариваться, извлекать информацию, анализировать и систематизировать собранный материал, представлять результаты своего исследования).
Основная часть работы отводится на самооценку уровня знаний и умений в использовании иностранного языка. Ребятам предлагаются различные речевые задачи, решение которых требует от них проявления умений в говорении, аудировании, чтении, письме. Данные задачи красочно оформлены, сформулированы так, чтобы стимулировать деятельность учащихся на иностранном языке, создавая ситуации общения или письменной речи.
Результаты выполненных заданий заносятся в ЯП на специально-отведенные страницы, где ребята разукрашивают листья деревьев (аудирование), кирпичи дома (говорение), кораблики (чтение), карандаши (письмо). Макет языкового портфеля взят из вышеназванных книг его разработчиков.
Для большего удобства работы с языковым портфелем были разработаны специальные листы для учителя и учащихся, которыми можно пользоваться при проведении занятий с ЯП. (Приложение 1)
На данных страницах представлен наиболее общий список речевых задач. Для разных уровней подготовки и этапов обучения можно использовать задания выборочно во время уроков или на факультативных занятиях. Выполнив задания, ученики могут сверить свои ответы с образцами и оценить себя или, обменявшись работами, друг друга.
Еще один способ работы с Языковым портфелем – это использование речевых задач на контрольных или обобщающих уроках. В этом случае результаты проверочных работ заносятся в ЯП, являясь расшифровкой оценки, поставленной учителем в журнал или дневник.
К работе с ЯП привлекаются и родители. На родительском собрании учитель информирует их о целях, задачах и процедуре работы с ЯП. Родители оказывают помощь учащимся при подготовке проекта «Английский язык в повседневной жизни» и других творческих работ, помогают заполнить отдельные страницы портфеля.
Особое значение ЯП имеет для учащихся, которые часто меняют место обучения. Для более успешной адаптации учащихся в новой школе, в частности на уроках английского языка, учителю необходимо иметь представление о программе, УМК, по которым обучался ученик, дополнительных занятиях, которые он получал, уровне развития его компетенций, данную информацию можно получить на «Страничке учителя».
Учащимся очень понравилось заполнять разноцветные странички, отмечая свои успехи и достижения. Наибольший энтузиазм вызвал раздел «Копилка», в который ребята складывают свои творческие, проектные работы на иностранном языке.
Картинки взяты из УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English» для 3 кл. общеобр. учрежд. – Обнинск: Титул, 2006.
Приложение 1
Речевые задачи (teacher,s paper)
для контроля навыков аудирования
3 класс
Новый ученик в нашем классе хочет познакомиться с тобой. О чем он тебя спрашивает: What is your name? How old are you? Where do you live? What can you play? What do you like to eat? Хотел бы ты побывать на уроке физкультуры в английской школе? Попробуй выполнить команды физрука: Run! Jump! Skip! Sit! Walk! Climb! Хоббит рассказывает о себе и своем распорядке дня на английском языке. Переведи его рассказ для первоклассника. Вчера ты услышал новую песенку (прочел стих), расскажи одноклассникам, о чем в ней (в нем) идет речь. Твой английский друг предлагает тебе встретиться. Послушай его и запиши дату и время, чтобы не забыть. Для инсценировки надо выбрать маски. Послушай рассказ и выбери маски тех животных, о которых идет речь. (Текст для аудирования 1, ст.164 Enjoy English 2) Послушай рассказ Мисс Четтер о неизвестном герое, спасшем кошку из холодной реки. Помоги ей найти и поблагодарить героя. Отметь его √ на картинке.(Книга для учителя к учебнику Enjoy English 3 класс, стр. 113) | Hi! My name is Jack. I am ten. I live in the forest. I have a nice small house. I like my house. So I get up at 7 a.m. wash my face and ears, have breakfast and clean my house. I like to read books. I read at 1 p.m. every day. I have many friends. They come to see me at 4 p.m. We drink tea, eat sandwiches and cakes. At 9 p.m. I clean my teeth and go to bed. Hello! Let us meet on the second of April at 5 p.m. |
Речевые задачи (pupil,s paper)
для контроля навыков аудирования
3 класс
3. ________________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
5. _________________________________________________
6.

7.

Речевые задачи (pupil,s paper)
для контроля навыков чтения
3 класс
1.

2
.
3. 25 September
Dear friends,
My name is Tiny. I am a hobbit. I live in England. I go to a forest school.
I like our school is very nice. We like to play football, roller skate, ride bikes and swim. I have many friends. They are kind and clever.
I have a very good friend. It is a dog. Its name is Rex. We run, jump and play together.
Do you have many friends? What do you do together? Do you have a pet?
Please write back.
Your pen friend, Tiny
6.

