Репетиционная работа по тексту управления образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа
по истории в 9 классе
31 января 2018 года
Вариант 3
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответами к заданиям 23–30 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
К заданиям 31–35 следует дать развёрнутый ответ. Задания 31 и 32 предусматривают анализ исторического источника. Задания 33–35 предполагают развёрнутые ответы на заданные темы. Задания 31–35 выполняются на бланке ответов № 2.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданиям 1–22 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
1. В каком году впервые произошло венчание русского государя на царский престол?
1) 1547 г.
2) 1598 г.
3) 1606 г.
4) 1613 г.
2. Какое событие произошло в ходе Батыева нашествия на Русь?
1) оборона Козельска
2) Грюнвальдская битва
3) битва на р. Шелони
4) съезд князей в Любече
3. Что стало одним из последствий Крещения Руси?
1) образование Древнерусского государства
2) подписание первого договора с Византией
3) укрепление международного авторитета Руси
4) появление первых христиан на Руси
4. Прочтите отрывок из дневника современника и укажите год, когда произошли описанные события.
«Злосчастный мятеж, для которого изменники уже давно объединились, составляя союзы и присягая. Их предводителем в том деле был нынешний царь – Василий Иванович Шуйский, обещавший поделить между ними крепости и государства и назначить их на высокие должности… Войска выпустили против той Москвы, которая могла стать на сторону Дмитрия, вступив в сговор с влиятельнейшими купцами и частью мира».
1) 1598 г.
2) 1605 г.
3) 1606 г.
4) 1610 г.
5. Россия стала называться Российской империей с
1) 1709 г.
2) 1714 г.
3) 1721 г.
4) 1725 г.
6. Какое из перечисленных событий относится к периоду правления Александра III?
1) создание Секретного комитета по крестьянскому делу
2) введение подушной подати
3) окончание строительства первой в России железной дороги
4) начало строительства Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока
7. Что является одним из результатов реформаторской деятельности С. Ю. Витте?
1) ограничение роли государства в регулировании частного предпринимательства
2) выведение из обращения золотых рублей
3) ликвидация временно обязанного состояния крестьян
4) введение государственной винной монополии
8. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идёт речь.
«Практически одновременно с Сенатом .император. основал новый контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов. Это была целая армия официальных лиц, действующих тайным образом и выявлявших все неправедные действия, наносившие ущерб государству. Во главе всех фискалов стоял обер-фискал при Сенате. У него в подчинении было четыре фискала (два от купечества и два от дворянства). При губернских правлениях было также по четыре фискала, в городах — один-два фискала. Фискалы не получали жалованья, в награду за труды им полагалась в первые годы половина, а потом треть конфискованного имущества».
1) Пётр I
2) Пётр III
3) Николай I
4) Александр II
9. Франц Лефорт был сподвижником
1) Елизаветы Петровны
2) Петра I
3) Екатерины II
4) Павла I
10. Какое из названных событий нашло отражение в произведении «Задонщина»?
1) нашествие на Русь хана Батыя
2) подвиги князя Александра Невского
3) поход князя Игоря Святославича на половцев
4) сражение на поле Куликовом
11. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?
1) подписание Рапалльского договора с Германией
2) советско-финляндская война
3) вступление СССР в Лигу Наций
4) вооружённый конфликт с Японией в районе озера Хасан
12. До марта 1918 г. в СНК помимо большевиков входили
1) левые эсеры
2) анархисты
3) кадеты
4) октябристы
13. Что из перечисленного послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?
1) начало советско-финляндской войны
2) подписание советским правительством сепаратного мира с Германией
3) разгром Красной армией японских войск в районе озера Хасан
4) заключение пакта Молотова-Риббентропа между СССР и Германией
14. Какой город был захвачен врагом летом 1942 г. после героической 250-дневной обороны?
1) Кронштадт
2) Севастополь
3) Новороссийск
4) Мурманск
15. Прочтите отрывок из воспоминаний и определите, о положении жителей в каком городе в годы Великой Отечественной войны в нем говорится.
«Сколько восторгов было, когда прибавили хлеба. В булочных кричали «ура». Восстановить разрушенные силы эта прибавка не может. Дело ясное. Народ валится... Но она принесла с собой надежду: будет лучше!
Каждый упоминает Ладожское озеро. Ледовая дорога. Ледовая трасса. Дорога к жизни».
1) Сталинград
2) Москва
3) Киев
4) Ленинград
16. В каком году была принята Конституция Российской Федерации?
1) 1991 г.
2) 1993 г.
3) 1998 г.
4) 2002 г.
17. Что связано с деятельностью Л.И. Брежнева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС?
1) начало освоения целины
2) ввод советских войск в Афганистан
3) выдвижение концепции «нового политического мышления»
4) принятие Закона «об индивидуальной трудовой деятельности»
18. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля и укажите период, когда произошли описанные события.
«Что касается самого Пленума, состоявшегося 25–26 июня, то тут повторилась та же картина, что и в январе. Несмотря на то что члены Пленума располагали и тезисами, и пакетом документов, уровень их выступлений слабо корреспондировался с постановкой в докладе проблем кардинальной экономической реформы. Опять обилие общих оценок и заверений, увлечение сравнительно узкими местными или отраслевыми вопросами.
Значимость Пленума была подчёркнута принятием постановления о созыве XIX партийной конференции. Изменился состав Политбюро, пополненный Слюньковым, Яковлевым и Никоновым. Кандидатом в члены Политбюро избрали Язова, сменившего на посту министра обороны СССР Соколова».