sweets cake corn cabbage honey jam
7.
Piglet lives in a house in the middle of tree, and the tree is in the forest, and the Piglet lives in the middle of the house. He has a friend. It is Winnie-the-Pooh, a nice bear. Winnie likes to eat very much. He likes honey, sweets, sugar. Piglet and Winnie play in the forest with Christopher Robin.
8
.
Attention!
Dear friends!
Welcome to Green school!
Let’s read and write in English.
Let’s run and jump in the forest.
Let’s go to school together!
Mr Greenwood and his pupils
9
.
a cake and some honey
some soup
meat with potatoes
bread with butter and cheese
Речевые задачи (teacher’s paper)
для контроля навыков чтения
3 класс
Прочти вывески и скажи, в какой магазин необходимо зайти, чтобы купить продукты/книги/цветы/одежду.
Почтальон принес открытку из Англии. Что в ней говорится?
Прочти письмо Хоббита и расскажи о его содержании своему младшему брату.
Прочти красиво вслух любимое стихотворение Винни-Пуха.
Помоги художнику подобрать иллюстрации к тексту. Прочти и расположи картинки в нужном порядке.
Подбери этикетки для всех товаров в магазине. Соедини изображение предметов и их названия.
Б. Заходер просит твоей помощи. Переведи некоторые предложения из сказки о Винни-Пухе на русский язык.
На доске объявлений появился новый листок. Прочти объявление. О чем в нем говорится?
Крошка Ру приглашает тебя в детское кафе. Изучи меню. Что бы ты хотел съесть?
Речевые задачи (teacher’s paper)
для контроля навыков говорения
3 класс
Поприветствуй нового знакомого в международном детском лагере, расспроси его об имени, возрасте, месте жительства, интересах.
«Почемучка» хочет поиграть. У него слишком много вопросов.
Попроси друга помочь тебе навести порядок в комнате, разложить вещи по местам
Ты оказался в английском продуктовом магазине, тебе необходимо купить фрукты для больной Miss Chatter. Что ты скажешь?
Расспроси своего английского друга о его любимом животном.
Посчитай сколько гостей пришло в гости к Хоббиту. Всем ли хватит стульев? EE 2 p. 12
Незнайка хочет поступить в спортивную школу. Помоги ему рассказать о том, что он умеет делать хорошо.
Ответь на приветствие, сообщи интересующую собеседника информацию. А что ты хотел бы узнать о нем?
Постарайся кратко ответить на большее количество вопросов.
Помоги другу, выполни его просьбы.
Помоги продавцу английского магазина обслужить покупателя.
Ответь на вопросы своего английского друга о твоем любимом животном.
Тебе предложили участвовать в конкурсе чтецов на английском языке. С каким стихотворением ты бы выступил?
Представь своего любимого младшего брата иностранному другу.
Речевые задачи (pupil,s paper)
для контроля навыков говорения
3 класс
Поприветствуй нового знакомого в международном детском лагере, расспроси его об имени, возрасте, месте жительства, интересах.
«Почемучка» хочет поиграть. У него слишком много вопросов.
Попроси друга помочь тебе навести порядок в комнате, разложить вещи по местам
Ты оказался в английском продуктовом магазине, тебе необходимо купить фрукты для больной Miss Chatter. Что ты скажешь?
Расспроси своего английского друга о его любимом животном.
Посчитай сколько гостей пришло в гости к Хоббиту. Всем ли хватит стульев? EE 2 p. 12

Незнайка хочет поступить в спортивную школу. Помоги ему рассказать о том, что он умеет делать хорошо.
Ответь на приветствие, сообщи интересующую собеседника информацию. А что ты хотел бы узнать о нем?
Постарайся кратко ответить на большее количество вопросов.
Помоги другу, выполни его просьбы.
Помоги продавцу английского магазина обслужить покупателя.
Ответь на вопросы своего английского друга о твоем любимом животном.
Тебе предложили участвовать в конкурсе чтецов на английском языке. С каким стихотворением ты бы выступил?
Представь своего любимого младшего брата иностранному другу.
Речевые задачи (teacher’s paper)
для контроля навыков письма
3 класс
Заполни анкету участника конкурса знатоков английского языка (имя, фамилию, адрес, возраст).
Подпиши поздравительную открытку Хоббиту – у него день рождения.
Крошка Ру ушел гулять в парк. Какую записку ему надо было оставить для мамы Кенги?
Напиши рассказ о себе в клуб знакомств. Не забудь рассказать о своих интересах, семье, любимом животном.
В офисе Mr. Rule сломался ксерокс. Помоги скопировать рассказы о животных. Перепиши предложения как можно внимательнее. EE 1 p. 112
Сделай надписи на этикетках в магазине подарков.
Помоги Miss Сhatter составить список покупок перед походом в магазин.
Речевые задачи (pupil,s paper)
для контроля навыков письма
3 класс
1. Заполни анкету участника конкурса знатоков английского языка (имя, фамилию, адрес, возраст).

Подпиши поздравительную открытку Хоббиту – у него день рождения.
Крошка Ру ушел гулять в парк. Какую записку ему надо было оставить для мамы Кенги?
_____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________ |
|
Напиши рассказ о себе в клуб знакомств. Не забудь рассказать о своих интересах, семье, любимом животном.

В офисе Mr. Rule сломался ксерокс. Помоги скопировать рассказы о животных. Перепиши предложения как можно внимательнее. EE 1 p. 112
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_____________________________________
Помоги Miss Сhatter составить список покупок перед походом в магазин. Shopping list
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Сделай надписи на этикетках в магазине подарков.

1 Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения ИЯ в начальной школе. – М.: МГПУ. 2004 г
2 Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н.Российский Языковой Портфель для начальной школы. – М.: МГПУ. 2002 г
14