1) последние годы руководства СССР И. В. Сталина (1945—1953 гг.)
2) «оттепель»
3) «застой»
4) «перестройка»
19. Кто был руководителем советского правительства в 1930-х гг.?
1) Н. И. Бухарин
2) Л. Д. Троцкий
3) В. М. Молотов
4) К. Е. Ворошилов
20. Рассмотрите схему и выполните задание.

Кто был участником событий, обозначенных на схеме стрелками?
1) Хлопко Косолап
2) И.И. Болотников
3) С.Т. Разин
4) К.А. Булавин
21. Чьё творчество относится ко второй половине XX в.?
1) В. В. Маяковского
2) С. А. Есенина
3) В. С. Высоцкого
4) М. А. Булгакова
22. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите автора данной картины.
1) В.М. Васнецов
2) К.П. Брюллов
3) М.А. Врубель
4) А.К. Саврасов
Ответами к заданиям 23–30 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
23. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) отмена крепостного права в России
2) ограничение крестьянского перехода неделей до и неделей после Юрьева дня
3) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича
4) созыв первого Земского собора
24. Установите соответствие между войнами и сражениями, произошедшими в ходе этих войн: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВОЙНЫ | | СРАЖЕНИЯ |
А) Отечественная война 1812 г. Б) русско-турецкая война 1877–1878 гг. В) Крымская война | | 1) оборона Порт-Артура 2) оборона Шипки 3) Синопское сражение 4) сражение под Малоярославцем |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
25. Какие из данных событий связаны с деятельностью М. С. Горбачёва? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возведение Берлинской стены;
2) подавление советскими войсками восстания в Венгрии;
3) провозглашение концепции «нового политического мышления»;
4) подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой;
5) объединение Германии.
26. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Занятые на предприятиях России (в % от общего числа)
Год | Государственные | Кооперативные | Частные | Концессионные |
1927 | 95,5 | 2,7 | 1,2 | 0,6 |
1929 | 96,1 | 3,1 | 0,2 | 0,6 |
1930 | 95,4 | 4,1 | 0,1 | 0,4 |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
A) В 1927—1930-х гг. доля работавших на частных предприятиях | 1) кооперативных предприятиях |
Б) Наиболее интенсивно в 1927—1930 гг. росла доля работавших на | 2) государственных предприятиях |
В) В 1927—1930 гг. наибольшей была доля работавших на | 3) увеличивалась |
| 4) сокращалась |
| 5) концессионных предприятиях |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
27. Запишите термин, о котором идёт речь.
«К концу правления Екатерины II основная административно-территориальная единица, управляемая чиновником, наделённым широкими полномочиями, и делившаяся на 10—15 уездов».
28. Сравните особенности участия России в русско-японской и в Первой мировой войне. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) участие в войне явилось фактором складывания революционной ситуации в стране;
2) участие России в войне в составе коалиции;
3) ведение военных действий на Европейской территории Российской империи;
4) условием мирного договора, завершившего войну, стали территориальные потери России.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
29. Запишите фамилию, пропущенную в схеме.


30. Ниже приведен перечень терминов. Появление всех их, за исключением одного, относится к XIX в.
Декабристы, народники, петрашевцы, меньшевики, марксисты.
Найдите и запишите термин, появление которого относится к другому историческому периоду.
Часть 2
Для ответов на задания этой части (31–35) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Из сочинения историка.
«Огромное влияние на характер Петра оказало знакомство с жителями Немецкой слободы в Москве, где селились все иностранцы, и от которых он получил представление о жизни в Европе, развитии её техники, науки и культуры. Особенно выделялся швейцарец Франц Лефорт. С самого раннего детства Пётр проявлял интерес к военному делу, для него специально были созданы так называемые "потешные" полки, Преображенский и Семёновский, ставшие основой русской регулярной армии. Пётр совершает два Азовских похода, в результате чего сильнейшая в устье Дона турецкая крепость Азов пала. Таким образом, у России появляется флот в Азовском море. В 1700 году начинается Северная война, которая длится до 1721 года, когда был заключён ________________________мир. Большая часть царствования Петра Первого, таким образом, прошла в обстановке ведущейся войны, и на проведённых им реформах военная обстановка отражалась самым непосредственным образом. Так, например, начало войны вызвало необходимость организации производства вооружения, снаряжения и обмундирования. Содержание постоянной и многочисленной армии и создание военно-морского флота потребовали регулярного сбора налогов, что влекло за собой необходимость упорядочения системы местного управления. Постоянные отлучки Петра вызвали к жизни учреждение Правительствующего Сената, который решал все текущие дела в отсутствие царя. Нельзя сказать, что у царя с самого начала был конкретный план преобразований, часто он действовал по наитию, но нельзя его преобразованиям отказать во внутренней логике, хотя некоторые нововведения не прижились в России».
31. Укажите десятилетие, когда состоялись походы, о которых сказано в тексте. Укажите название мирного договора, пропущенное в отрывке.
32. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения
Задания 33–35 предусматривают разные виды деятельности: анализ исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
33. Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
34. Существует точка зрения, что некоторые черты системы управления Московского государства в середине XVI в. и в середине XVII в. были сходны. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих это сходство.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Население Древнерусского государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные явления, связанные с темой «Население Древнерусского государства».
10